GOROD.cn.ua

Какие спортивные увлечения были у черниговцев сто лет тому назад

Какие спортивные увлечения были у черниговцев сто лет тому назад
Мы снова возвращаемся к публикации воспоминаний черниговского старожила В. К. Пухтинского. Сегодняшняя тема — развлечения и занятия спортом на свежем воздухе.

Морские бои, рыбалка и «Долой самодержавие!»

Любимым видом спорта у черниговцев, взрослых и юных, было катание на лодках, принадлежавших двум предпринимателям, Александрову и Файбе Шепелеву, отлично конкурировавшим между собой. Их купальни и лодки находились у правого берега Десны, выше пароходной пристани, которая, в свою очередь, была пришвартована к берегу, намного выше устья Стрижня.

Катание в малой лодке стоило 5 копеек за час, в большей — 10 копеек, а в ещё большей, человек на 25—30, цена доходила до 20 копеек. Обычно на больших лодках жители отправлялись на “маевки” вниз или вверх по течению Десны на целый день, за что платилось 1—1,5 рубля. Их же брали на 1—2 часа гимназисты и устраивали на реке “морские” бои*. Подобные “сражения” иногда заканчивались тем, что лодка опрокидывалась и “моряки” принимали водное “крещение”. Чаще же всего “враги” обильно окатывали друг друга водой.

Были и такие спортсмены, что имели собственные шлюпки, баркасы и “душегубки”, на которых они и катались, и отправлялись на рыбную ловлю.

Гимназистам разрешалось кататься на лодках только с разрешения родителей, о чем они должны были писать инспектору гимназии. Отец автора этих строк написал инспектору такое, не лишенное юмора письмо, оформленное по всем правилам принятой тогда эпистолярной вежливости:

«Имею честь почтительнейше довесть до Вашего сведения, что я разрешаю сыновьям моим Владимиру, Вячеславу и Александру кататься на лодках по реке Десне и ее притокам, а также и по озерам и заводям, примыкающим к этой реке. Равным образом я разрешаю им ловить рыбу и раков и прочих водных обитателей как удочками, так и неводом и сетями.
Ответственность за случайности, могущие произойти от вышеупомянутых удовольствий, беру на себя. Спорить и прекословить не буду.
Коллежский советник и кавалер К. Пухтинский»


Родитель возложил на среднего сына дипломатическую миссию вручить послание инспектору. Инспектор наш, имея наружность Собакевича и носивший кличку “Бегемот”, был большим тяжкодумом. Семейный “посол”, скроив невиннейшую рожу и едва удерживаясь от душившего его смеха, подал послание “Бегемоту”, и он, важно оседлав нос пенсне и пробежав быстро глазами письмо, с серьезным видом положил его в карман форменного сюртука, не заметив, очевидно, заключенной в нем иронии.

***


Пользуясь лодками, рабочие, студенты и учащиеся в 1906 г., во время разлива Десны и Стрижня, подъезжали к губернаторскому дому с пением революционных песен и с криками “Долой самодержавие!”. Полицейские (их звали “селедками”) пытались разогнать водяную демонстрацию, но ничего не выходило: лодки с молодыми людьми быстро и удачно маневрировали, оставляя блюстителей порядка в дураках.

На пикник — на «рыбу-фиш»

Любимым занятием подростающего поколения было купание в Десне, причем признаком удальства было “качание” на волнах, производимых колесами пароходов. Совершались после купания длительные прогулки по задесенским лугам к озерам и на так называемую Татарскую горку (возле с. Подгорного), где юные “археологи” находили черепки от древней посуды. Компаниями ездили по реке в урочище Полковницу, где ночевали, а потом утром и днем ловили рыбу и варили уху. Туда же, обычно по воскресеньям, жители направлялись на пароходах на “гуляние”. Здесь, среди природы, публика танцевала под музыку.

Любители попить пива и водки и закусить блюдом, какое называлось “рыба-фиш” или “рыба-щук” (фаршированная по-еврейски), направлялись к еврейской харчевне на левом берегу Десны, чуть повыше парома. Харчевня эта носила библейское название «Капернаум».

Экскурсии совершались также а Подусовку, в Еловщину, в урочище Святое, недалеко от Киевского моста, в Микулинку за этим мостом, на курган возле Троицкого монастыря, по шоссе к Черторийскому мосту, к громадному оврагу, часть которого некто Доброницкий превратил в “Швейцарию”, на Бобровицу по дороге на Седнев и т.п.

На трех колесах, на железных шинах…

В гимназии да, вероятно, и в других учебных заведениях уроки гимнастики превращались в скучную шагистику под команду пехотного офицера, и настоящее спортивное воспитание стало юношество получать только тогда, когда в Чернигове было организовано спортивное общество “Сокол” под руководством опытного учителя гимнастики, чеха Я. О. Инемана. Для “Сокола” был отпущен большой участок, напротив “богоугодного заведения”.

Велосипедный спорт только-только начинался. Первые велосипеды даже, кажется, не только детские, но и для взрослых были на трех колесах. Постепенно стали вводиться и двухколесные, на железных шинах. Велосипедисты, катаясь на них по булыжным мостовым, производили сильный шум. Железные шины стали уступать резиновым только в начале 90-х годов. Обладателей велосипедов было очень мало: они, вероятно, дорого стоили.

Внимание юношества обращал на себя какой-то велоспортсмен, целыми днями тренируясь на Александровской площади на диковинном бицикле с огромным, в рост человека, передним колесом и миниатюрным задним. Шалопай этот одет был в жокейскую курточку, и шапочка у него была жокейская. “Фертом” он выделывал такие “кренделя”, что надо было удивляться, как он не падал и не поломал себе рук и ног.

* Гимназисты, вкушавшие обильно от “классической премудрости”, называли эти сражения “навмахиями” (морскими сражениями).

Подготовила к печати главный специалист отдела использования информации документов Госархива Черниговской области Людмила Болва, еженедельник «Взгляд», №20 (154)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Людмила Болва, черниговцы, спорт, увлечения