GOROD.cn.ua

Анатолий Гайдамака встревожен «модернизацией» Шевченко

Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, известный художник-монументалист Анатолий Гайдамака (на снимке) — наш земляк, родился в селе Волосковцы Менского района. Известен многими работами, связанными с нашей историей. Среди них — столичный Мемориал жертвам Голодомора, мемориалы в двух святых для всего мирового украинства местах — Батурине и Крутах. Также Анатолий Васильевич принимал участие в создании музеев и музейных комплексов, посвященных Тарасу Шевченко. Поэтому его волнует то, что происходит в этих учреждениях, как идет подготовка к празднованию 200-летия со дня рождения Кобзаря.


— Анатолий Васильевич, до юбилейной даты всего полгода. На финиш выходит подготовка к юбилею, а это большой комплекс работ, мероприятий. Что Вас особенно беспокоит в связи с этим?

— Что большие деньги, выделенные государством на подготовку к юбилею, попадают в руки людей некомпетентных, в частности в музейном деле. Главное в музее что? Экспонаты. Национальный музей Тараса Шевченко в Киеве известен тем, что имеет их очень много. Мы имеем церковную метрическую книгу с записью о рождении Шевченко. Это такой раритет, что любое другое государство могло бы просто построить мемориал для этой книги.

У нас большие сокровища благодаря, в частности, Василию Тарновскому, который у себя в Качановке (Ичнянский район) собирал такие раритеты. Потом передал эти сокровища в Чернигов, и они стали основанием для создания Черниговского исторического музея, который ныне носит имя Тарновского. Со временем часть экспонатов поступила в Киев, в музей Шевченко. Здесь собраны работы Тараса — графика, акварель, живопись, его рукописи, письма. Но, к величайшему сожалению, уже в наше время случились две атаки на этот музей. Первая — в 2004 году. Из музея хоте-
ли сделать какое-то заведение, где можно было бы ходить по залам с кофе, вином или пивом. В сущности, хотели ликвидировать музей как учреждение, перевезти все куда-то на Троещину. При том, что под это не было ни земли, ни средств. Но уже была снята экспозиция.

— Именно Вы ее делали три десятилетия назад, вложив в это огромный труд.

— Я тогда объехал все шевченковские дороги. Был в Казахстане, в Оренбурге, в Орске, в селах, которые Шевченко рисовал. На кладбищах, изображенных Тарасом, находил предметы, которые он зарисовывал. Я же делал музей Шевченко и в Казахстане, в Шевченково. Привез сюда, в Украину, камень с Новопетровского укрепления. На пепелище сгоревшей церкви в местах ссылки поэта собрал кованые гвозди, привез их сюда и в Каневе сделал портрет Шевченко в терновом венке из этих гвоздей.

С горы, где Шевченко проходил муштру, я попросил привезти камень, из которого мы сделали колонны — на них в музее Тараса в столице разместили его работы. И вот тогда, в 2004 году, первые «реформаторы» музея выбросили эти колонны.

Вторая атака на музей началась недавно, в период подготовки к юбилею.

— Чем это мотивировали новые «реформаторы»?

— Тем, что, дескать, будут делать «современный» музей европейского образца. А в Каневе уже «осовременили». То, что сделано в Каневе в Национальном шевченковском заповеднике, — просто преступление. Как можно было уничтожить памятник архитектуры, уничтожить Кричевского! Лишь потому, что он не понравился Ларисе Скорик? Кричевский — родоначальник украинского модерна. А в Каневе совершено преступление против Кричевского, против Шевченко. Эта идея с проекторами... Ну разве можно, например, «запихнуть» Эрмитаж в проекторы и вместо бесценных оригиналов картин показывать проектором их изображения на стене. Люди идут в музеи, чтобы увидеть оригиналы. А их, оригиналы и раритеты, оттуда выбрасывают. Выбросили и те гвозди из Новопетровска, из которых я сделал терновый венок на портрете Тараса.

— «Реформируют» и Национальный музей в столице?

— Сломали галерею, которую.строил Терещенко, часть архитектуры, она тоже почему-то мешала. А главное — им мешает Шевченко. Его этим людям нужно там уничтожить и показать, как мы «любим Шевченко» по-новому. Приглашают художников, которых никто не знает, чтобы они нарисовали Тараса. Но Шевченко самодовлеющий! Он нарисовал себя сам, нарисовал ту эпоху, проиллюстрировал свою жизнь. Ему не нужно помогать. Кто хочет — пусть рисует для себя, но не нужно все это тянуть в основную экспозицию музея, в биографию Тараса.

Но вот Прокопенко, друг Бузины, рисует огромное полотно для первого зала музея, это, так сказать, «свое видение» Шевченко. А почему я должен его «видение» видеть здесь, в главном музее, в биографии Кобзаря? Еще и вместо знаменитой метрической книги, которую выбросили из зала.

Кто Ларисе Скорик дал право «редактировать» Шевченко? Есть четкая научная биография нашего гения: родился, жил, учился, работал, ссылка, снова работа, смерть. Это классический музей, где надо показать всю жизнь Тараса. Вся коллекция работ Шевченко именно здесь. Так зачем делать из него какой-то «Шевченко-фест»? Зачем «дерибанить»-биографию Тараса?

— Итак,«новое видение Шевченко»...

— А это «новое видение» уже давно было. Когда мы в 1983 году начали делать экспозицию, там был весь зал завешан похожими картинами «на темы Шевченко». Например, «Шевченко в Казахстане» — огромное полотно, 12 на 4 метра. А в уголке где-то висит маленькая работа самого Тараса — 10 на 15 сантиметров.

Вспомню и о зале в столичном музее, где были представлены многочисленные издания произведений Шевченко разных лет, в разных странах, на многих языках. И все это тоже убрали из экспозиции.

— Для сравнения: Вы делали и экспозицию Литературно-мемориального музея Михаила Коцюбинского в Чернигове. Там все сохранено.

— Потому что там люди болеют за дело. А здесь пришли абсолютно случайные люди. Все уничтожается, причем за народные средства. А они сюда идут очень большие: 27 миллионов гривен выделено летом этого года только на киевский музей Шевченко, а просили 80. Даются огромные деньги, чтобы уничтожить Шевченко, принизить его.

— Это при том, что в Украине огромное количество шевченковских мест, объектов, и там мало что делается — не хватает средств.

— А уцепились в эти два объекта — Канев и Киев. Хотя у нас сотни объектов нуждаются в поддержке.

— Хотя бы на Вашей родной Черниговщине: начиная с Качановки упомянутого здесь Тарновского.

— Сколько уже мусолят «реставрацию» Качановского имения, столько денег убухали, уже и немцы давали средства, а толку все нет.

— Неподалеку известные Сокиринцы, где работы немеряно, а средств тоже нет.

— А еще — тот же Седнев, имение Лизогубов, которые так поддерживали поэта и художника. Или Березовая Рудка на Полтавщине, Прохоровка возле Киева. Что там делается? Ничего. Дайте из тех 27 миллионов хотя бы по одном миллиону на другие объекты. Вон в Запорожье, в Музее казачества, крыша течет, а средств нет. Какая-нибудь другая страна, та же Франция, Англия, уже давно привела бы в надлежащий порядок такие национальные святыни.

Петр Антоненко, еженедельник "Гарт" №39 (2636) от 26 сентября 2013

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Анатолий Гайдамака, Тарас Шевченко, Петр Антоненко, "Гарт"