GOROD.cn.ua

Дед звучит гордо

С сентября 1985 года (страшно подумать, как давно) мы изо дня в день работаем рядом. Делаем одно дело и, как всегда в коллективе, да еще и небольшом, знаем друг о друге даже больше, чем нужно. Ведь значительная часть нашей жизни проходит именно на работе. Вот уже года два почти ежедневно под вечер дверь нашего рабочего кабинета открывает мальчик (сейчас ему 8) и бежит к столу моего коллеги — заместителя редактора районной газеты «Трибуна хлебороба» и ответственного секретаря в одном лице Михаила Онищенко. Радостным, а иногда и взволнованным голосом тараторит о том, что было за день в школе, традиционно начиная: «Дед, а знаешь. ..» Дед иногда улыбается, иногда и ругает (когда есть за что) маленького непоседу, но в глазах его столько тепла! За два года мы так привыкли к этому, что часто в шутку тоже величаем Михаила дедом. Мне кажется, что это обращение для него самое приятное, а дед и внук — самые НУЖНЫЕ ДРУГ ДРУГУ ЛЮДИ.


«А У НАС ЕСТЬ КУЧКА ЗОЛОТА...» -

так говорил знакомым дедушка Иван, когда грозовой ночью 19 июля 1962 года в семье Онищенко, которая жила тогда в селе Медвежьем на Роменщине, родился Миша. У родителей уже были две дочери: 14-летняя Галя и 8-летняя Наташа. Дедушка очень любил внука и постоянно за ним смотрел, хоть был почти слепым и свою «кучку золота» только слышал. А еще стал для Миши первым учителем и первым другом. Мальчик плохо рос, хоть во всем остальном был, как и все дети. В то время в селе в таких случаях родители редко обращались к врачам. Считали: ребенок резвый, умом и старших обходит, а что с фигурой что-то не так, так ничего не поделаешь. Такая судьба. Родители Миши работали в колхозе на Сумщине, а когда переехали жить сюда, нашли работу в колхозе соседнего с Талала-евкой Скороходово. Маленький Миша в райцентре пошел уже во второй класс. Хорошо учился, особенно любил читать, увлекался географией, гонял с ребятами мяч... Среди одноклассников всегда был и до сих пор остается душой компании, хотя уже 35 лет прошло, как он закончил школу.

Столько же лет назад счастливый случай привел его в редакцию районной газеты.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО

- Оканчивая школу, я совсем не знал, кем быть,— рассказывает Михаил. — Очень любил географию и боготворил свою учительницу географии и классную руководительницу Веру Ивановну Папету. Потому и решил поступать в Сумской пединститут на соответствующий факультет. Мне, сельскому ребенку, было очень страшно. Растерялся и завалил экзамены. Вернулся домой. Ребята — кто в армию, кто учиться, кто работать. А меня такая досада берет. Хотели отрайоно отправить меня вожатым в какую-то школу - тоже не вышло. Мама в звене свеклу чистила, когда на поле приехал председатель райисполкома Николай Блажко. Она и попросила «парня пристроить». Тот сказал, чтобы я к нему пришел. Но я не решился дальше коридора райисполкома зайти. Как-то, уже в октябре, веду из детсада своего племянника Сашу, а меня на улице ждут из районо и, толком ничего не объяснив, куда-то ведут. Я лишь успел прочитать, что это был кабинет редактора. Строгий немолодой человек стал расспрашивать, как я пишу сочинения и хотел ли бы работать в газете. Я не смог ничего ему ответить, потому что никогда не думал об этом, никогда ничего не писал в газету. В тот же вечер я получил задание написать о производстве кирпича на местном заводе. Почти ночь не спал! Что-то написал. Конечно, все переделали, но в праздничный номер к 7 ноября мою первую в жизни информацию поместили. И на работу взяли.

Через год вместе с тогдашним редактором Иваном Немченко они повезли документы дія поступления в КГУ им. Шевченко. Часто Михаил вспоминает его, к сожалению, давно покойного, добрым словом. Это он сказал парню откровенно: мол, зачем тебе учительство, как знать, как воспримут тебя дети, а если будут насмехаться? А писать, если захочешь, научишься! Так и случилось. Без проблем Михаил заочно закончил журфак, за это время научился работать и в газете. Уже в 30 его «пробило» еще и на поэзию. Печатался в «Деснянской правде», «Литературном Чернигове», альманахе «Ветряк». Пишет он немного, но в каждой стихотворной строке —

ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ, ВЫСТРАДАННЫЙ ЖИЗНЬЮ...

