— Этих дубов уже нет, — художник показывает картину, созданную несколько лет назад. — И вообще, красивых месту нас в Корюковке с каждым годом становится все меньше и меньше. Пока не вырубили леса, надо успеть сохранить их для правнуков. Хотя бы на полотне.

Чтобы не опоздать (захотел нарисовать, а натуры уже нет), Валерий Григорьевич часто отправляется в загородные леса с фотоаппаратом. В его альбомах — многочисленные снимки пейзажей, которые, возможно, спустя год-другой останутся только в воспоминаниях.
Для кого-то — это просто чудесные уголки, для кого-то — память. Немало выходцев из Корюковки, приезжающих в родной город, идут к Козию, как в музей.
— Однажды посмотреть мои работы пришёл человек, который уже давно живёт в дальнем зарубежье. Был очень растроган. Вспомнил детство, которое здесь прошло. Одну картину купил: Сказал: «Повезу домой частичку родины».
А женщина из Санкт-Петербурга попросила написать картину с колосящейся рожью. Именно это врезалось ей в память с малых лет.
Валерий Козий начинал художником-оформителем. Позже открыл свою мастерскую при районном Доме культуры. Азы живописи изучал самостоятельно. Наблюдал за работой профессионалов при любой возможности: в музеях, на улицах, на природе. Годами (сейчас ему 65) шлифовал свое мастерство: - Долго не получалось так, как хотелось, написать воду. Пришлось помучиться. Поэкспериментировать.
За портреты тоже взялся не сразу.
— Вот этот создавался сердцем, — показывает. — На нем - моя бабушка.
— А портрет жены есть? — спрашиваю (Татьяна, жена художника, по образованию библиотекарь. Вместе они уже 40 с лишним лет).
— Пока нет. Все время откладывается на потом. Она просто моя муза.
— Богатые не обращаются, чтобы увековечили их на полотне?
— Вот Вы сейчас - с иронией, а я не могу забыть такой случай: заказал один бизнесмен — точно не бедный - портрет своей матери. Когда пришел забирать, стал перед ним на колени и поцеловал. Это не было игрой на публику. Публики, собственно, и не было.
Богатство - это такая вещь: сегодня есть, завтра нет. Главное, чтобы у человека была душа.
— Сколько полотен создали, не считали?
— Точно не скажу. Наверное, больше сотни. Часть из них была представлена на разных выставках (их было около десяти) в области и в самой Корюковке. Некоторые подарил. Мои работы есть в Канаде, США, Германии, Прибалтике. От Корюковки мою картину в свое время презентовали президенту Кучме.
Часть продал, потому что краски покупаю только качественные, а они дорогие.
У каждой из картин, которые оставил себе, — отдельная история. Взять хотя бы портрет бабушки. Я очень любил ее. Или полотна, которые я написал по просьбе жены. Или те же исчезающие пейзажи. Они должны быть в нашем доме.
Свой дом художник украсил еще и лепниной. Она — на потолке, на двери, на камине. Во дворе (живут в частном секторе) — разные декоративные фигурки.
— Все - своими руками, - с гордостью говорит о муже Татьяна. - И баню сам построил, и деревья все привил. Цветов разных развел. Дарит мне, начиная с февраля, целыми полянами. А вот рвать не разрешает.
— Дети, внуки тоже рисуют?
— Дочь разрабатывает рисунки обоев на нашей местной фабрике технических бумаг. Внук - тоже будущий дизайнер. Учится в Киеве - в Национальном университете культуры и искусств. Внучка - в Корюковской школе искусств.
Как знать, может, они продолжат дедушкино начинание: будут создавать полотна с корюковскими пейзажами — для следующих поколений.
Мария Исаченко, "ГАРТ" №32 (2732) от 6 августа 2015
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Корюковка, художник, Валерий Козий