GOROD.cn.ua

Безответная любовь?

 
Этим летом в Щорсе на берегу реки Снов стояла палатка. В ней жил американец, 56-летний Лерри Хьюстон из Бостона. Возле палатки тусовались местные подростки.

Можно было взять бесплатно мяч, чтобы поиграть в баскетбол, матрасик поплавать. Купить воду, чипсы без наценки. Лерри покупал пиво, воду, чипсы в «АТБ» и продавал по той же цене на пляже.

Восемь месяцев зарабатывает, четыре — тратит

Лерри — повар Гарвардского университета. Он больше десяти лет приезжает в Щорс на лето тратить свои деньги. Щорсовцы говорят: «Нормальный американец в эту глушь не приедет».

В Щорсе Лерри открывал кафе (правда, безуспешно), помогал школам (принтерами, компьютерами), учил детей английскому. Покупал подросткам пиццу и школьные принадлежности. Подстригал траву на пляже и стадионе, помогал делать спортивную площадку.

Есть такие, кто считает, что Лерри ничего особенного не сделал. Подумаешь, газонокосилку для города купил.

В Америке Лерри трудится в поте лица. Иногда по семь дней в неделю. Зарабатывает 25 долларов в час. Бывает и 45. Говорят, босс его очень уважает, т.к. тот работает за двоих. А в свободное время ходит в библиотеку и читает историю Европы.

«Восемь месяцев пахать в Америке, чтобы потом за четыре месяца потратить деньги в Щорсе, убирать за нами мусор — ну, не чудак?» — удивляются в городе. Говорят, в Щорсе Лерри не раз «кидали на деньги», обводили вокруг пальца. Тот плакался знакомым, что нет денег, но все равно сюда возвращается. Лерри предупреждали, что его бизнес (кафе) может выйти боком. Но он стоял на своем.

Мнения: «В Америке он себя чувствует одиноким, обделенным (родственники есть, но он с ними не общается), а тут — человеком». «В Украине у него есть деньги. А в Америке он нищий. Даже машины нет».

«Лерика облепили, пока его не сманила медсестра»»

Когда американец только приехал в Щорс, появилось много желающих его приютить — одному нужна была помощь сыну с английским, другому еще с чем-то.

В общем, «Лерика облепили, пока его не сманила медсестра».

В Щорсе думали, что они поженятся. Лерри жил в ее доме летом, пять лет. Семья у медсестры, говорят, хорошая. Мужа нет. Зато есть дочь. Вроде Лерри помогал ей учиться, приплачивал, в общем, поддерживал материально. Потом, поговаривают, поругались на финансовой почве. Мол, спихнули на американца финансовые затраты на свадьбу дочери, а он не потянул. Тогда Лерри решил жить сам. Медсестра отношения с Лерри отрицает. Говорит, жили, как соседи.

О Лерри в Щорсе рассказывают неохотно: «Он — как айсберг».

Мол, с подростками любит дружить, может, какая-то ориентация не та?

«Дружил только с мальчиками, матрасы им на пляже давал, по тысяче дает на школьные принадлежности». И загадочно улыбаются. «Хлопцы жили в палатке на речке, а он им два раза в день приносил пешком еду из города!». Другие в противовес утверждают, мол, нормальный парень. Ну да, дружил с детворой. Но и с девочками тоже. То пиццу им покупал, то воду. Да и подростки сейчас такие, что отпор могут дать. К сожалению, в любом городе (селе), хоть большом, хоть маленьком, есть дети из бедных пьяных семей, готовые на что угодно даже за еду.

«Он хороший»


25-летний Вячеслав 0зембловсий, в семье которого Лерри жил около семи лет, развеивает слухи.

— Он жил с женщиной пять лет. Если мужчина ненормальный, женщина сразу поймет.

Про ориентацию — это все вранье, по-моему. А если бы он с девочками общался или со старушками? Его бы тоже странным назвали. Народ такой.

