GOROD.cn.ua

На бумаге – льготы есть, а на деле за них еще нужно побороться

Социальные льготы – вещь специфическая. Во времена избирательных кампаний о льготах говорят, чуть ли не на каждом углу. Одни рассказывают о том, какие льготы предоставлены населению благодаря «заслугам» тех или иных чиновников. Другие – вообще требуют отмены этих льгот. В то же время простые люди не понимают ни первых, ни вторых. Может быть, где-то на бумаге эти льготы и есть, только получить их на практике всем, имеющим право – нереально.

30 июня в Черниговской ОГА состоялся брифинг по разъяснению изменений законодательства в отношении предоставления льгот на проезд в пассажирском транспорте и при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Кто имеет льготы на поезд в общественном транспорте



Как сообщил директор департамента социальной защиты населения обладминистрации Олег Русин, с 1 июня отменяется право на льготный проезд отдельным категориям граждан. И даже, несмотря на это, в текущем году для области предусмотрена субвенция на предоставление льгот по услугам связи и льготный проезд в размере около 48 млн. грн. Из указанной суммы на компенсацию стоимости проезда пойдет порядка 39 млн. грн, из которых: на автотранспорт – почти 15 млн. грн, железнодорожный транспорт – около 5 млн. грн, электротранспорт – 19 млн. грн.








Если произвести арифметические расчеты, то получается, что на льготный проезд каждого имеющего льготы жителя Чернигова припадает около 30 грн. в месяц. Но ведь ездят в общественном транспорте далеко не все льготники, так что денег на льготный проезд выделяется немало! Получается, что именно городские власти перераспределяют средства таким образом, что далеко не все перевозчики получают компенсацию за провоз льготных категорий пассажиров, в результате чего и возникают конфликты на транспорте.



В то же время в судах неоднократно было доказано, что обязанность перевозчика перевозить определенные законом льготные категории пассажиров, и обязанность органов власти компенсировать затраты по льготным перевозкам – вещи совершенно несвязанные между собой. Перевозчик обязан везти льготника, и этот вопрос не обсуждается!

Как считает начальник управления промышленности, транспорта и связи обладминистрации Сергей Меженный, в договоре с каждым перевозчиком есть пункт, обязывающий возить пассажиров льготных категорий. И если органы власти не компенсируют перевозчику затраты по льготным перевозкам, то перевозчик не должен выгонять из салона автобуса льготников. Он должен добиваться выплаты компенсаций за льготные перевозки от органа власти, заключившего с ним соответствующий договор.

Сергей Меженный убежден, что необходимо проводить разъяснительную работу об изменениях в законодательстве о льготных перевозках, работать с автостанциями, перевозчиками и трудовыми коллективами. Для урегулирования ситуации в ближайшее время планируется собрать за «круглым столом» перевозчиков, общественность и представителей власти. По словам начальника управления промышленности, транспорта и связи, положительным примером урегулирования права на льготный проезд может служить ситуация в городе Нежин, где городские власти приняли решение о введении талонов на льготный проезд. Теперь перевозчики с удовольствием перевозят льготников, а по окончании месяца власти компенсируют им затраты на основании собранных от льготников талонов.

Выступая на брифинге, и Олег Русин, и Сергей Меженный высказали одну и ту же мысль: пассажиры льготных категорий должны отстаивать свои права всеми законными способами. Директор департамента социальной защиты населения обладминистрации Олег Русин попросил журналистов опубликовать перечень категорий, имеющих право на льготный проезд с указанием законодательного акта, предоставляющего соответствующую льготу. По его мнению, это поможет пассажирам-льготникам в защите своих прав при проезде в общественном транспорте.

С 1 июня, за счет компенсации из государственного бюджета сохраняется право льготного проезда в общественном транспорте для следующих категорий граждан:
– Участник боевых действий (Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты");
– Инвалид войны (Закон Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты");
- Пострадавшие (ЧАЕС) – 1 категория (Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы");
- Пострадавшие (ЧАЭС) – 2 категория (Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы");
– ребенок (ЧАЭС) инвалид (Закон Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы");
– Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды и лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида (не более одного человека) (Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине);
– Ветеран военной службы; ветеран органов внутренних дел; ветеран государственной пожарной охраны; ветеран Государственной службы специальной связи; ветеран службы гражданской защиты; ветеран Государственной уголовно-исполнительной службы; ветеран налоговой милиции (Закон Украины "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите");
– Инвалид военной службы; вдова (вдовец) погибшего или умершего военнослужащего, а также жена (муж) военнослужащего, пропавшего без вести во время прохождения военной службы и ее (его) несовершеннолетние дети или совершеннолетние дети-инвалиды с детства; родители погибшего военнослужащего (Закон Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей");
– Реабилитированные (статья 1) (Закон Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине";
– Дети из многодетных семей (Закон Украины «Об охране детства»).
– Пенсионеры по возрасту и инвалиды (постановления Кабинета Министров Украины от 17.05.1993 № 354 "О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования" и от 16.08.1994 № 555 «О распространении действия постановления Кабинета Министров Украины от 17.05.1993 № 354»)
.

Кроме того органы местного самоуправления могут принимать решения о предоставлении дополнительных льгот за счет средств местных бюджетов. В частности, о предоставлении льгот на проезд детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, ученикам из малообеспеченных семей и т.д.

Льготы на оплату ЖКУ теперь – в зависимости от доходов семьи

С 1 июля заработает новый Порядок предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Теперь социальную поддержку основной массе льготников будут оказывать в зависимости от суммы доходов всех членов семьи этого льготника. Согласно новому Порядку, совокупный среднемесячный доход семьи льготника в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не должен превышать 1710 гривен. Если среднемесячный совокупный доход такой семьи в расчете на одного человека превышает 1710 гривен, льготник теряет право на государственную помощь.


Олег Русин отметил, что по старым нормам (то есть без учета совокупного дохода семьи) льготы на оплату ЖКУ будут получать участники БД, инвалиды БД, чернобыльцы 1-й и 2-й категорий, инвалиды 1-й группы, ветераны органов МВД и ветераны Вооруженных сил.

Еще один нюанс: если льготник не обратился за получением соответствующих льгот, то автоматически они ему не предоставляются. Льгота дается только на шесть месяцев, после чего опять нужно проходить процедуру её оформления.

К членам семьи льготника при предоставлении льгот относятся лица, на которых в соответствии с законодательными актами, указанными в пункте 2 Порядка, распространяются льготы: жена (муж); их несовершеннолетние дети (до 18 лет); неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и II группы или инвалидами I группы; нетрудоспособные родители; лицо, находящееся под опекой или попечительством льготника и проживает вместе с ним.




В совокупный доход семьи льготника включаются начисленные:

1) пенсия;
2) заработная плата;
3) денежное обеспечение;
4) стипендия;
5) социальная помощь (кроме части помощи при рождении ребенка, выплата которой осуществляется единоразово, части помощи при усыновлении ребенка, выплата которой осуществляется единоразово, пособия на погребение, единовременного пособия, предоставляемого в соответствии с законодательством или по решению органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций независимо от формы собственности);
6) доходы от предпринимательской деятельности.

Для трудоспособных лиц, в которых отсутствуют доходы (кроме лиц, которые учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, высших учебных заведениях, лиц, призванных на срочную военную службу), и физических лиц – предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога первой группы, в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на соответствующий месяц.



Для физических лиц – предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога второй группы, в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц, для физических лиц – предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога третьей группы, – трех прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: льготы, изменения при начислении льгот, льготный проезд, Олег Русин, Черниговская ОГА, транспортные перевозки, Игорь Грищенко