Итак, в Чернигове, с перерывом в два года открылся международный фестиваль «Слов’янські театральні зустрічі», вечером 17-го марта в областном драмтеатре состоялась премьера спектакля от полтавских коллег – «Остання любов гетьмана». В самой Полтаве пьеса давно идет на ура – уже состоялось 30 аншлагов. В нашем городе талант полтавчан оценили, поэтому 31-й аншлаг прошел в Чернигове.
О том, как это было – читайте наш материал.
Немного о мероприятии, о том, как встречали зрителей и гостей. Старт спектакля был заявлен в стандартное для вечерних представлений время – в 19.00. Когда я зашла в фойе театра – там уже было множество людей, как дамы в вечерних нарядах, так и в стиле кэжуал. Многие, сдав верхнюю одежду в гардероб, не расставались с теплыми шарфами и шалями: в фойе было прохладно. Звучала музыка. Периодически туда-сюда прохаживался и сам директор театра – Сергей Моисеенко, бдительно следя за тем, чтобы «все было на уровне».
Звучала музыка, многие горожане с удовольствием делали селфи на фоне стен с обновленными фото артистов театра. Ввиду значимости события (как-никак, празднование 90-летия театра в разгаре) на мероприятие пришли многие известные черниговцы. Нами были замечены в толпе Ирина Дорожкина, бессменная руководительница Лиги деловых и профессиональных женщин, общественница Виктория Филатова, экс-секретарь горсовета Олег Шеремет, психолог и поэтесса Ирина Кулаковская и многие другие. Увы, ни губернатор, ни городской голова не почтили своим присутствием премьеру. Мероприятие открывали Леонид Сахневич первый заместитель главы Черниговской ОГА, а также сотрудники Департамента культуры и туризма, национальностей и религий ОГА, и некоторые представители иногородних театров.

Заходим в зал. Везде – люди, мест свободных практически нет. Многие здороваются, переговариваются, фотографируются, рядышком стоят телекамеры. Суеты много. Занимаем свои места в зале. Возле нас доставляют свободный стул. И вот, отзвенели театральные звонки, свет потихоньку гаснет, на сцену выходят ведущие. После коротенькой преамбулы, на сцене появляются директор областного музыкально-драматического театра Сергей Моисеенко, гости и чиновники. Звучат слова благодарности в адрес облгосадминистрации – за выделенные финансы. И, наконец, произносится фраза:
- 24-й Слов’янський міжнародний театральний фестиваль оголошується відкритим.
Церемониал соблюден полностью: обязательно исполнение государственных гимнов трех стран – участниц фестиваля – Беларуси, Польши и Украины. Украинский гимн звучит последним, из зала не видно, поют ли его чиновники, но среди публики слышно, как зрители напевают куплеты и припев.

И вот – собственно открытие. Вместо привычных ведущих, одетых по стилю «black tie», на сцену выходит…Николай Гоголь (намек на персоналии гостей – ведь Полтавский академический театр носит имя знаменитого автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки») и Черт. Рогатый ведет себя как напроказивший мальчишка: шутит, хихикает, и обещает строить козни черниговцам, осмелившимся поставить у себя полтавскую гоголевскую классику «Ніч перед Різдвом». Но сильно пакостить Черт все же не стал, вместо этого вместе с Николаем Гоголем они торжественно поздравили черниговский облдрамтеатр с юбилеем. Из зала появляються крепкие парни-козаки со стягами с гербами Чернигова,
Полтавы, с флагами Украины и Черниговской области. Женщины в плахтах и платках вживую поют. И тут Гоголь произносит:
- Ми вітаємо Чернігівський театр з 90-річчям, і ми також хочемо подарувати найцінніше, що в нас є – наше гаряче серце.
Как выяснилось, это не была метафора, черниговским артистам действительно подарили огромное сувенирное сердце в подарочной упаковке.
Спектакль начался необычно – с песен, причем мелодия была очень печальной, заунывной и даже заупокойной (исполняли вживую все те же три актрисы в старинной народной одежде – ведуньи-родицы, хотя лично мне они напомнили известное трио шекспировских ведьм или же античных мойр, тем более, что дамы постоянно держали в руках клубочки с красными нитями, как бы намекая, на нити судьбы). Актеры на сцене были завернуты в белый саван и в масках, похожих на погребальные.


