GOROD.cn.ua

"Наш студент - лучший из студентов"

"Наш студент - лучший из студентов" в этом убежден ректор Черниговского государственного педагогического университета имени Т.Г.Шевченко А.Ф. Явоненко.



Это высшее учебное заведение - одно из самых известных учебных заведений Украины. Еще в 1916 году учительский институт начал свою деятельность как учебное заведение вышесреднего типа со словесно-историческим, физико-математическим и природно-географическим отделениями. Уже в 1919 году институт делал свой первый выпуск - 13 человек и был реорганизован в педагогический с четырехлетним сроком обучения.

Новая история этого учебного заведения - это шесть факультетов; физико-математический, индустриально-педагогический, исторический, физического воспитания, начальных .классов, химико-биологический, 4,5 тысячи студентов стационара и заочного обучения, 27 специальностей и специализаций. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 35 кафедр, около 70% профессорско-преподавательского состава - доктора наук и профессора, кандидаты наук и доценты. При университете функционирует аспирантура по 15 специальностям, открыта докторантура.

В жаркий июльский и предэкзаменационный день откроем двери такого именитого учебного заведения и зайдем на встречу с его не менее известным ректором, доктором биологических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии педагогических наук Украины Александром Федотовичем Явоиенко.

* * *

Досье

Явоненко Александр Федотович родился в 1939 году. Украинец, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины. С 12 января 1982 г, - ректор Черниговского государственного педагогического университета имени Т.Г.Шевчен-ко (до 1 апреля 1998 г. - пединститут) порядком перевода из Тернопольского пединститута, где возглавлял его на протяжении 8 лет. До этого работал доцентом, заведующим кафедрой, проректором по научной работе Херсонского пединститута.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978 г.), "За заслуги Ш степени " (1999 г.), медалями А.С.Макаренко (1981 п), "За заслуги в образовании" (1999 г.). Заслуженный работник народного образования УССР (1991 г.), Відмінник освіти України (1999 г.).

Автор более 150 научных работ и статей, учебников "Біохімія", "Биохимия" в соавторстве для студентов педагогических университетов.

* * *



- Прежде всего» Александр Федотович, мы поздравляем Вас с новым избранием на такую высокую и ответственную должность. Это случилось 3 июля?

- Благодарю. Именно в этот день представители трудового коллектива довери-1 ли мне быть их руководителем. Правда] возраст у меня уже не студенческий, на если утвердят в министерстве, поработаю. Сил и знаний пока не растратил.

- Вот Вы уже в университете у ректорского руля более 20 лет. А как все начиналось?

- Как и многое в советское время. До Чернигова работал ректором Тернопольского пединститута. Внезапно вызвали в ЦК Компартии Украины к секретарю по идеологии Маланчуку. Ни он, ни второй секретарь ЦК Соколов о моем согласии и не спрашивали. В приказном порядке было сказано: "Едь в Чернигов, наведи там порядок".

Через неделю, со всем своим скарбом, был в городе над Десной, сел в довольно-таки жесткое кресло ректора. Да так и остался. Вот уже два десятилетия.

- Каким был выпуск нынешнего года?

- Путевку в жизнь мы дали 635 студентам стационарного отделения и магистратуры, а также 366 заочникам. Половина из них обучалась по государственному заказу, столько же - на контрактной основе.

- Спрошу откровенно. Говорят, что студентом-контрактником может быть любой бывший выпускник средней школы. Лишь бы у родителей деньги в кошельке водились. А там - и трава не расти. Учись - не учись, а диплом все равно выдадут.

- Отвечу откровенно. Чушь все это, Да, мы охотно берем тех, кто может заплатить за обучение. Им в экзаменационную пору предоставляется своеобразная "зеленая" улица. Время сейчас такое. Финансирование у нас скуднейшее. А жить и работать надо, надо приобретать современную материальную базу, ремонтировать учебные помещения и студенческие общежития. Да проблем и не перечислишь. А вот денег на все это не дают. Криками отдельных депутатов в Верховном Совете о бесплатном обучении ничего не решить. Жизнь у нас совершенно другая, и жить надо по требованию нынешнего времени. Уверен, что со временем обучение, по крайней мере в высших учебных заведениях, будет и должно быть переведено на платную основу.

А в отношении того, что контрактники-митрофанушки за красивые глазки дипломы получают - абсурд. Такие студенты долго в аудиториях не задерживаются. Обросшие "хвостами" и "неудами", они безотлагательно отчисляются из университета. На каком бы курсе они ни были.

