GOROD.cn.ua

Газовый конфликт

Газовый конфликт
Уже традиционно с наступлением нового года всем пользователям природного газа ПАО «Черниговгаз» делает перерасчет за употребленный за год объем газа. Как известно, за объем до 2 500 куб. м газа при наличии счетчика газ оплачивается по наименьшему тарифу - 0,7254 грн/куб. м, от 2 500 до в 6000 кубов -1,098 грн/куб. м, за более чем 6000 - 2,2482 грн/ куб. м. Часто перерасчет становится причиной конфликта между потребителями и газовой службой. В нашу редакцию обратились недовольные потребители - 62-летняя Валентина и 61-летний Артем Демьяненко, владельцы частного дома в черниговском микрорайоне Астра. Они живут без газа уже полтора года, а виной тому — перерасчет.

— Я хочу поднять актуальный для многих людей вопрос — махинации «Черниговгаза», — начала разговор Валентина Дмитриевна. — Для нас, простых людей, перерасчет делается не в нашу пользу. Ниоткуда появляются тысячные долги. Часто в декабре показания счетчика просто не снимают, а в январе говорят, что люди не пускали в дом инспектора, якобы для того, чтобы скрыть настоящие потраченные кубы газа. Хотя в действительности многие мерзнут ради того, чтобы не выйти за определенный лимит в 2500 куб. м. Многим моим соседям приходило по 1000-1200 гривен задолженности - это такая такса у «Черниговгаза».
Соседи Демьяненко неохотно рассказывали, как в прошлые годы тоже имели неприятности при пересчете годового объема газа. Но теперь, заверили они нас, не имеют никаких претензий к «Черниговгазу».

Для тех, кто не знает, как делается пересчет годового объема газа, объясняем. Если потребитель израсходовал меньше 2 500 кубов, то он платит за них, как указано выше, по самому низкому тарифу. Если же он израсходовал хотя бы на 1 куб больше, то автоматически становится плательщиком высшего тарифа, то есть за все 2 501 куб. м газа нужно заплатить по цене 1,098 грн. Несложно посчитать, что разница между первым и вторым тарифами приводит к задолженности потребителя в 931,5 грн, при использовании большего количества газа эта сумма возрастает. Вот таким образом у многих людей, которые не уложились в лимит 2 500 кубов, сумма задолженности за год колеблется в пределах тысячи гривен.
— Наши проблемы начались в 2009 году, — продолжает Валентина Дмитриевна. — В январе горгаз задолжал нам 569 грн (эту сумму мы переплатили за газ), но, несмотря на это, нам начислили еще 1263 грн, объясняя это тем, что мы превысили указанный лимит. Мы не стали спорить и заплатили, потому что просто не хотели никаких проблем.

В июле 2009-го к нам пришли снимать показания счетчика (о чем мы имеем справку из горгаза). А в октябре ни с того ни с сего приехала целая бригада отключать газ. Мы с мужем были шокированы: за что?! Говорят, мы вам в мае отключили газ, а вы сорвали пломбу и самовольно подключились. Нам показали Акт отключения с одной-единственной подписью слесаря, ни наших, ни соседских подписей, которые бы удостоверяли факт отключения нашего дома от системы газоснабжения, на нем не было, и посоветовали идти разбираться в газовую службу. А там меня просто напугали, сказав, что если я не заплачу 4500 гривен (якобы именно этой суммы мы не заплатили, за что нам и отключили газ), то газовую трубу у нашего дома просто вырвут бульдозером. Я испугалась, взяла деньги в долг и быстро заплатила. Но, придя в очередной раз в горгаз, услышала о расторжении нашего договора. Чтобы его возобновили, пришлось написать расписку, что никаких претензий к «Черниговгазу» я не имею. Отмечу, что все это время мы пользовались газом, потому что его так никто и не отключил.

Все эти события заставили Демьяненко обратиться в прокуратуру. Туда вызвали слесаря, который приезжал отключать им газ, и он написал объяснение, что он якобы стучал в калитку, потом в окно, вышла хозяйка, отругала его, после этого он отключил газ с улицы. Хотя в действительности во дворе Валентины Дмитриевны и Артема Витальевича нет калитки, потому что они еще не достроились. А до окна достаточно высоко (2,5 м от земли), поэтому постучать в него проблематично. Но в конечном итоге обращение в прокуратуру не дало никакого результата.
— 2009 год мы прожили с газом, — присоединяется к разговору Артем Витальевич. — А с наступлением нового, 2010, года нам опять пришло сообщение о долге - 10 тысяч гривен! По моему мнению, чтобы высчитать объем использованного за 2009 год газа, нужно от январских показаний счетчика в 2010 году (35606) отнять январские показания в 2009-м (31825). У нас вышло 3781 куб. м, а у «Черниговгаза» почему-то 8436! Тогда уже мы не выдержали и подали в суд.

В судебном порядке было определено взыскать с ПАО «Черниговгаз» в пользу Демьяненко 4683 гривны (такой была переплата за 2009 год). Но «Черниговгаз» не согласился с решением суда и подал апелляцию. Тут уже выиграли они, и предыдущее решение было полностью аннулировано. Что интересно, в ходе апелляционного суда копии квитанций потребителей об уплате за газ потерялись (о чем свидетельствует справка из суда, выданная по просьбе Демьяненко), поэтому судья выносил решение, опираясь лишь на данные «Черниговгаза». Верховный суд отказался рассматривать их спор, поэтому Валентина Дмитриевна с Артемом Витальевичем обратились в последнюю инстанцию — Европейский суд. Сейчас материалы приняты к рассмотрению, но решения по иску пока нет.
После решения Апелляционного суда 20 сентября 2010 года Демьяненко отключили газ. Считая это несправед-ливым, они заказали экспертизу документов в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз (заплатили за нее 1651 грн) и получили такой вывод: «Ввиду того что снабжение природного газа не прекращалось, разница между оплаченной суммой за употребленный газ с учетом переплаты и недоплат и суммой начислений за 2009 год составляет 4029,52 грн» (речь идет о переплате потребителями).
— Работница института была поражена такими махинациями, — говорит Артем Витальевич, - она объяснила, что все документы свидетельствуют о том, что отключения газа не было. А следовательно, мы переплатили те четыре с лишним тысячи.

