Сегодня в свой актив внес еще одну поездку и массу впечатлений. Много всяких слухов по городу ходит, что плавать будем в этом году и серьезно. Решил разведать, как к потопу готовится самый приближенный к реке район. По заданию редакции портала быстренько смотался на Кавказ. Нет, не на тот, который в Российской Федерации, являющийся одновременно и курортом и источником конфликтов. А на тот, который у нас в Чернигове. Из современного поколения черниговцев мало кто знает, что часть Лесковицы, от Вала до пешеходного моста и есть наш черниговский Кавказ.
Как мне рассказал экскурсовод Вячеслав Полищук, в 1870 году именно на этом месте, у берега Десны, был расквартирован вернувшийся с Кавказской войны полк. В обустройстве военным помогали не только горожане, но и пленные чеченцы. Без сомнения, прибрежный район Чернигова получил название Кавказ именно поэтому.
На сегодняшний день наш Кавказ обращает на себя внимание не столько свежим речным воздухом, домами старых построек и приусадебными участками, сколько проблемами весеннего розлива реки.
Сильные наводнения, причинившие черниговцам огромный ущерб, уже случались в 70-х и 80-х годах. Тогда население района было заблаговременно предупреждено и обошлось без человеческих жертв. А речной порт оказал довольно значительную помощь пострадавшим.
К сожалению, частенько получается, что если кому-то хорошо – кому-то от этого плохо... Вот и сейчас именно так. Красивая морозная и очень снежная зима доставила массу удовольствия любителям активного зимнего отдыха и ценителям красоты этого времени года. С другой стороны, масса хлопот коммунальным службам и жителям прибрежных районов.
Своими глазами увидел горы снега во дворах и стареньких домиков и немногочисленных современных теремов. Про неубранный снег на основных улицах и проулках района вообще, как говорится, молчу.
Что произойдет при возможном резком потеплении даже думать страшно...
Прошел по домам и поговорил с хозяевами о весеннем паводке, об их отношении к проблеме и возможных вариантах ее решения. Душу корреспонденту излили, заряд отрицательных эмоций на него выплеснули, а подписаться под своими словами личной фотографией не рискнули. Один оказался не в парадном костюме..., другая посетовала на не фотогеничность, третья... – так спешила, что чуть не прихлопнула меня тяжелой калиткой с кодовым замком. Ну и ладно. Собаку не спустили, и то уже хорошо.

1. Теремок Виктора, 1-я Набережная, 6.
Хозяин – Виктор, живет здесь уже 20 лет. До реки метров 100. Дом на пригорке. Проблем с подтоплением еще не было, в эту часть района вода никогда еще не заходила. Если пойдет – ничего не сделаешь. Есть лодка, у всех сапоги. Летом место отличное, а вот каждую весну нервничаем... Насчет страховки не знаю – надо спросить у жены...

2. Надежда Михайловна Коцикол, Крайняя 5-а, 2.
Живем здесь 37 лет. Наводнения боимся все время. Прежние жильцы рассказывали, что в 70-м вода доходила до окон. На моей памяти вода однажды дошла до 4-й ступеньки. Мебель поднимали на крышу, детей отправляли к родственникам. И смех, и грех...– за калиткой муж оборудовал причал и по специальным сходням пробирались к лодке. У нас особых убытков не было. Пропала консервация и во дворе долго была грязь. Спасение только одно – уборка снега с улиц и дворов. Молимся, чтобы таяло постепенно. Страховки нет, да и не верим в нее.

3. Ирина Мужук, Крайняя, 8 кв. 1.
Здесь родилась. Нас топило и в 70-м и в 79-м. До 82-го года, даже если река не разливалась, вода была и в подвале, и во дворе. Обращались к властям по поводу расчистки дороги для возможной эвакуации населения. Вода прибывает обычно очень быстро и надо быть наготове. Как уберечься, советов нет... Если разлив – вода идет из- под земли, ничего не сделаешь. Сапоги у нас одни, рыбацкие. На всю семью (с улыбкой).
Как будем спасаться, если надо будет, решим по ходу...

4. Жанна Васильевна Акуленко, первый дом у моста.
Здесь уже лет 50. От наводнения страдали сильно. В 70-м году вода была по этот уровень (показывает). Бывало, доходила и до калитки. Раньше муж работал в порту – была лодка. Сейчас в случае паводка надеяться не на что и не на кого. Здесь не до шуток. Сейчас важно очистить от снега дорогу и сток в Десну. На свои деньги наняли трактор и немного почистили. А вот город в этом не помогает. Хотели застраховаться – нам отказали. Не хотят выплачивать в случае наводнения – молодые, хитромудрые...
Если пойдет вода, спасаться буду сама.

5. Наталья Хоменко, преподаватель коллегиума № 11.
Живу здесь лет 30-ть. В 70-м вода была по окна (показывает). Помню наводнение 96-го года. Помощи ни от кого не ждем и не надеемся. Учитывая, что в стране нет государства, спасение утопающих – дело рук самих утопающих... Против воды ничего не придумаешь. Пока главное – вывозить снег. Насчет интересных случаев... – как раз тот случай, когда не до хохм. При воде здесь выход один – все поднимается на крышу. Страховка...? Не смешите...

6. Андрей Мошко, 1-я Набережная, 13
Живу здесь с 96-го. О наводнении 70-х годов знаю. Лет 8 назад затопило полдвора и переулок. Машина не проходила. Сейчас главное – вывезти снег. Сами скидываемся и нанимаем трактор. Дом ставил уже с учетом проблем – поднял его (показывает), в подвале оборудовал насос для откачки воды. Наготове две лодки. Снег со двора вывожу сам прицепом. Всю семью застраховал в разных фирмах.

7. Баба Надя (Надежда Герасименко), Новая, 19.
Здесь с 81-го года. В 94 году вода была до дороги. Переживаю все время. Не до шуток и интересных случаев. Сейчас надо изыскивать средства для поднятия всех домашних агрегатов повыше. Если будет топить, очень жалко клубнику на огороде. Пока сын с друзьями снял снег с крыши. На государственную помощь не надеюсь. Страховка есть, но не уверена, что при случае выплатят – найдут 1000 причин, чтоб не платить. Молю Бога, чтобы наводнения не было.

8. Владимир Бурлаков.
Живу с 62-го года. Пережил все наводнения. В 70-м году не понимал, что это беда и горе. Дети сначала игрались в воде, потом уносили ноги. От воды спасения нет. Раньше порт давал лодки с правом ее выкупа и помогал пострадавшим стройматериалами. А сейчас, в случае чего надежды только на себя. Страшна не вода, сколько последствия и материальные убытки. Конечно, боимся и надеемся, что снег таять будет постепенно. Вдруг пойдет вода – главное спасение – чердак! В страховку, как и в банки, давно уже не верим.
















Леон Яковлев
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Леон Яковлев, "Кавказ", потоп