Будет ли новое ограбление черниговского художественного музея?
Понеділок, 28 лютого 2011 09:52 | Переглядів: 3984
Будет ли новое ограбление черниговского художественного музея?
Три недели назад в Нежинском университете имени Николая Гоголя из музея истории университета украли две картины нашего земляка, живописца Сергея Шишко. Несколькими месяцами раньше, в ноябре 2010-го, из столовой фирмы «Нафком-агро», что в Малой Девице Прилукского района, вынесли три картины Алексея Горбенко. Оба художника — соцреалисты. Говорят, картины этого периода сейчас в моде у коллекционеров и на мировых аукционах. Стоят десятки, а то и сотни тысяч долларов.
Работы художников этого периода есть и в Черниговском художественном музее на Валу. Музей уже не раз переживал ограбления. Ждут ли там непрошенных «гостей»?
— А где же соцреалисты? — обратились к
главному хранителю фондов Черниговского художественного музея Светлане Курач.
Два с половиной года назад она провела журналистов в хранилище и показала картины, которые там находятся, в том числе и соцреалистов. С тех пор в музее ничего не украли. Мы сделали вывод, что описания в «Вести» вполне безопасны, бандиты ее не читают. Но на этот раз провести нас в хранилище Светлана Курач отказалась наотрез.
— Если что, потом не вам будут «пальцы в двери закладывать». Даже если будет письменное указание директора, в хранилище не поведу, — сказала, как отрезала.
— Вы ждете непрошенных гостей?
— Не надо ждать беды, а то она придет.
По нашему ощущению, в музее тревожно. Непрошенных гостей все-таки ждут.
Ведь в художественном музее есть картины знаменитых соцреалистов Сергея Шишко, Федора Захарова, Николая Глущенко и других, менее известных. Но пока что на них никто ни разу не покушался.
ЧЕРНИГОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ПЕРЕЖИЛ ОГРАБЛЕНИЯ В 1996, 1997, 1998 ГОДАХ.
В декабре 1996 года из выставочного зала было похищено полотно Теодора Каспаруса Смитса «Натюрморт с клубникой» (1657 г.), примерная стоимость которого 150 тыс. долларов. Грабителя (или грабителей), как и картину, не нашли.
Через полгода, в июне 1997-го, двое неизвестных в масках связали охранника и вынесли из музея 12 ценнейших экспонатов, девять картин и три бронзовые скульптуры ХVII-ХIХ веков. Защитные устройства не сработали — незадолго до ограбления преступники блокировали проходящую через канализационную систему сигнализацию.
По счастливой случайности, одна из похищенных картин была найдена в кустах недалеко от музея уже на следующий день: по версии следствия, из-за своих габаритов она просто не поместилась в автомобиль, на котором преступники вывезли шедевры. Повезло «Концерту» Хендрика Тербрюггена (Голландия, 1626 г.). Отечественные эксперты оценили тогда все похищенное в 3,5 миллиона долларов, но аукционная цена может быть выше. Чего стоит одно лишь полотно Карла Христиана Фогеля фон Гольштайна (Германия, 1848 г.) «Анна Болейн за решеткой»! В 1998-ом из экспозиции исчезли семь работ русских и европейских художников.
Среди них известный «Портрет девушки в белом чепчике» Жана Батиста Греза, стоимость которого около $500 тыс. Преступление было раскрыто спустя три года, когда похититель попытался продать работы. Причастным оказался... директор фирмы, которая делала ремонт в музее. Он знал все ходы и выходы.
По сообщениям информагентств
«Соцреалисты сильно подорожали», — считает художник Олег Синельник
— Где-то полгода назад пошла вторая волна популярности советских художников, соцреализма, — рассказывает
Олег Синельник — Цены на них взлетели на порядок. Картины, оцениваемые раньше сотнями долларов, сейчас можно продать за миллион.
— Почему работы советских художников ранее из музея не крали?
— Варианта может быть два: либо люди работали по заказу, либо они дилетанты, не знали, что брать.
— Нужно ли художественному музею в ближайшее время ждать «гостей»?
— На самом деле, «гостей» любому музею, в котором есть хоть что-то мало-мальски ценное, стоит ждать всегда. Выпускаются соответствующие каталоги, которые не выходят в широкую продажу, но, например, у всех наших антикваров эти каталоги есть.
В них указаны украденные произведения искусств, которые до сих пор не найдены, перечислены работы, которые хранятся в запасниках художественных музеев. Списки есть, фотографии этих работ. Если человек в этой сфере варится, он эту информацию знает. К тому же картины неоднократно показывались на выставках, тиражировались в средствах массовой информации, есть фотографии общедоступные.
Сколько лет существовали ценные вещи, столько же лет были и люди, которые на эти вещи покушались, чтобы сделать их своими. Существуют галерейщики, аукционщики, которые определяют, если можно так назвать, моду на то или иное направление, какую линию в этом сезоне будут подымать вверх. Например, решают, что будет в цене соцреализм. Это своеобразная игра.
Художники этого периода работали практически каждый день. Если не было конкретного заказа, то над своими работами. Человек мог пойти на базар, купить понравившийся ему букет тех же роз и написать его за один сеанс. У них таких букетов роз могли быть сотни. И все эти букеты разошлись по музеям. Они могут находиться на балансе сельских клубов, столовых. Покрылись копотью, пылью, плесенью, имени автора не видно.
Но есть люди знающие, которые в курсе дела. Они рыщут по провинциям, по селам. Находя, оценивают обстановку и понимают, что вот это можно просто взять, а это за символическую взятку председателю. Если он отказывается, то можно прийти ночью и взять.
— Здание художественного музея требует ремонта. Картины, о которых идет речь, в хранилище, их посмотреть нельзя. Только если будет выставка. Украдут соцреалистов, не украдут — что с того? Какая нам печаль? Может, не трястись в ожидании воров, а объявить аукцион? Воспользоваться моментом? Распродать часть полотен и собрать деньги для ремонта здания?
— Даже не знаю. Не мне решать. Принято считать, что музеям требуется либо сильная поддержка государства, или же хорошие спонсорские вливания. Например, «Пинчук-центр» в Киеве.
— Есть ли на Черниговщине такие люди?
— Есть бизнесмены, которые иногда покупают у художников полотна за 200-300 долларов. А дальше дело не идет.
Марина Забиян, Ольга Макуха, еженедельник "Весть", №8 (433)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.