С тех пор проблемой №1 для нас стало отопление дома. В первый год мы поставили электрокотел. Но отапливать электричеством было очень дорого, чтобы как-то сэкономить, приходилось мерзнуть целую зиму. А в этом году купили тведотопливный котел, им мы очень довольны: и экономичный, и работает без присмотра до 12 часов. Еду жена готовит на электроплите. Проблема вроде бы решена, но подключить газ для нас - дело чести. И не подумайте, что мы какие-то гордяки, мы - за справедливость.
Свою версию конфликта нам рассказала Людмила Чернинская, заместитель председателя правления ПАО «Черниговгаз» по правовым вопросам и корпоративным связям:
— Действительно, спор с Демьяненко у нас продолжается давно. Что касается первого иска, то мы имеем неопровержимые доказательства своей правоты: сообщение о вручении 1 апреля 2009 г. ценного письма с предупреждением о задолженности (1135,91 грн они должны были оплатить до 1 мая того же года), подписанного Демьяненко (на сообщении вместо подписи стоит фамилия потребителей, но Артем Витальевич и Валентина Дмитриевна отрицают, что это их почерк. — Авт.). Понятно, что после письменного сообщения и неполучения средств последовало решение об отключении газа, которое удостоверяется актом, подписанным слесарем. Других подписей на нем быть не должно, потому что это наш внутренний документ о выполнении работ. А потребители самовольно сорвали пломбу и летом пользовались газом. Наши работники заметили нарушение 6 октября, о чем составили акт-претензию. Мы рассчитали нанесенную «Черниговгазу» сумму убытков, которая и стала камнем преткновения в первом судебном разбирательстве. Демьяненко пытались также доказать, что наши расчеты не точны, потому что они, потребители, получили вывод экспертов из Киевского научно-' исследовательского института экспертиз, который якобы указывает на переплаченные ими средства. Но в действительности это нельзя считать доказательством по делу, потому что экспертам были предоставлены лишь квитанции потребителей и договор между ними и «Черниговгазом». А в квитанциях 2008-2009 гг. мы еще не указывали начисленных убытков (если такие есть), что и ввело сотрудников института в заблуждение. В конце концов нам удалось доказать, что 4 683,20 грн были начислены правомерно.


Валентина и Артем Демьяненко показывают бумаги по этому делу

Во второй раз Демьяненко обратились в суд 8 февраля 2011 года, в этот раз предметом иска стало признание неправомерным пересчета за 2008 год. Истцы опирались на вывод, который получили из Национальной комиссии регуляции электроэнергетики. Но комиссия разъяснила, что последние показания счетчика в 2008 году потребители передали в сентябре, что является нарушением правил. Несмотря на это в выводе отмечалось, что с 2008 года у Демьяненко была цена 48,36 коп. за куб. м газа, «эта же розничная цена должна была действовать и в 2009 году». То есть ПАО «Черниговгаз» не имело права повышать им тариф. Но считать именно сентябрьские показания последними в этом году или нет — вопрос двузначный. Суд рассмотрел дело и отказал Валентине и Артему Демьяненко. Это решение они уже не обжаловали в других инстанциях.
— На днях рассматривался уже третий судебный иск с теми же потребителями. Теперь уже мы обратились в суд с требованием взыскать с Демьяненко задолженность, которая возникла за период с 1 января 2009до 20 сентября 2010 года - 6 700 грн (это установлено в предыдущих судебных заседаниях, поэтому считается доказанным фактом). Но они приказ суда о взыскании средств обжаловали. И в настоящее время суд отменил предыдущий приказ, потому что в первый раз наше дело решалось сокращенным путем без вызова сторон. А по последнему решению суда дело должно рассматриваться в порядке искового осуществления с вызовом сторон в судебное заседание, с предоставлением объяснений и тому подобное. ПАО «Черниговгаз» еще раз нужно обращаться в суд, и тогда наш спор будет решен. А пока сказать, кто прав, а кто виноват, не может никто.

— Разъясните, откуда взялись тысячные суммы задолженности?
— Большие суммы задолженности возникли в 2009 году из-за самовольного подключения потребителей к системе газоснабжения, чем они нанесли нам ущерб, — объясняет Людмила Николаевна. — Есть соответствующие методики и формулы расчета убытков, нанесенных «Черниговгазу». Сумма, начисленная по акту, была перечислена на кубические метры газа и учтена Демьяненко в годовой объем. Для суда мы предоставляли расширенные расчеты, где каждая формула и цифра была обстоятельно расписана. И Валентина Дмитриевна вместе с мужем имели возможность ознакомиться с нашими расчетами или снять ксерокопию. Если они захотят, то мы готовы еще раз предоставить им лично подробное разъяснение всех наших расчетов. Но на сегодня мы только выполняем те нормативные документы, которые в настоящее время действуют на территории Украины.
Спор между Демьяненко и «Черниговгазом» — неприятный для обеих сторон. К тому же запутанный мелкими подробностями. Но иногда именно мелочи играют решающую роль в деле.

Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №14 (2559)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: газ, ПАО «Черниговгаз», тарифы, «ГАРТ», Анна Самойленко