GOROD.cn.ua

Люди добрые! Сами мы беременные. Пустите нас посидеть!

Юлия Семенец и Виктория Товстоног
Тaк журналисты «Вести» доколебывались к пассажирам общественного транспорта.

— Уступают, но очень редко, — говорит будущая мама Наталья Старощук. — Иногда стою всю дорогу.

Наталья Викторовна ожидает прибавления, животик уже хорошо заметен. Молодая женщина ездит в женскую консультацию довольно часто. Обычно садится в троллейбус №6. Половина из тех, кто заметил вошедшую беременную, отвернется, будет говорить по телефону, смотреть в окно. Половина —уступит место.

Журналистки «Вести» Виктория Товстоног и Юлия Семенец решили испытать на собственной шкуре, каково это, быть беременной и ехать в троллейбусе, автобусе. Две подушки, лейкопластырь, изолента — и вот журналисты «Вести» уже на сносях. Судя по размерам животов — срок немаленький.

Пятница, 20 июля. На часах — половина восьмого. Люди толпятся на остановках и пытаются пробраться в переполненный транспорт. Спешим и мы.

«Беременные» катались в троллейбусах №1 от Центрального рынка до Красного моста. В троллейбусе №6 — от «Санстанции» до школы №5. Этого показалось мало. Пересели в «двенадцатый» автобус, проехали от школы №5 до Центрального рынка. Захотели еще и в маршрутке покататься. Сели на «Украине» в маршрутку №15, доехали до Масанов.

Там нам внезапно стало плохо...

Что было дальше, несколькими абзацами ниже.

Заходим в битком набитую маршрутку №15. Стоим на одной ноге. Остановку стоим, две, три... Молодой человек в серой футболке отчаянно смотрит в окно, пытаясь всем своим видом показать, что он нас не видит. Полноватый мужчина топчется по ногам, женщина лет пятидесяти толкает сумкой в живот. А если бы там была не подушка, а действительно ребенок?

Наконец Людмила, женщина лет сорока, с заднего сиденья пытается встать и посадить одну из нас.

— Девушка, присаживайтесь,— рьяно проталкивается к выходу она. — Никто не уступит, что за люди!

На этом Людмила не успокаивается и, уже выходя из маршрутки, дергает за футболку сидящего недалеко от двери молодого человека:

— Уступите беременной место!

24-летний Дмитрий Ткаченко
моментально поднимается.

— Извините, не заметил, — искренне говорит он. — Присаживайтесь, конечно.

— Он правда не заметил, — подключается к разговору его попутчица. — Дима всегда беременным место уступает.

Да-а-а, уже сидим, но постоять-то пришлось немало.

В «первом» троллейбусе тоже пришлось несладко. Заходим на заднюю дверь. Едут в основном пенсионеры. Замечаем двух молодых людей в середине салона. Проталкиваемся к ним.

И вот мы рядом с парнями. На вид им лет по двадцать пять. Слегка помятые. Терпеливо стоим. Реакции нет. Начинаем животами толкать этих молодых людей. Один, как и в маршрутке, внимательно смотрит в окно, другой говорит по телефону, обсуждая, сколько выпил вчера водки.

— Молодые люди, уступите беременным место, — командует кондуктор.

— По телефону поговорю и встану, — огрызается один и продолжает разговор по мобильнику.

Второй молчит вообще. Пассажиры начинают наседать на говорящего по телефону:

— У вас совесть есть? Встаньте!

Молодой человек завершает разговор и медленно поднимается:

— Ну, запрячу телефон и уступлю.

А вот в троллейбусе №6 нам повезло.

— Девушка, присаживайтесь, — мигом подхватывается Геннадий Матросов, который едет вместе с супругой. — У меня у самого жена Ира беременна. Я знаю, что это такое.

— Приходится поднимать, — рассказывает кондуктор Оксана Коваль. — Правда, когда я сама три года назад беременной была, мне всегда уступали место — живот был просто громадный.