К тому же какой процент взрослого населения в Щорсе знает английский?

Те немногие, знающие язык, — люди младше 25-и. Поэтому не странно, что Лерри общается с молодыми. Если люди хотят выучить английский язык через Лерри, как я, пожалуйста, он помогает.

В 2001 году в штате Висконсин в христианской школе Лерри встретил делегацию учеников из Щорской школы №1 (Щорс поддерживает связь с американцами с начала 90-х, американцы присылают гуманитарную помощь, по их приглашению школьники и поехали). В христианской школе Лерри был волонтером, работал бесплатно. В конце поездки все друг друга приглашали в гости. Пригласили в Щорс и Лерри. Никто не ожидал, что американец приедет. А тут звонит: «Я уже билет купил».

Когда американец поселился в доме Вячеслава, мальчику было 13 лет. После общения с Лерри он поступил в Нежинский университет на английский язык. Проучился там полтора года, потом перевелся в Черниговский педуниверситет. Сменил специальность на геодезиста-картографа.

— Почему о Лерри не хотят говорить?

— Люди думают: «Странный чувак. Мало ли чего. Приехал из Америки, косит траву, убирает на пляже в постсоветской стране, где люди за гранью бедности. Что, делать нечего?» Мне тоже поначалу было странно, зачем он учит детей в школе. Иди лучше гуляй, покупай то, что тебе нужно. Сам по себе человек очень добрый, хороший. Муху не обидит. Все прощает. Большой ребенок — правда. Оптимист по жизни. Всем верит. Его логика — то, что работает в Америке, должно работать и в Украине. А это не так. Наш менталитет — где побольше утянуть.

Сначала Лерри жил у Валентины (моей сводной тети-учительницы), потом у нас в доме. Отец (отчим), мать, я и меньшая сестра. У Лерри была своя комната. В 2003-2004 году его познакомили с медсестрой Анжелой. Жил у нее. Через несколько лет после знакомства он сделал ей предложение. Анжела согласилась. Даже видео имеется. Обеспечивал там. помогал чем-то. А как дальше было... Не знаю.

— А в прошлом году они поссорились, и он пошел жить на речку?

— Преувеличивают. Он приехал к моему отчиму Николаю Озембловскому. Начиная с прошлого года жил у него. А на речку он пошел потом. Хотел бизнес открыть.

— Правда ли, что у Лерри украли скутер с пляжа и 1000 гривен из сумки?

— Не знаю. Слышал об этом.

Через десять лет в Щорсе Лерри из Америки оказался в палатке на пляже

Лерри постоянно говорит: Америка и Украина — две разные вещи.

Первое время он думал, что у нас тут вообще ничего нет. У них стереотип о Советском Союзе, об Украине: что мы жили при тиранах и мы тут все — скот. Для иностранцев мы — люди третьего сорта. Они в открытую так говорят. Они поляков за людей не считают, а нас тем более.

— Почему он каждое лето возвращался сюда, если его здесь не понимают и обманывают?

— Приезжал и, думаю, будет приезжать, потому что ему здесь интересно.


«Она была моей герлфренд»

Хороший и добрый? А может, американский шпион? Что такого привлекательного в Щорсе?

— Дешево в Украине жить? — спросила у американца (общались с Лерри по скайпу, ведь сейчас он в Америке, уехал в Бостон в сентябре). Украинский и русский Лерри за десять лет так и не выучил. Знает пару фраз.

— Да. Курс один к восьми. Поэтому я могу тратить деньги, помогать людям, молодым — поступать в университеты.

Валя, учитель английского языка из Щорса, пригласила меня в гости. Первые три лета у меня была возможность проводить уроки английского в классной комнате школы №2. Но интерес школьников к этому быстро пропал.

Сначала я жил с семьей брата учительницы, которая пригласила меня в Щорс. У отца, Ника, была проблема с алкоголем. Пытался им помочь. Учил его приемного сына английскому.

