В драмтеатре 18 июня прошла премьера «Кайдашевой семьи».
В истории, описывающей события полуторавековой давности, режиссер Вера Тимченко находит параллели с днем сегодняшним — мы так же погрязаем в мелочном выяснении отношений, добровольно превращая свою жизнь в череду перебранок. По счастью, в горьких этих ситуациях выручает национальный характер — в котором, по словам самого же Нечуй-Левицкого, полной мерой присутствуют «жарти, смішки, штукарства та загалом гумор, ще часом і дуже сатиричний».
— Эта пьеса идет сейчас — с большим успехом, кстати! — во всех больших театрах Украины, включая и столичные. Она очень нравится зрителю — настолько она народная, настолько близок и понятен язык, и, конечно, тема — касающаяся каждого человека и каждый найдет в ней свои проблемы и свои ответы, — говорит режиссер-постановщик, лауреат премии им. Коцюбинского Вера Тимченко. — Некоторые смотрят на «Кайдашеву семью» как на драму, кто-то — как на трагикомедию, мы к ней подошли как к народной музыкальной комедии.
Музыка к спектаклю написана знаменитым украинским композитором Александром Билашом, на премьеру мы пригласили его дочь, она, кстати, очень нам помогла с материалом. Музыки много, она живая, по-настоящему народная… Много танцев, песен. А текст — настолько достоверный, что кажется, что это сама жизнь на сцене.
…Пьеса доступная, понятная, очень сценичная, это произведение, которое само просится на сцену. Такое впечатление, что это не повесть, которую мы перенесли на сцену, а произведение, изначально написанное как пьеса.
— Вы действительно считаете, что происходящее в семье старого Кайдаша перекликается с тем, что происходит с людьми сегодняшними?
— Конечно же — да. И мне хочется чтобы после спектакля зритель смог понять, что все эти ссоры, перебранки — домашние, рабочие — разрушают человека, его душу, личность, приводят к распаду семьи и, как итог, даже страны, общества.
А главное, что хотелось донести этой постановкой (надеюсь, нам это удалось), что даже те герои, которые только что воевали, доказывали, яростно настаивали на своем — в финале все они вдруг осознали, что они всё уничтожили! Ничего не осталось! И потому этот спектакль сегодня актуален, как впрочем и во все времена, но сегодня — как никогда.
И мы старались заниматься больше душой человека, разбираться, что в ней происходит, когда человек погружается в скандалы из-за ерунды — из-за сгоряча брошенного слова, чьей-то оплошности, из-за какого-то имущества, вроде этой несчастной груши или пресловутого мотовила…
А думать-то нужно не о том, как настоять на своем любой ценой — нужно думать о большем, о своих близких, об обязательствах перед ними, о задачах, которые перед тобой стоят, а не тратить жизнь на скандалы. А параллель с тем раздором, что мы имеем сегодня, уже напрашивается сама, к этому не нужно и подводить…
— По сути ведь «Кайдашева семья» — это драма отношений. Но мы на нее смотрим и смеемся, вот парадокс-то…
— Совершенно верно, мы смотрим на происходящее сквозь призму юмора, но смех должен быть разумным, и с помощью смеха мы сделаем больше, может быть, чем если покажем драму в чистом виде. Так хочется, чтобы зритель после спектакля ушел довольным и чуть поумневшим. Дай-то Боже...




Вера Едемская, фото Вадима Ивкина
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Вера Тимченко, драмтеатр, «Кайдашева семья»