Наверное, если бы Бог дал человеку крылья, последний не придумал бы самолётов. И не стал бы завидовать птицам, парящим в небе. Но всё сложилось иначе. И род человеческий рождён, чтобы ходить, а не летать. Однако, человек - существо мыслящее. И, как компенсацию крыльям, он однажды взял и сконструировал модель летающего аппарата. С тех пор и началась эра воздухоплавателей.

АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ и СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Черниговец Владимир Михайлович Махницкий посвятил этому виду спорта всю свою жизнь. Ещё будучи учеником шестого класса черниговской средней школы № 9, он, как сам признался, бегал иногда с уроков во Дворец пионеров, где уже тогда, в начале 70-х годов, существовал кружок юных авиамоделистов.
-Палас мамой хотели, чтобы я играл па музыкальных инструментах, - рассказывает Владимир Михайлович, - и я, естественно, играл. Но всё своё свободное время проводил в кружке спортивного авиамоделирования. После армии я возвратился в Чернигов, где и проработал в Добровольной организации содействия армии и флоту (ДОСААФ) на должности инженера-авиамоделиста около 20 лет. В мои обязанности входило создание кружков авиамоделирования по городу и по области, обеспечение этих кружков необходимыми техническими средствами для создания моделей. Также я организовывал соревнования по авиамодельному виду спорта, занимался укомплектацией команд. Соревнования эти проходили как на территории области, так и за её пределами. Я же устраивал и всеукраи некие соревнования по авиамодслированию.
Для Владимира Махницкого, кандидата в мастера спорта, авиамоделирование было не просто работой. Это - его стиль жизни. Он избрал своей стихией небо и парящий в прозрачной синеве самодельный самолёт был Для него не просто спортивным снарядом. Это была его синяя птица.
Сейчас Владимир Михайлович, с его же слов, занимается сам собой и своим сыном - Михаилом.
ЛЕТИ, ЛЕТИ, САМОЛЕТ
А сейчас немного о самом виде спорта для непосвящённых. Суть авиамодслирования не в том, чтобы смастерить модель самолёта или вертолёта. Хотя на это требуется, само собой разумеется, очень много времени, средств и мастерства. Главное в этом виде спорта - это запуск модели. Соревнования обычно проходят в несколько этапов. На каждом этапе участник должен запустить модель на определённое расстояние. А модель должна преодолеть это расстояние ровно за назначенное арбитром время. Побеждает владелец той модели, которая совершает посадку во всех турах соревнований строго в назначенное время.
Для того, чтобы сконструировать такую летающую модельку, необходимо быть мастером экстра-класса, обладать немалыми знаниями и умением определять будущую траекторию полёта, вес самой модели, её возможные колебания при порывах ветра и так далее.
Сейчас многие авиамоделисты просто покупают себе "самолёты". Но стоит хорошая модель ни много ни мало - "всего лишь" несколько тысяч долларов.
На сегодняшний день в Чернигове авиамоделирование развивается, мягко сказать, слабо. Причина этого, естественно, заключается в нехватке финансирования этой отрасли. Если раньше в рас-поряжении черниговских авиамоделистов было помещение на базе ДОСААФа со всеми необходимыми атрибутами для занятий конструированием, то сейчас авиамоделистов переселили в район речного порта на Десне. Они находятся по соседству со службой спасения. Однако новое помещение, хотя и находится в довольно живописной местности, во-первых, не отапливается, а во-вторых, не снабжено необходимыми техническими средствами. Поэтому моделисты в основном работают в домашних условиях. Да и самих авиамоделистов в Чернигове и по области, к сожалению, не так уж много. Практически, сейчас всё, что связано с этим видом спорта, держится на одном человеке. Зовут его Владимир Петрович Оксем. Раньше он работал в кружке авиамоделистов на Станции юных техников (ныне - отдел технического творчества молодёжи). Теперь же Владимир Петрович вместе с несколькими своими коллегами в буквальном смысле этого слова держит на себе всю отрасль. Выпускник харьковского авиационного института, он одним из первых начал заниматься конструированием и запуском моделей в Чернигове. Сейчас имя Владимира Петровича знает вся Украина. Он неоднократно становился победителем всеукраинских состязаний по авиамоделизму. Теперь же заслуженный моделист занимается обучением детей.
Владимир Оксем был также первым тренером (кроме отца, разумеется) и Михаила Махницкого - одного из самых юных мастеров спорта по авиамоделированию, бронзового призера чемпионата Украины среди взрослых.