А она у Михаила никогда не была простой. Жил с родителями и сестрой Наталией, у которой семейная жизнь не сложилась. У нее рос сын Александр, на 12 лет младше Миши. Так и жили все в небольшой сельской избушке. Михаилу было 32, когда умер отец. Сестра стала болеть, племяннику, как и всем детям, которые на ноги поднимаются, нужна была помощь. Так и стал Михаил главой семьи. Как и положено настоящему мужчине, дом построил (сельский дом переделал на современный) и дерево не одно посадил. К сожалению, не встретил еще той женщины, с которой можно было бы и сына родить. Хотя детей растил. Сначала племянника, которому и за отца, и за брата был. Радовался, когда тот женился, потому что уже за 30 перевалило, пока надумался. А сколько было радости, когда родился внучек Даня! И для него, и для сестры, которая в то время уже полностью «перешла» на костыли, и для старенькой мамы. Саша жил в примаках в Бахмаче, ездил на заработки в Москву, приезжал в гости с женой и ребенком. Но вдруг все растаяло, как снег весной. Приехал домой с вещами. Пока ездил на заработки, жена «сошла с рельсов».

СЮРПРИЗ НА ЮБИЛЕЙ

Михаил с родными, друзьями и коллегами отмечал свой 50-летний юбилей, когда родственники бывшей невестки позвонили Саше и сказали, чтобы спасал сына от горе-матери. На следующий день Даниил уже был с папой, бабой, бабушкой (прабабушкой) и дедом (так своих родных называет мальчик). У деда с папой было еще немало бумажной волокиты по поводу определения местожительства ребенка. Первый раз в первый класс повели его дед и папа. Вот так, не услышав ни разу «папа», стал Михаил сразу дедом. Даня знает, что дед в семье самый главный, ведь это он водит его в школу, делает с ним уроки, ходит на родительские собрания. А дома обнимет, приголубит, глаз не сомкнет, когда внук болеет. Он поругает, он и защитит.

— Такие сестры не у каждого бывают, как у меня Михаил брат, — со слезами на глазах говорит Наталия. — У меня операции были, уже больше десяти лет еле хожу на костылях. Ем то, что мне принесут, едва готовлю, а иногда и на это сил нет. Мама совсем уже слабая. Миша и покупает нас, и полечит. А внуку же внимание, тепло нужно. У меня здоровья не хватает. Посмотрю, как внучек мой к деду льнет.., да мы бы и дня без него не обошлись. У самого здоровье никудышнее, а обо всех нас заботится.

СИЛОЙ воли С БОГАТЫРЕМ ПОСОРЕВНОВАЛСЯ БЫ

Михаил не позволяет себе подлечиться или отдохнуть, оставив хоть на неделю своих без опеки, потому что чувство долга, ответственность за родных для него важнее всего. За всю жизнь раз только и был в санатории. Инвалидность тоже оформил уже под сорок, стеснялся людского осуждения. Это за кого-то он может постоять, а для себя никогда и ни в чем выгоду не ищет. За это Михаила уважают односельчане. Уже второй срок избирают депутатом поселкового совета.

Он — человек большой силы воли. Дал себе слово, что исключит из рациона мясо, которое очень любит, — и не ел его два года. Уже десять лет строго придерживается всех постов, не ест скоромного в среду и пятницу, спиртное употребляет только в особенные праздники.

Михаил любит спорт. Эта тема в газете для него ведущая, потому что хорошо знает ее. Прекрасно играет в шахматы и принимает участие в разного рода соревнованиях. А еще с удовольствием каждую субботу с друзьями ходит в сауну. Вскоре и Даня с ним будет ходить. Не зря же дед в шутку его своим «хвостиком» называет.

Александра Гострая, "Гарт", №26 (2675) от 26 июня 2014

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: дед, Михаил Онищенко, Александра Гострая, "Гарт"