GOROD.cn.ua

Что и как делать в церкви

Отец Игорь
Во многих храмах сейчас действуют воскресные школы для детей. А вот как быть нам, взрослым, выросшим в период «воинствующего атеизма», у которых есть потребность обратиться к Богу, зайти в храм, но сдерживает незнание, боязнь совершить оплошность. Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, развеять сомнения и утвердиться в вере, мы обратились за помощью к священнику храма Всех святых земли Черниговской отцу Игорю.

Как вести себя в храме

Церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а накануне вечером, вечерним богослужением. Независимо от того, пойдете ли вы в храм, дома надо читать соответственно утренние или вечерние молитвы.
Одеться в храм нужно скромно, большая часть тела должна быть прикрыта. Не следует также наносить макияж, особенно губную помаду.
На утреннюю службу принято приходить натощак. А детям и немощным можно покушать. А если вы в этот день причащаетесь, тогда только натощак (за исключением малышей до 3-х лет).
Подходя к воротам храма, а также перед тем, как войти в него, нужно перекреститься и поклониться в пояс. Войдя в церковь – трижды перекреститься, поклониться, и мысленно произнести: «Боже, милостив буди мне грешному».
Прийти в храм желательно за 10 – 15 минут до начала службы, чтобы подать записки, не спеша поставить свечи, приложиться к иконам. В первую очередь прикладываются к иконам, лежащим на аналое (это иконы храма, праздника, отмечаемого события).
Если все же опоздали, нужно вести себя так, чтобы не нарушать общее благоговение. Когда в церкви много людей, свечу лучше передать впереди стоящим людям. Если подсвечник полный, надо положить свечу рядом, после церковный служитель поставит ее. В храме возле икон свечи ставят только за здравие. Единственное место, где свечи ставят об упокоении, – панихидный стол.

– Вообще, если человек искренне идет в храм, он не должен бояться оступиться, совершить ошибку, – уверен отец Игорь. – По моему наблюдению, человек, который только начинает посещать богослужения, зачастую более благоговейный, более требовательный к себе, чем те, которые ходят в храм много лет, чувствуется какое-то привыкание к святыне. В церкви не принято поправлять человека, можно сделать замечание, но очень тактично, чтобы не оттолкнуть человека. Другое дело, если это случай явной агрессии, провокация.
Креститься надо не спеша, не махая руками, а чинно и благоговейно; это должен быть полный крест, а не половина. Небрежно положенный крест «беса радует», как и небрежно или неправильно изображенный крест на записке. В храме, об этом писал еще Василий Великий, все должно быть по чину.
Когда священник осеняет верующих в церкви крестом, Евангелием, Чашей или святой иконой, – надлежит креститься, наклонив голову. Преклонять голову следует и во время чтения Евангелия, а также когда священнослужитель призывает к этому, совершает каждение или благословляет.
Выходя из храма, нужно трижды перекреститься и поклониться.

Когда можно покинуть богослужение

– Если строго следовать правилам, то конечно же, надо полностью отстоять богослужение, приложиться к кресту, послушать 33-й псалом, воздать хвалу Господу, чтобы мы не были похожи на тех девять прокаженных, которые исцелились, но не нашли возможности Бога отблагодарить, – наставляет отец Игорь.
Но в жизни бывают разные ситуации. Преподобный Лаврентий Черниговский рекомендовал, что если есть какая-то потребность оставить храм, то только после того, как пропоют «Отче наш». Это непосредственно перед причастием.
Кроме того, – продолжает священник, – в церкви нельзя ходить, когда открыты Царские врата, когда выносят Дары, во время пения Херувимской (перенос Даров), когда читают слово Божье (потому что это – обращение Бога к человеку), а также, когда совершается самая важная часть богослужения – Евхаристический канон, то есть после «Символа веры» («Верую») и до «Достойно есть». В это время стараются даже не делать лишних движений. Потому что дары, которые заготовили, в это время освящаются общей молитвой, становятся телом и кровью Христовой.

Как правильно обратиться к священнику

Здороваются со священнослужителем только равные ему по сану, простые люди должны благословляться: «Отче, благослови» или «Благословите, батюшка». Для этого, подойдя к священнику, нужно поклониться, затем сложить руки крестообразно ладонями вверх (лодочкой), правая – сверху. Когда батюшка благословляет и кладет свою правую руку на ваши ладони, принято целовать его руку. Креститься при благословении не нужно. Чтобы поблагодарить священника, говорят: «Спаси, Господи».
– При обращении к священнику избегайте формы «святой отец», – предостерегает отец Игорь. – Это традиция не православная. Святость человека определяется только по его блаженной кончине. К живому обращение «святой» будет некорректным.

Когда можно сидеть во время службы

За вечерним богослужением сидение допускается (причем людям любого возраста), когда читаются кафизмы (чтения из Псалтыря). Кафио с греч. – «сижу».
Но есть песнопения, при которых это недопустимо. Это акафист (от греч. акафистос имнос – «не седальный»). За литургией тоже нужно стоять, ибо это наша общая молитва, исключение – дети и особо немощные.