ЧАЙКА ПО ИМЕНИ МИХАИЛ МАХНИЦКИЙ
Михаилу Владимировичу Махницкому, наверное, самому знаменитому черниговскому авиамоделисту, 17 лет. Конструировать модели и запускать их он начал с раннего детства. Как сказал его отец, Владимир Михайлович, ничем другим он увлекаться просто нс мог. (Не мудрено, ведь, как гласит пословица - яблочко от яблоньки далеко не падает.) Сын человека, который всю свою жизнь посвятил авиамоделированию, Михаил в своём юном возрасте успел достичь немалых результатов. Только в этом году он стал вторым призером чемпионата школьников, который проходил в городе Кировограде, чемпионом Украины среди юношей в Харькове. Также Михаил принимал участие в Чемпионате Украины среди взрослых в Харькове, где занял девятое место (здесь, кстати, он показал лучший результат для спортсменов своего возраста. Однако, Михаил соревнуется с лучшими спортсменами, можно сказать, с мировой элитой). В этом же году Михаил Махницкий был участником частных соревнований для авиамоделистов - Кубка "Аэрос" в Киеве, где занял второе место, и Кубка Антонова. Кубок Антонова был первым этапом Кубка Мира. В Киев, поучаствовать в этих соревнованиях, приехали 30 участников из разных регионов нашей страны. Здесь же Михаил занял первое место среди юношей и третье среди взрослых. А ещё 17-летний авиамодельный вундеркинд из Чернигова стал участником чемпионата Украины по моделям вертолётов, где он представил радиомодели своей собственной конструкции.
В прошлом году Михаил стал чемпионом мира на соревнованиях в Словакии, принимал участие в состязаниях в Германии. А на Кубке Украины он выполнил норматив мастера спорта (это в 16 лет!) и занял второе место среди взрослых.
- Михаил профессионально занимается авимоделированием где-то с десяти лет, - рассказывает его отец
Владимир Михайлович Махиицкий, - конечно, сейчас он уступает некоторым известым спортсменам. Но это, по-моему, только потому, что у него нет таких дорогостоящих моделей, как у них. Ситуация с финансированием. вообще, довольно сложная. Сейчас наши черниговские ребята выступают в составе сборных команд других регионов Украины, а иногда и других стран, потому что руководство этих команд финансирует поездки на соревнования. Кстати, на соревнования в Словакию Михаил поехал только благодаря тому, что поездку профинансировала Киевская ассоциация.
Хотя, думаю, если бы состязания проходили где-то, например, в Америке, мы бы не имели возможности туда поехать.
Сейчас Михаил Махницкий - студент Харьковского авиационного института. Естественно, при институте функционирует секция авиамоделирования, которую он собирается посещать. И своё будущее Михаил напрямую связывает с авиамоделизмом.
"АВИАМОДЕЛИСТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ МЕЧТУ ДОСТИЧЬ НЕБЕСНЫХ ВЫСОТ", - говорит ещё один бронзовый призёр соревнований по пилотажным моделям самолётов Владимир Ступак. Владимир занимается авиамоделированием с семи лет. Ещё в первом классе среди множества кружков и спортивных секций он выбрал именно авиамоделирование. И с тех пор, по его же словам, с этого пути не сворачивал.
- Мне это понравилось. Я почувствовал, что нашёл своё призвание, - рассказывает Владимир.- Сейчас я не состою ни в каком клубе (кстати, в Чернигове официально существует только один клуб авиамодельного спорта, он находится на базе городской школы искусств), я сам занимаюсь этим видом спорта. Хотелось бы сказать, что каждый авиамоделист прежде всего должен быть материально обеспеченным человеком. Ведь взнос за участие в соревнованиях составляет десять долларов. Украинская Федерация авиамодельного спорта, которая базируется в Киеве, занимается организацией соревнований, выбирает место проведения и обеспечивает судейскую коллегию. Все остальные расходы - проезд, проживание и участие - оплачивают сами соревнующиеся. Вот, например, совсем скоро, с 7 по 17 августа, в Польше будет проходить чемпионат мира по пилотажным авиамоделям. Там взнос участника будет составлять 400 евро. Естественно, что не каждый спортсмен найдёт такие деньги, чтобы заплатить только за участие. Конечно, нужны, просто необходимы спонсоры. Но в нашем городе спонсорство авиамодельного спорта вообще отсуствует.
На мой вопрос: "А можно ли, занимаясь авиамоделированием, стать таким же знаменитым и богатым, как, например, Шумахер?”, Владимир ответил:
- Знаменитым - да. А богатым - нет. Особых материальных благ авиамодельный спорт не сулит. Не коммерческий это вид спорта. Большие призы победителям здесь не дарят.
А ещё, в заключение разговора Владимир сказал, что авиамоделирование - это сложный, но чрезвычайно увлекательный вид спорта, требующий огромной затраты сил и умственных способностей.
- Мне лично, и, я думаю, не только мне, он приносит огромное моральное удовлетворение, - завершил Владимир.
Скажу честно, до того, как взяться за этот материал, я и не подозревала, что запускать модели самолётов может быть так увлекательно. Но, вы себе только представьте - бесконечносинее небо, а в нём - колеблющаяся точка, цель, которая на определённый момент становится смыслом всей жизни. И в этот момент забываешь обо всём на свете. Существует только это небо и эта, меняющая траекторию полёта, пилотажная модель.




Слава Скакунова, "Семь дней" №31 (90) от 30 июля 2003
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: авиамоделирование, небо, Слава Скакунова, "Семь дней"