В свои 88 черниговец Алексей Гузь еще ездил на рыбалку на велосипеде, поднимал гантели, по 120 раз отжимался от пола.

— Сколько хочешь прожить, столько и отжимайся! — шутил.
А еще он не выпускал из рук фотоаппарат — с тех пор как купил свой первый еще в 1955 году. Эта детская мечта, которую удалось воплотить благодаря рационализаторской работе, и давала воодушевление Алексею Тихоновичу казаковать до двух жизненных восьмерок.
20 марта ему исполнилось 90. К сожалению, здоровье подводит и уже не дает возможности отправиться на любимую фотоохоту.
— Все, что мне теперь остается, — воспоминания, — говорит фотохудожник. — А вспомнить есть о чем...
«ФОТОПЕЙЗАЖИ - МОЯ РАДОСТЬ»
Говорят, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Алексею Тихоновичу с этим как раз повезло: товарищей и по прежним работам, и по увлечениям — рыбалке и охоте — у него много. Именно они и попросили написать о фотохудожнике, чтобы хоть немножко поддержать его.
Фотопейзажі — моя радість.
Вони — як пісня для душі.
Чарують серце
неповторною красою,
Немов ті співи
солов ’їні навесні...
Этими строками собственного сочинения Алексей Гузь говорит о том, чем увлекался с детства, которое прошло в Синявке Менского района.
— Мой двоюродный брат после заработков купил себе фотоаппарат. Я так ему завидовал! Отец все обещал: «Тебе купим позже, ты еще маловат».
Но началась война, которая забрала и отца, и — на длительное время — мечту Алексея. С 14 лет ему пришлось не по-детски трудиться, чтобы вдвоем с матерью пережить страшные времена немецкой оккупации.
— Когда осенью 1943 года Черниговщину освободили от захватчиков, я поехал в Щорс работать в паровозном депо. Работа была очень тяжелой, трудились по 12 часов в сутки. Оттуда я пошел в армию. Нас уже подготовили к отправке на фронт, но война закончилась. 7 лет отслужил на Черноморском флоте.
В трудовой биографии Алексея Тихоновича — работа на черниговских заводах: «Октябрьском молоте» (начинал токарем, а окончив заочно Ленинградский станково-строительный техникум, стал конструктором-технологом), инструментальном (старшим мастером), на заводе автодеталей (там долго работал начальником бюро рационализации, изобретательства, новой техники и технической информации). Кстати, такой желанный фотоаппарат купил на свою первую премию именно от рационализаторского предложения. И понеслось!..
— Первые мои снимки были черно-белыми. Помню, завесил окна и начал проявлять пленку. А когда вытащил фотографии, они все были в кристаллах. Оказалось, я сначала положил их не в проявитель, а в закрепитель. Впоследствии познакомился с мастером-фотографом Иваном Дорошенко, начал набираться у него опыта. Больше всего меня интересовали пейзажи...
«МОЯ ЛЮБОВЬ - ЧЕРНИГОВСКАЯ ЗЕМЛЯ» — так называлась выставка работ фотохудожника, которые он подарил Черниговской областной научной библиотеке имени В. Короленко.
— Выставки я делал, чтобы поделиться своей радостью с людьми. Фотографировал всегда не для продажи, а для души. Так же и на рыбалку ездил не за уловом, а чтобы набраться от природы сил и заодно поснимать. Когда весной, бывало, еду на реку и слышу пение первых жаворонков - прямо за душу берет...
Алексей Тихонович смастерил моторную лодку, которая прослужила ему 50 лет! На ней вместе с женой Тамарой, сыном Алексеем и дочерью Наталией доплывал по Десне аж до Новгорода-Северского. До 88 лет он часто садился на велосипед, доезжал до электрички, которой добирался до Неданчичей Репкинского района, а оттуда — еще шесть с половиной километров крутил педали до базы завода автозапчастей, где на Днепре стояла его лодка.
— ...Однажды осенью на выезде из Чернигова в сторону Новгорода-Северского (там есть прекрасный вид на Десну) я сфотографировал золотую березку, — вспоминает фотохудожник. — Поехал весной, чтобы запечатлеть ее зеленой, а оказалось, что она засохла. Кто-то разложил рядом костер и обжег дерево...
При упоминании об этом голос у Алексея Тихоновича дрожит. А сколько за жизнь собралось таких историй, увековеченных в фото!..
Алина Ковалева, "ГАРТ" №12 (2817) от 23 марта 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.