Когда нельзя преклонять колени

Не следует творить земных поклонов после причащения Святых Даров, в воскресные дни, в дни великих праздников, а также от Пасхи до Вознесения Господнего. В эти дни, по слову апостола Павла «Ты уже не раб, но сын». Земной поклон перед причастием нужно делать заранее, не у самой чаши.

Почему женщинам нельзя ходить в храм в «определенные» дни?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Скорее всего, это связано с тем, что в храме нету места крови. Единственная кровь, которая может быть в храме – это кровь Христова. Даже священник, если случайно поранит палец, должен оставить службу, забинтовать ранку. В церкви в эти дни женщина находиться все же может, но прикладываться к святыням не следует.

Как правильно подать записку

Во-первых, это должен быть специально подготовленный листочек, а не обрывок бумаги.
Во-вторых, следует помнить, что записку читает человек, поэтому писать нужно разборчиво.
Обязательно надо указать, какую записку вы подаете: о здравии или об упокоении.
В записке полагается писать полную форму имени: не Нюра, а Анна, не Вадик, а Вадим, то есть полное имя, данное в крещении. Имен, которых нету в святцах, быть не должно. Имена нужно писать в родительном падеже, например, о здравии Николая, Натальи…
В записке принято указывать 7 – 10 имен, чтобы ее было удобно читать. Если имен больше, можно подать несколько записок. Священнослужителей пишут в записке первыми и с упоминанием сана: о здравии митрополита Владимира, архиепископа Амвросия.
До 7 лет перед именем указывают: младенец, до 14-ти – отрок или отроковица, если человек немощный – болящий. Если это записка об упокоении, до 40 дней пишут «новопреставленный» Если это день памяти (годовщина), добавляют «приснопоминаемый». Если убиенный, тоже можно указывать (или воин). В записку можно писать только крещеных людей.
Если человек крещен, но в храм не ходит, нарушает Божьи заповеди (заблудший), за него тоже нужно молиться и надеяться на покаяние (за исключением случаев, когда человек открыто заявил о своем безбожии, стал на путь противоборства).

Записки о здравии подают

«На просфору» (простая) – все просфоры и записки заносят в алтарь, священник читает молитвы, читает записки и вынимает с каждой просфоры частичку (одну на каждую записку).
Литургию (обедню) – все так же, но частичка вынимается за каждое поданное имя и погружается в чашу. По возможности эта записка читается в храме вслух.
Акафист читают какой-либо иконе, святому, либо к празднику. Записку можно подать одновременно и на акафист, и на литургию. Частички за эти записки не вынимают, потому что акафист может служиться отдельно от литургии, в любое время.

Молебен чаще бывает заказным. Например, молебен Иисусу Христу или какому-либо конкретному святому. Например, св. Иоакиму и Анне молятся супруги, которые хотят иметь детей, Серафиму Саровскому – от болезней рук, Власию – за скотину. Но все-таки нужно помнить, что это молитва через святого к Творцу. Общий молебен служат при каком-то бедствии: засуха, эпидемия.
Сорокоуст – это непрестанная молитва в течение 40 дней (чаще о болящем). За имя каждый день вынимают частичку и молятся.
На акафист и молебен подают только записки о здравии.

Об усопших записки подают: простую, на литургию, на сорокоуст (можно сразу после кончины), на панихиду (читается после службы на панихидном столе), на парастас (как правило, это общий – родительские субботы, но бывает и заказной).
Суббота занимает особое место в поминании усопших, это специальный день, когда чтят всех святых и молятся об усопших. В воскресенье хорошо подавать записки о здравии близких и родных.
Иоанн Кронштадский говорил: «Будешь молиться за одного, за тебя все небо ходатайствовать будет».

Православные термины

Аналой
(греч. analoeon – подставка для книг) – высокий, с наклонной поверхностью столик, на который во время богослужения кладут церковные книги, иконы и т.п.
Царские врата – в христианских храмах двустворчатая дверь в центре иконостаса, соединяющая алтарь с остальным храмом.
Каждение – окуривание ладаном (храма, священнослужителей, прихожан) из раскачиваемого кадила, совершаемое священником в определенные моменты богослужения.

Дары
– хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы.
Просфора – богослужебный литургический хлеб в виде небольших булочек, употребляемый в таинстве евхаристии и для поминовения живых и умерших во время проскомидии. Просфоры делают из двух половинок в ознаменование двух естеств Иисуса Христа – божественного и человеческого.
Литургия – главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения.
Акафист – песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или святых, исполняемое молящимися стоя; состоит из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов.

Галина Тимченко, еженедельник «Деснянская неделя» №48 (139)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: церковь, священник, храм, «Деснянская неделя», Галина Тимченко