Без электричества, отопления, в компании верных псов...
Середа, 8 травня 2013 15:36 | Переглядів: 2388
Эту чудаковатую женщину можно часто увидеть в центре Куликовки. Многие за глаза называет ее бомжихой. Возможно, из-за неопрятного вида и привычки бродить, опираясь на палку, по улицам Куликовки. Но 73-летняя Ульяна Самсоновна Глоба — не бездомная, у нее есть жилье по улице Казацкой, 16. Старый, когда-то добротный дом на два входа окружен зарослями, среди которых можно разглядеть фруктовые деревья. Очевидно, когда-то здесь был сад. А теперь густая чаща, в основном клены. Такую картину странно наблюдать почти в центре Куликовки. Можно было посчитать усадьбу нежилой, если бы не собачий лай. Псы выглядывают из окон дома, отзываются во дворе.
Уже много лет бабушка дает в своем доме приют бездомным животным. Моя первая попытка пообщаться с этой женщиной была неудачной. Едва я ступила во двор, как огромный черный пес, оскалив зубы, с диким рычанием бросился навстречу и стал рвать в клочья сумку, которой я защищалась. А Ульяна Самсоновна спокойно сидела на лавочке возле порога и на мою просьбу утихомирить обозленное животное лишь слегка пожала плечами и сказала: «Что я сделаю?» Пес пытался ухватить меня за штанину джинсов или за ногу. Пришлось убегать. Впрочем, желание пообщаться со странной бабушкой все-таки победило и привело меня сюда на следующий день. На этот раз я даже не успела дойти до того места, где когда-то была калитка, как верный цербер старухи выскочил из полуразрушенного сарая, вмиг оказался возле меня и трижды попытался вырвать у меня из рук сумку, пока я сама не вырвала ее из его зубов. Хозяйки во дворе не было. В небольших окнах запивались лаем псы.
Соседи Ульяны Самсоновны охотно пообщались со мной. Рассказывали о ней разное, жалели бедную женщину.
Ольга Зеленская:
- Уединяться она стала после смерти матери, перестала следить за собой, за домом, за двором. Почему-то завела собак, любит этих животных. Несколько лет назад в ее доме обрушился дымоход, дом не отапливается. Зимой негде еду приготовить, а летом во дворе что-то варит. Все соседи за нее переживают. Предлагали печь переделать, она отказывается. Иногда зайдет к кому-нибудь, попросит есть, дают.
Ольга Корж:
- Она работала санитаркой в Чернигове, в роддоме, вроде нормальная была. Замужне выходила, хотя, говорят, пыталась устроить личную жизнь, но неудачно. Мать ее была хорошей хозяйкой, всюду был порядок. После ее смерти все пришло в упадок. Дом не отапливается. Сколько раз мы предлагали соседке помощь. Можно ведь хотя бы буржуйку в доме поставить. Я газовый баллон отдавала, плиту. Отказывается брать. Пенсию получает нормальную, что хочет себе покупает и собакам колбасу, пока деньги есть. Спит под лохмотьями вместе с собаками, зимой они согревают ее своим теплом. Одежду тоже не берет. Не живет, а выживает. Но понимает ли она это? Что-то с женщиной не так. Но из своего дома она никуда не хочет идти. И в дом никого не пускает. Там давно уже никого из посторонних не было. Бывало, зимой не видим ее по нескольку дней, переживаем, не случилось ли чего, а зайти нельзя, собаки не пустят.
Александра Заяц:
- Собак надо на привязи держать, потому что нападают на взрослых и детей. Меня черная укусила за ногу, причем не возле ее двора, а догнала на улице.
Николай Зубок:
- Это у старухи еще стало поменьше собак, а было много. Куда подевались, неизвестно. Пока черную держала на привязи, все нормально было. Теперь псы нападают на людей. Как слышим крик, помогаем, а старуха никак не реагирует. Моя мама заявляла в милицию, но никто, наверное, сюда не приходил.
