GOROD.cn.ua

Возле поселка Любеч Днепр прорвал дамбу

Возле поселка Любеч Днепр прорвал дамбу

Главный фарватер реки Днепр возле поселка Любеч Репкинского района является границей между Беларусью и Украиной. Река десятилетиями съедала украинский берег. А три года назад приливное течение ударными темпами стало промывать перешеек к озеру Симполь. Если ничего не предпринять, через два-три года Днепр может выпрямить русло и 660 гектаров лугов окажутся на белорусской территории. О такой опасности поселковый председатель Любеча Борис Стрельцов заговорил еще два года назад. Но был услышан только сейчас. Верховная Рада выделила 11 миллионов гривен на возведение дамбы и берегоукрепительные работы. Деньги на счета еще не поступили, и дочернее предприятие ПМК-59 ОАО «Черниговводстрой» начало укрепление берега на собственные средства.

По дороге от Чернигова к Любечу мы обгоняем КамАЗ, который везет две огромные железобетонные трубы. По поселку тоже снуют грузовики с грунтом и кусками асфальта. На дороге через днепровские луга укладывают дренажные трубы, нагребают на них бульдозерами грунт.
— Укрепляем дорогу, — рассказывает мастер ДП ПМК-59 Александр Тищенко. — Начали работать три недели назад, высыпали бутовым камнем две шпоры (насыпи, которые, делаются в воде перпендикулярно или под углом к линии берега) выше места промыва. На это пошло 900 тонн камня, около 23 вагонов. Хотя внешне кажется, что намного меньше. Нужно высыпать еще пять шпор и сделать земляную дамбу со сплошным креплением камнем. Поскольку деньги на наши счета еще не поступили, договорились с одним из житомирских карьеров брать камень в долг. Ожидаем поступления следующих эшелонов с камнем в Чернигов. Пока высыпали первые две шпоры, грузовики разбили грунтовую дорогу на лугу и стали проваливаться в песок. Поэтому сейчас укрепляем подъезд. Грунт и асфальт берем, срывая асфальтированные дороги вокруг заброшенной местной фермы. Дороги мы по остаточной стоимости выкупаем у местных пайщиков как стройматериал.

Мимо проезжает микроавтобус киевской мелиоративной фирмы.
— Киевляне хотят перехватить заказ, — комментирует появление конкурентов Тищенко. — Сейчас все пытаются заработать копейку.
По словам мастера, чтобы перекрыть Днепру путь к Симполю, бульдозеров и тракторов у ПМК-59 хватит. А дополнительные грузовики черниговцы могут нанять в любой автоколонне. Завершить объект должны до Нового года.
Рядом со строителями видим майора пограничной службы. Но на журналистов он не обращает особого внимания. Дальше на берегу Днепра, среди берез, груш и других деревьев, разместились вагончики-дачи жителей поселка. Сюда любечане приезжают отдохнуть на берегу реки.
—  Днепр года четыре назад так начал резать берег, что пришлось оттаскивать вагончики от воды, — говорят отдыхающие.
Здесь же стоит бульдозер, тракторист ходит вокруг техники и от нечего делать ест груши.
Вдали виден замерший экскаватор.
— Там и прорыв, — говорят дачники.
Идем вдоль Днепра. Проходим мимо таблички «Внимание! Государственная граница Украины. Проход запрещен».
Двое рыбаков, 75-летние Владимир Денисенко и Леонид Власенко, ловят рыбу как раз на месте прорыва Днепра в Симполь.

— Помню, в детстве Днепр шел метров в 300 отсюда, — рассказывает Владимир Михайлович. — Там, где сейчас промыв, была дорога. Напротив Кукарей, где сейчас фактически остров, стояли сенные пункты, на которых заготовляли сено для армии. А на другой стороне Днепра, со стороны Беларуси, был остров. Потом пролив между ним и сушей заилило, он стал берегом. Днепр здесь поворачивает и подмывает берег. Реку постоянно укрепляли еще наши деды — делали гати. Из лозы плели плетни, ставили их под берегом прямоугольниками, а середину заполняли камнями. После войны, в 50-х годах прошлого века, люди начали отстраиваться и брали камень для фундаментов из гатей. А затем в Любече выгорела целая окраина — низ. Опять на восстановление пошел камень из гатей.
— Да не ври, никто того камня из гатей не брал, — спорит с товарищем Леонид Власенко. — Камень возили из Змей. Тогда за разборку гатей могли и посадить.
— Может, откуда-то и возили, когда окончился камень в гатях, — возражает Денисенко.
Мужчины замолкают, оставшись каждый при своем мнении.

Мы между тем осматриваем место прорыва. Он пока еще небольшой, метров семь. Остатки перешейка торчат из воды несчастными островками. По Симполю какие-то люди в камуфляжной одежде плывут на лодке. Не разберешь — пограничники или рыбаки. У белорусского берега рыбак с надувной лодки бросает в воду удочки. Он тоже одет в камуфляж и едва заметен.
Подходит мужчина лет сорока. Говорит, что он предприниматель из Любеча, но назваться отказывается наотрез. Рассказывает, что из любопытства приехал посмотреть, что делают мелиораторы возле Днепра.
—  Только в августе вода спала где-то на полтора метра, даже место, где сейчас стоит экскаватор, было под водой, — говорит мужчина. — Ведь до того два месяца часто шли дожди.
—  Если на месте прорыва ничего не делать года два, Днепр окончательно пойдет выпрямленным руслом через Симполь, — говорит поселковый председатель Любеча Борис Стрельцов. — Мы бы могли потерять часть территории страны — 660 гектаров сенокосов. Да и часть села Кукари тоже могла бы уйти под воду. Сегодня вода стоит в 15 метрах от одной из усадеб.


Леонид Власенко (слева) и Владимир Денисенко ловят рыбу на месте прорыва Днепра

Геннадий Гнып, еженедельник «ГАРТ» №37 (2425)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Днепр, дамба, Геннадий Гнып