К счастью отмечу, что и среди контрактников, и среди обучающихся по госзаказу подавляющее большинство талантливой, работящей молодежи. Именно таких, за которыми будущее просветительской нивы нашей страны. Этим мы, преподаватели, особенно гордимся.

- А как же трудоустраивается "будущее просветительской нивы"?

- Очень сложный вопрос. Юридически 80 процентов наших выпускников "оседают” в средних школах. Практически - это далеко не так. Ведь самый низкий природный прирост населения отмечен в нашей области. А за этим - школьников становится все меньше и меньше.

* * *
"Аудитория, библиотека и дискотека" - девиз студентов Черниговского педагогического университета

* * *

Сокращается количество школ, классы полностью нс заполняются. В такой ситуации нашим выпускникам приходится самим искать место в жизни. Хотя, откровенно говоря, многие из них могли бы успешно работать учителями в сельской местности. Там вакансий предостаточно. Но в деревню едут единицы. Спросишь: "Почему не едешь?", отвечают: "А что там за жизнь! Зарплата - копейки, бытовые условия никудышние. А мне же еще и семьей обзаводиться надо".

Что сказать таким выпускникам? Что посоветовать? Я - не знаю. Приказать отправиться в сельскую школу - не имею права. Вот такая ситуация с одной стороны. С другой - выпускники уже поднаучились приспосабливаться к нынешним условиям жизни. Я знаю, что некоторые из них нашли работу в школах Киевской, Сумской и Житомирской областей.

А вот недавно приходила ко мне супружеская пара - наши бывшие студенты исторического факультета. Знание, в первую очередь, психологии и английского языка, настойчивость помогли им трудоустроиться в частных фирмах Израиля, где они успешно работают и материально хорошо обеспечены.

Конечно, я далеко не сторонник такой эмиграции. Наши выпускники в первую очередь должны работать у себя на родине. Оно так и есть. Своих выпускников я могу сегодня встретить и на заводах, и на фабриках, в детских дошкольных учреждениях, в фирмах, частных предприятиях, школах. Высокообразованные лк> ди педагогического уклона сегодня широко востребованы.

- Прослышал, что во вверенном вам университете открывается кафедра для подготовки гувернеров. Правда ли это?

- Кое-что уточню. Мы имеем намерение открыть факультет семейного воспитания и учителя подготовительных классов. Сегодня уже требуются педагоги для работы в семье, детских дошкольных учреждениях, по работе с детьми-инвали-дами. Те выпускники средних школ, которые будут поступать на этот факультет, должны немножко играть, рисовать, петь. Но главное - в будущем стать добрым учителем для дошкольников.

- Сегодня в коридорах университета видел множество молодежи. Ведь скоро экзамены. Сколько счастливчиков заполнит учебные аудитории 2003-2004 учебного года?

- Планируем набрать около 900 студентов. 480 из них - по госзаказу.

- Будет ли внедрена 12-ти балльная система оценки знаний студентов?

- Это не столь важно. Мы уже определенное время занимаемся внедрением модульно-рейтинговой системы оценки знаний. Что это значит? Каждый курс на факультете делится на модули (10-15), с соответствующим количеством баллов. Если студент набирает их наибольшее количество, он автоматически получает право не сдавать экзамены и, одновременно, получить высокую оценку. Не набрал нужного количества - готовься к экзаменам. По такому методу студент просто мобилизован постоянно учиться, а не от сессии до сессии. Педагог, в свою очередь, имеет возможность более четко определить уровень знаний студента.

В отношении 12-ти балльной системы, то она более приемлема для факультета начальных классов, который более приближен к уровню средней школы.

- После занятий студенты идут домой, кто-то - в общежитие. Уютно ли им там?

- У нас действуют три общежития для почти 1800 студентов. Живут - не жалуются. Плата за место - мизерная, дотируем собственными средствами. Есть и профилакторий, но у студентов он почему-то не пользуется популярностью. А ведь там можно получить медицинские услуги, питание. Студенты игнорируют эту возможность, скорее всего, рассчитывая на то, что, как веками водится, большинство родителей сами не доедят, а своих сынов и дочерей голодными не оставят.

- 1 сентября вы традиционно выступите перед студентами. Что Вы, если не секрет, им скажете?

- Скажу следующее. Поступать в вузы идут лучшие выпускники школ.



В педагогические вузы идут лучшие из поступающих в вузы. А наш студент - лучший из всех студентов. Для студента главным на пять лет должен стать девиз: аудитория, библиотека и дискотека!

Богдан Андреев, "Семь дней" №28 (86) от 9 июля 2003

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: педагогический университет, А.Ф. Явоненко, Богдан Андреев, "Семь дней"