Андрей Макарец:
- У нее давно за неуплату отрезали электричество. Шесть лет дом не отапливается зимой. Как она выживает, не понимаю, она даже не болеет. В прошлом году, правда, в морозы на пунктах обогрева ела и грелась, несколько суток провела в больнице. Но к собакам все равно наведывалась.
Иногда мы с ней общаемся, хочет, чтобы ей подключили свет. А заросли возле дома такие, что, когда зазеленеет весной, дома не видно. Люди уже боятся не только собак, но и ужей, которые выползают оттуда. Мы обращались к поселковому председателю Николаю Опанасенко, он обещал, что коммунальщики расчистят все. Но недаром говорят, что обещанного три года ждут, столько и прошло с тех пор. Власть безразлична к судьбе таких людей. Был у нее брат, но умер, с невесткой, которая живет в Чернигове, она не общается. Родственников нет. Кто побеспокоится о женщине? Надо бы ее пристроить в лучшее место. С собаками - безобразие, одной женщине, преподавательнице музыкальной школы, пес порвал шубу и сумку. Ульяна может спокойно смотреть, как собака бросается на прохожих. говорит; что серьезно она никого не кусает...
Наконец мне удалось пообщаться и с самой Ульяной Самсоновной. Рассказывала она о себе вполне адекватно и просто:
- Я родилась в августе 1939 года. Работала и в больнице, и в межколхозстрое. Давно живу одна, сразу трудно и сказать, сколько лет. Собачек у меня пять. Одна, старшая, живет во дворе, четверо еще маленьких — со мной в доме. Пенсия у меня 1400 гривен. Как получу, что-то получше и для них покупаю, а так брошу им хлеба, и все. Они голодные, вот и бегут к людям. Кости раньше покупала, теперь, может, и продают, но я никак не найду.
Электричество отрезали, потому что не платила, когда пенсию давали нерегулярно. Ходила к поселковому председателю Николаю Опанасенко, обещал помочь, но электриков я так и не дождалась. Один сосед обещает съездить в РЭС, чтобы мне свет провели. Да и печка развалилась, дом не отапливается, еду приготовить зимой не на чем. Трудно. В прошлом году, когда были большие морозы, ходила в столовую аграрного лицея, директор, спасибо ему, распорядился, чтобы мне тарелку горячего супа давали. Огород я не сажаю, сил нет.
Воды беру сколько мне надо у соседей напротив - Панько. Зимой много хожу по улице, чтобы не замерзнуть. Часто падала, встать не могла, помогали подняться добрые люди.
В ее взгляде — что-то наивно-детское, когда говорит о четырехлапых друзьях, и какая-то запуганность и беспомощность, когда речь заходит о ее проблемах. Сложно судить, почему она выбрала такой образ жизни. И почему отдает предпочтение компании псов, а не общению с людьми. Может, из-за горького одиночества, каких-то обид, страхов. Впрочем, согласилась со мной, что агрессивного черного пса надо посадить на цепь.
Мне совсем бы не хотелось, чтобы после публикации в газете нарушился мир Ульяны Глобы, который она выстроила для себя. Хочет дожить век в своей хате, пусть так и будет. Однако этот человек нуждается в помощи, потому что имеется несколько явных проблем: почти в центре Куликоеки бабушка живет без электричества и отопления; все на виду, и вместе с тем этого как бы никто не видит. Увидят, когда замерзнет в доме? Не говоря уже. об антисанитарии возле дома. Все это по силам решить поселковому совету, который давно знает о проблемах, но почему-то бездействует. А можно ведь помочь Ульяне Самсоновне расчистить заросли, провести электричество и приобрести обогреватель (за ее средства). И тогда предъявить ей требование: хочет держать собак, пусть их привязывает, чтобы не пугали людей.
пгт Куликовка.
Татьяна Зинько, фото Николая Зубка, еженедельник "ГАРТ" №18 (2615) от 2.05.13
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.