GOROD.cn.ua

Безопасны ли поездки «киевскими» маршрутками?

Разбившийся автобус
Известия о массовой гибели людей всегда шокируют. Особенно резко ощущается холодок смерти, когда речь идет о событиях, участником которых мог стать каждый из нас лично. К таким событиям мы относим дорожно-транспортные происшествия, связанные с перевозкой пассажиров на общественном транспорте. Садясь в маршрутку, каждый из нас доверяет свою жизнь и здоровье неизвестному водителю, совершенно не зная об его опыте вождения, состоянии здоровья в день рейса, состоянии транспортного средства, которым осуществляются перевозки. Каждый надеется, что беда пройдет мимо...

Смерть на трассе

Как уже писали журналисты, 14 февраля в 7.45 на автодороге Киев — Чернигов, вблизи села Калитянское Козелецкого района, произошла очередная авария с участием маршрутного автобуса. Как заявили сотрудники Госавтоинспекции, водитель Mercedes-benz не выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением и выехал на полосу встречного движения. Микроавтобус столкнулся с грузовым автомобилем Isuzu, который двигался во встречном направлении. Удар пришелся в правый бок маршрутки.

В результате ДТП два пассажира автобуса погибли на месте аварии, водитель автомобиля Isuzu и четыре пассажира автобуса получили телесные повреждения разной степени тяжести. Есть достоверная информация о том, что одна из пассажирок этого рейса до сих пор находится в крайне тяжелом состоянии. В настоящее время ведется следствие, которое, возможно, установит причины происшедшего, но это совершенно не означает, что будут приняты какие-то кардинальные меры и аварии на трассе с участием маршруток прекратятся.
Насколько часто на трассе, соединяющей наш город со столицей, происходят аварии? Для того чтобы уточнить эту информацию, мы связались с Госавтоинспекцией области.

— За 2009 год на трассе «М01» Киев — Чернигов — Новые Яриловичи произошло 129 дорожно-транспортных происшествий, — сообщил редакции инспектор сектора по связям с общественностью Госавтоинспекции области капитан милиции Сергей Борздый. — Из них 28 ДТП с пострадавшими, в которых погибло 10  и травмировано 28  человек. С участием автоперевозчиков было совершено 20 аварий, из которых только в одном ДТП было двое пострадавших. За прошлый год из числа тех, кто попал в аварию, находясь в маршрутном автобусе, не погиб ни один человек.
А по состоянию на 22 февраля на этой трассе уже произошло  30 ДТП, из которых в пяти есть потерпевшие: трое погибших и шестнадцать травмированных. С участием перевозчиков было зафиксировано 11 аварий, в одной  были пострадавшие. Эта авария произошла 14 февраля, в ней погибли два пассажира автобуса, а шестеро человек получили травмы различной степени тяжести.

Как ни странно это звучит, но, тем не менее, факт: сотрудники Госавтоинспекции считают, что причиной аварий является превышение скоростного режима и несоблюдение правил дорожного движения, а такая причина, как неисправность транспортного средства практически никогда не фигурирует в уголовных делах. Возможно, причина в том, что для детального изучения технического состояния пострадавшего транспортного средства необходимы сложные, а следовательно, дорогостоящие экспертизы, в проведении которых нет особой заинтересованности.

***
Но есть и другое мнение. Так, Сергей Круш, председатель ассоциации пассажирских перевозчиков Черниговщины, считает, что виной последнего ДТП на трассе стало неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

— В аварию попал самый новый Mercedes, который обслуживает маршрут Чернигов — Киев. Это машина последней модификации, — констатирует Сергей Круш. — Достаточно сказать, что только в январе автобус привлекался к перевозкам в составе кортежа президента во время его визита в Черниговскую область. Так что по техсостоянию вопросов нет. Превысил что-то водитель или не превысил — выяснит экспертиза. Сегодня вопрос превышения скорости мы уже закрыли. Водителю нет смысла лететь в Киев за 1,5 часа. Дело в том, что как бы быстро маршрутка туда ни приехала, выедет назад она только в строго определенное время. Поэтому, как правило, водители скоростной режим соблюдают. Но все же я думаю, что главная причина в дорожном покрытии…  

Пока нормальных автобусов не предвидится…


Кто-то, просчитав статистику, скажет, что, мол, не так уж много маршруток попадает в ДТП по сравнению с общим количеством произошедших аварий. Но суть не в том, сколько их попадает, а в том, что это массовые перевозки пассажиров, и при этом перевозчик не в состоянии обеспечить безопасность и сберечь здоровье людей.
При анализе причин ДТП нельзя сбрасывать со счетов состояние транспортного средства. К сожалению, сегодня в Украине перевозчики фактически не имеют возможности приобретать нормальные комфортабельные автобусы, которые могут курсировать на междугородных маршрутах. «Защита» национального товаропроизводителя привела к тому, что лучшим междугородным автобусом перевозчики до сих пор считают Mercedes Sprinter — грузопассажирский автобус, переделанный для перевозки людей. Защищая национального производителя, кто-то заявит, что есть же у нас «Эталоны», «Богданы». Да, есть. Но «Эталон» — это технология 70-х годов, купленная у индийской фирмы «Тата», которая, в свою очередь, закупила модель у Mercedes-Benz. С «Богданами» та же ситуация, только технология куплена у Isuzu.

