Родители всегда волнуются за детей. Каждый из нас переживает за детские успехи и поражения. Хочется, чтобы адаптация детей во взрослые социальные отношения проходила с наименьшими психологическими потерями, прежде всего для них самих. И вполне закономерно возникают вопросы, которые наш корреспондент задал начальнику отдела образования Черниговского городского совета Натальи Лещенко.
Как подготовлены учителя обучать "современных” детей? У старых педагогов методы работы не рассчитаны на свободных современных детей - эрудитов?
"Потенциал любого демократического государства определяют образованные и всесторонне развитые личности. Мировая практика и информационное общество показывают, что сейчас интеллектуальная деятельность выходит на первый план. Нужны эксперты, аналитики, люди, способные к принятию решений.
Иноща возникает вопрос, способен ли учитель, который личностно формировался в государстве и системе, отошедших в прошлое, обучать и воспитывать современных детей? Действительно, существуют разногласия в восприятии общественной эволюции разными поколениями. Но учитель - человек, способный социально адаптироваться. Учитель - человек, который учится на протяжении всей жизни, находится в постоянном поиске, находя новые знания и умения, чтобы передать их своим ученикам. И это не вопрос возраста педагога, а его личных качеств, профессиональной компетенции. Участие в конференциях, семинарах, "крутых столах", тренингах, сотрудничество с образовательными общественными организациями вооружают учителя современными пед-технологиями, что помогает найти "свои" модели обучения. Для такого поиска необходима, конечно, мотивация. Она может быть как внутри-школьной, зависящей от желаний и личности учителя, так и внешней, которую формирует государство.
Как часто педагоги повышают свою квалификацию? Знают ли о современных теориях Педагогики успеха, Уникального ученика, Детей Индиго?
Характерными чертами современного учителя должны стать глубокие знания по своей специальности в соединении с методическим мастерством, готовностью к постоянному самообразованию.
Повышение квалификации педагогов происходит очно, индивидуально, очно-заочно и дистанционно. Чаще встречается очная форма. В 2004-2005 учебном году курсовую переподготовку прошли 807 педработников города. Начала внедряться и такая форма повышения квалификации как дистанционная.
Учителя принимают участие в работе школьных методических объединений, творческих групп, школ передового педагогического опыта. Помогает профессиональному и метод ическому росту педагогических кадров научно - методический центр управления образования Черниговского городского совета. Семинары, тренинги для учителей разных специальностей предлагают образовательные общественные организации.
Большинство учителей стремятся к активному обучению, внедряют современные педагогические теории и технологии, среди которых - проектные, интерактивные, информационные, модульные и другие. Инновационные педагогические технологии отличаются от традиционного обучения, которое имеет репродуктивный характер. Современные теории, например, Педагогика успеха, Уникального ученика, Детей Индиго известны в наших педагогических кругах и широко обсуждаются. И хотя эти теории и технологии имеют различные названия и содержание, их объединяет ид ея сотрудничества. Сотрудничество и взаимод ействие между учителем и учеником, которые д елают процесс обучения более эффективным, раскрывают таланты ребенка, содействуют общей демократизац ии взаимоотношений в школе.
Кто преподаёт новые предметы и курсы: "Этика”, "Этика религии", информационные технологии и т.п.? Как часто обновляются курсы предметов?
В соответствии с концепцией общего среднего образования в школе и в связи с введением профильного обучения в старшей школе вводятся новые курсы. Среди них курсы социального содержания, в частности, экономика, экология, гражданское образование. В 2005-2006 учебном году в 5-х классах общеобразовательных школ изучается новый предмет - "Этика". Основной целью этого школьного курса является формирование у учеников моральных ценностей, высокой моральной культуры личности. Также род ители имеют право выбрать изучение детьми факультативного курса "Христианская этика".
Успешная адаптация в информационном обществе невозможна без овладения учениками компьютерной грамотности. В школе изучается базовый курс "Основы информатики". Происходит общая информатизация образования. Появилось ресурсное программное обеспечение многих учебных предметов. Например, электронные атласы по географии, педагогическое программное обеспечение для уроков истории. Вводится дистанционное обучение с использованием информационных технологий.
В основной школе курсы по выбору и спецкурсы нацелены главным образом на общеобразовательную подготовку учеников, изучения ними дополнительных учебных предметов в соответствии с выбранным направлением работы школы, что в дальнейшем дает возможность ученикам сознательно выбрать профиль обучения.
В старшей школе происходит профильное обучение, предполагающее ориентацию на будущую профессию. Курсы на выбор, углубляют и расширяют содержание профильных предметов. Это создает благоприятные условия для поддержания индивидуальных особенностей, интересов потребностей учащихся.
Мы благодарим Наталью Петровну за интересное и актуальное для многих наших читателей интервью, тем более что время для него в насыщенном рабом графике найти было непросто. И от себя заметим, что было особенно приятным слышать так много оптимистических утверждений о весьма непростой социальной сфере жизни - современном общем образовании. Значит, есть надежда, есть перспективы и будущее у наших детей.
Наталия Семицветова, "Семейная газета" №5 от 6.10.2005
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.