В автобусах кондукторы рассказывают, что просить уступить место старшим или беременной молодухе приходится даже милиционеров.

С общественным транспортом все понятно.

А что если вдруг беременной стало плохо, скажем, на выходе из магазина? Кто ее согласится отвезти в больницу? Беременным же, говорят, отказывать нельзя.

Одна из нас делает страдальческое лицо, другая спешит на стоянку возле «Великої кишені» на Масанах.

— Помогите, девушке плохо. Отвезите в больницу, — причитает.

— Нет-нет, — отрицательно машет головой мужчина лет тридцати, сидящий в «Ланосе», и поднимает стекло.

Понаблюдал за нами немного, и его, видимо, начинает мучить совесть. Опускается стекло. «Вот, — мелькает в голове мысль, — одумался!»

— Вам такси вызвать? — слышим от мужчины. — Сейчас за три минуты будет здесь.

Пенсионер: «Нам не легче»

— Я как-то в троллейбусе попросила девушку уступить мне, — говорит 77-летняя Лидия Савчук. — Она ответила, что дома сидеть надо. И не встала. С тех пор никого не прошу. Сами предлагают очень редко.

— Ага, — говорит Андрей, пассажир автобуса №12. — Я гривну семьдесят пять за место отдал. Пусть ждет следующего. Да и бабульки ушлые такие. Они в транспорт, как орда, забегают, толкаются — место себе ищут. А то был случай. Сижу в «десятке» на сиденье возле средней двери. Мест свободных полно. Заходит старуха и говорит, чтоб я ей место уступил, а то ей с сумками к двери пробираться тяжело будет. Я говорю, что вон напротив двери место свободное. А ей нужно только мое. Не встал. Чего я должен ей уступать? Я заплатил за проезд, а она нет. Как оказалось, ей всего пару остановок проехать нужно было. И все это время она стояла надо мной, кряхтела и принципиально не села на соседнее сиденье. Еще меня и хамом обозвала. Проклинала там по-разному

Доктор: «Стоять полезно, но не всегда»

Дежурный доктор гинекологического отделения Черниговской районной больницы Елена Бондаренко говорит, что сидеть в транспорте желательно беременной, у которой варикоз (расширение вен).

— Некоторым женщинам даже легче стоять, чем сидеть, — консультирует доктор. — Есть категория беременных, у которых в сидячем положении болят или расходятся кости таза. Бывает же такое, что едешь в автобусе, свободные места есть, а будущая мама отказывается присесть.

Елена Алексеевна советует все же дамам на сносях, если есть такая возможность, ехать сидя. Ведь транспорт в Чернигове, особенно троллейбусы, старый. Водители на дорогах любят полихачить.

— Не дай Бог несчастье какое, затормозит водитель резко, беременная и будущий малыш могут пострадать.

Психолог: «Как заглушить муки совести?»


Иногда и хочется уступить место, но так трудно попу от сиденья оторвать...

Как заглушить в таком случае муки совести? Приехать домой, рюмашку хряпнуть — и с муками покончено. Еще один вариант — переключить энергию мучений на уборку квартиры. Еще можно початиться в Интернете, говорят, помогает.

— Что делать с муками совести?
— спросила у психолога Виктора Мозгового.

— Уступают место беременным обычно те, у кого есть опыт рождения ребенка. Они сочувствуют. Знают, что это такое.

Понимают, что выносить ребенка — это огромный физический труд. Это элементарно тяжело. Особенно на последних месяцах.

К сожалению, сейчас в обществе происходит подмена ценностей. Идет борьба за выживание. Очень часто практически на животном уровне. Я заплатил за билет—и на остальных мне плевать.

Заглушать совесть не нужно. Ее нужно пробуждать.

Виктория Товстоног, Юлия Семенец, Тамара Кравченко, еженедельник "Весть", №30 (507)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Виктория Товстоног, Юлия Семенец, Тамара Кравченко, еженедельник "Весть", беременность, транспорт