— Наше законодательство вставляет палки в колеса тем, кто собирается закупать автобусы зарубежного производства, — уверен Сергей Круш. — Да, хорошо было бы, если бы в Киев ходили автобусы марки Neoplan, но сегодня наш перевозчик не сможет потянуть такую покупку. Новый Neoplan стоит около 800 тысяч долларов. В то же время наши новые «Эталоны» и «Богданы» по техническому состоянию даже хуже, чем 10-летние «Спринтеры». И если даже перевозчик купит Neoplan с 10-летним пробегом, то на маршрут не попадет, потому что ему скажут: «Автобус старый!». Вот и получается, что еще долго будем мы ездить на «Эталонах», хотя и он, так же, как и Sprinter, грузовой автобус.

Сергей Круш отметил, что та же Швеция предлагает нормальные 6—10-летние автобусы с полумиллионным пробегом, но для того, чтобы их ввезти в Украину, необходимо заплатить налогов в четыре раза больше, чем стоит сам автобус. А вот хороших машин украинского производства пока не предвидится — уж очень сильно лоббирование приватных интересов в этом вопросе.

Еще одно мнение

Елена Варнакова, председатель Черниговского профсоюза предпринимателей:

— Многие черниговские перевозчики были членами нашего профсоюза. Тем не менее мы стали с ними расставаться, разочаровавшись в них. На общем собрании я говорила, что все закончится плохо только по той причине, что водилы «гайсают», дисциплины никакой нет! Я предлагала создать «черный список» тех водителей, которые любят выпить, полихачить, и не брать их на работу, потому что только это может заставить их думать головой. Перевозчики не согласились, заявив, что если один не возьмет на работу, то возьмет другой. Маршрутки разбиваются, и нам, как представителям профсоюза, защищать их до бесконечности нельзя — ведь гибнут люди. Скорее всего, водитель ехал со скоростью километров сто в час. И это по такой-то дороге!

Могу сказать, что несколько виноваты и сами пассажиры, которые просят водителя ехать побыстрее. Как-то я разговаривала с перевозчиком. Так вот, год или два назад, как раз в тот день, когда на киевской трассе «легла» маршрутка, его попросили отправить на Киев два автобуса. Водителей не хватало, и хозяин сам сел за руль одного из своих автобусов. На дороге был гололед, и он ехал со скоростью 50—60 км/ч. Многие пассажиры начали его «крыть», мол, почему так медленно. А он «отморозился» и делает вид, что не слышит. Когда автобус проезжал около перевернутой маршрутки, все сразу же закрыли рты…
Мало того, что водители слушают то, что советуют им пассажиры, так они еще разговаривают во время движения по телефону, едят семечки, курят или еще что-то делают. Если водители хотят, чтобы к ним относились с уважением, то в первую очередь нужно беречь жизнь пассажиров. А с тем, что у нас пишут: «Мерседесы» — это убийцы», я категорически не согласна. Потому что пассажир, садящийся в «Эталон», рискует больше. Есть и еще один момент: на состояние автобуса, особенно зимой, влияет внегаражное хранение. Хранить автобус «под забором» — это значит рисковать человеческой жизнью.


КОММЕНТАРИЙ

Василий Солохненко, первый заместитель председателя правления ОАО «ЧОПАС-17499»:

— Я считаю, что для безопасности пассажиров не столь важно, какой автобус. Нужно, чтобы автобусы ходили с соблюдением правил дорожного движения и по установленному графику. Водитель не должен работать с 5 утра до 10 вечера. Из-за всего этого и аварии происходят, и трагедии на трассах. Конечно, в «Мерседесе» особого комфорта нет. Сегодня у нас на маршруте Чернигов — Киев появился один комфортабельный автобус — «Неоплан». И таких автобусов могло быть и больше, если бы были пассажиры. Да, в советское время на Киев ходили большие комфортабельные автобусы. Но тогда не было тех, кто занимается нелегальными перевозками. Все пассажиры шли на вокзал и загрузка автобусов была довольно стабильной. Мы хорошо знали, в какой день сколько автобусов планировать, чтобы вывезти всех желающих. Будет в государстве порядок — и в этом вопросе все станет на свои места.

Юрий Сидоренко, фото ЦОС УМВД, еженедельник «Взгляд», №8 (142)


Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Юрий Сидоренко, аварии, маршрутки