В целом пьеса построена следующим образом – двухчасовый первый акт и часовой – второй, между ними - антракт. В пьесе рассказывается о судьбе гетмана Ивана Мазепы и его любви – крестнице Мотре Кочубеевне. Есть и третий главный персонаж – Украина. Сам гетман произносит фразу:
- В житті я кохав лиш двох жінок – Мотрю та Україну, і обох занапастив.
Есть отсылки и к царю Петру I и о том, как он, сперва, миловал, а затем и ополчился на своего любимца – ясновельможного князя Мазепу.
Еще одна сюжетная линия повествует о любви к гетману матери Мотри Любови, которая быстро обернулась ненавистью, когда Мазепа отверг ее. Женщина отомстила жестоко – подговорила мужа Василия Кочубея, Генерального судью Украины, написать донос царю об «измене Мазепы». В итоге, царь не поверил наговорам, наказал судью и отправил его в Украину – к Мазепе на казнь.
Во втором акте – гетман узнает об измене царя, решившего отдать Левобережную Украину полякам. Чтобы защитить свою последнюю любовь – Украину – гетман вынужден сделать то, в чем его подозревают – искать союза с главным врагом Петра – шведским королем Карлом.
Спектакль вышел действительно впечатляющим. Мистическим. Особенно поразили декорации, привезенные из Полтавы, свет, музыкальное сопровождение, были даже задействованы элементы театра теней, ну и, конечно же, поражала игра актеров.
Единственное, что причиняло неудобства зрителю – холод в театре. Несмотря на битком набитый публикой зал – в помещении было весьма прохладно. И во время второго акта многие зрительницы и зрители вынуждены были забрать свои пальто и куртки из гардероба и облачиться в них.

Благодаря содействию директора театра Сергея Моисеенко удалось попасть за кулисы и пообщаться с труппой. Владислав Шевченко, молодой главный режисер Полтавского академического областного музикально-драматического театра им. Гоголя буквально на бегу комментирует:
- Надзвичайно теплий прийом організаторів фестиваля, глядач – неповторний, чернігівці – надзвичайно приємні люди, вони такі театральні. Це перший виїзд нашої вистави за межі Полтави і він пройшов так добре! Нам дуже приємні оплески глядача.

И передает естафету комментирования актеру театра – исполнителю роли князя Меньшикова – Богдану Чернявскому.

Богдан Чернявский
Он признается: к роли подошел серьезно, изучал характер своего героя по книгам.
- Читав багато, наприклад роман «Меньшиков», взагалі я дуже полюбляю історію, ця доба вся цікава, Російська імперія, її становлення, я вже не вперше в цьому матеріалі, у нас в Полтавському театрі років 5 тому була вистава «Фортеця» - це події Полтавської битви, там знову ж таки у мене був росіянин. Окрім книг переглядав і історичні фільми. Обговорювали персонаж і з режисером.
Как признался актер – режиссер-постановщик спектакля Сергей Павлюк остался дома в Полтаве, в Чернигов не поехал. Потому очень волновался о том, как здешний зритель воспримет пьесу.
- Ми теж дуже хвилювалися, як тут сприймуть спектакль, бо інше місто, інший глядач, до того ж, ми відчували, що реакція тут була інакша, аніж в Полтаві. Складно пригадати конкретні сцени, але ми, як актори знаємо, що ось тут, в такому-то місці має бути така-то реакція, сміх або співчуття. Тому ми для себе відкрили інші місця, на які звернув увагу саме чернігівський глядач.
К сожалению, изучить географию своего персонажа – ведь многие события пьесы разворачивались именно на Черниговщине, в Батурине, например, у Богдана Чернявского не вышло, поскольку именно в ночь труппа возвращалась домой в Полтаву.
Анастасия Ярмоленко, видео - "Сивер Центр"
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.