Потом я встретил в Щорсе женщину.Медсестру. Мы прожили вместе пять лет. Она была моей герлфренд.Но потом мы расстались. В Америке жены у меня нет. Детей тоже. Зато есть шесть братьев и сестер. Один из братьев — близнец.

— Чем отличаются украинские женщины от американок?

— Американки так много не работают. Украинка должна и убрать, и постирать, и приготовить. А так люди везде одинаковые.

Мэр Щорса Роман Зуб — мой хороший друг. Хочу, чтобы его выбрали второй раз.

Я пытаюсь сделать Щорс лучше, облагородить центральный пляж.

— Почему не получился бизнес в Щорсе?

— Я хотел сделать интернет-кафе, спортивный бар, где можно было бы смотреть телевизор, выпивать. Открыл кафе. Но люди, которые пытались работать со мной, украли деньги. Я не знал, что делать дальше. Вложил тысячи гривен.

— Как думаете, почему они так поступили?

— Они мыслят по старинке. Думают о том, чтобы им было хорошо сегодня. Не завтра.

— Долго ли вы знали этих людей?


— Одного из них — десять лет. Кафе закрыл в прошлом январе. Решил сделать кафе на центральном пляже, чтобы пляж был, как в Крыму. Спал на берегу. Подстригал траву. Все очень удивились, что трава такая красивая ©. В июле погода была плохая. На пляж почти никто не приходил.

За всю жизнь я сменил четыре работы. Рос на ферме в Иллинойсе. У отца была проблема с алкоголем. Я сказал: хочу быть лучше. Поступил в университет. Получил аграрную специальность. Работал на ферме. Помогал друзьям, у детей которых были проблемы. В Гарварде с 2000 года. Люблю готовить китайскую еду. В Украине и в Америке питаюсь рыбой, мясом, борщом. Ем мало. Я не так молод, стараюсь не поправиться.

— Что больше всего удивило в нашей стране?

— Вы живете, как мы 20 лет назад. В домах нет воды, люди используют лошадей. Вернее, как в Америке в 50-х. Сейчас Украина в больших городах уже стала похожа на Европу. Украинцы очень дружелюбные. В маленьких городах. Не в Киеве. Для меня было странно, что вы можете сидеть, есть, пить, разговаривать часами за столом. Мы так не делаем: поели и пошли смотреть телевизор, общаться вокруг него. Американцы тоже дружелюбные. Но к близким друзьям.

— Почему так любите именно Щорс?

— Я вырос на ферме. Теперь, когда я стал старше, снова хочу жить в маленьком городе.

— Не было ли у вас проблем в Щорсе? Ночью на улице не грабили?

— В Щорсе у меня не было проблем с безопасностью. Ночью иду по улице, мне все кричат: «Привет, Лерри». А я даже не знаю, кто это.

***

Почему Лерри общается с подростками? Есть ли среди них дети из очень бедных семей? Или все эти предположения — не более, чем проявления ксенофобии — недоверия к иностранцам? Нельзя же считать человека странным только потому, что он не пьет и учит детей. Правда ли, что он купил в Щорсе комнату, а ему сказали, что иностранцам в Украине нельзя покупать недвижимость? Наврали, можно. Задать эти вопросы, чтобы полностью развеять свои сомнения, я не успела. После того, как я побывала в Щорсе, расспрашивая о Лерри, Роман Зуб удалил меня из друзей «ВКонтакте», а Лерри написал, что не хочет больше общаться.

Но обижаться я не собираюсь, на обиженных воду возят, на надутых — кирпичи ©. Придет лето, и надеюсь, мы с Лерри встретимся в реале. На пляже. Или в мэрии.

Алина Сиренко, еженедельник "Весть" №42 (572) от 17 октября 2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Лерри Хьюстон, Щорс, Алина Сиренко, "Весть"