На первый взгляд может показаться, что Черниговская городская школа искусств — самая неприметная среди местных детских учебных заведений эстетического воспитания. Однако наша беседа с директором школы Еленой Савченко (на фото) в ее уютном кабинете, увешанном и уставленном многочисленными дипломами, грамотами, медалями и призами, в очередной раз подтвердила известную народную мудрость: если кажется — надо креститься, но ни в коем случае не делать поспешных выводов.

— Елена Федоровна, в следующем году будет ровно 10 лет, как Черниговскую музыкальную школу №3 преобразовали в школу искусств. И уже 5 лет ею руководите Вы. Вам не обидно находиться «в тени» более маститых музыкальных школ №1 и №2?
— В тени? А если я вам скажу, что наша школа — самая большая в области?
— Я искренне удивлюсь...
— И все же факт остается фактом. Кроме базового помещения, под которое в 2004 году нам выделили часть детского сада по улице Одинцова, 7-в, мы имеем еще 10 филиалов по всему Чернигову. Работаем в самых отдаленных районах города — это и Ма-саны, и Шерстянка, и Коты. Арендуем у общеобразовательных и даже одной спортивной школы классы, где занимаемся с детьми по всем основным профильным дисциплинам. На сегодня у нас 740 учеников, около 200 детей занимаются в хозрасчетных группах.
— Никогда о таких группах не слышал...
— На «бюджете» дети занимаются 16 часов в неделю, при этом родители платят в среднем 60 гривен. К сожалению, мы не можем принять на эту форму обучения всех желающих. Поэтому организовали своеобразные кружки для общего эстетического развития, где за один урок в неделю родители платят 100 гривен. При первой же возможности детей из хозрасчетных групп мы переводим в основные группы. И очередь желающих поступить к нам довольно большая.
— Не поделитесь секретом такой популярности?
— Отчего же? Дело в том, что с введением в Украине так называемой системы НСУЗИ (начальных специализированных учебных заведений искусств) мы получили значительно больше возможностей. Если музыкальные школы занимаются лишь одним видом искусства, то мы в дополнение к музыкальному открыли еще и сценическо-изобразительный отдел, в котором работают классы театральных, изобразительных и хореографических дисциплин.
— То есть, если раньше ребенок, мечтающий сыграть Гамлета, шел в театральный кружок при Дворце пионеров, то сейчас...
— Он может поступить в нашу школу. Разумеется, при наличии способностей и желания учиться. Роль Гамлета не обещаем, но уровень профессиональной подготовки дети получают очень высокий. Наше преимущество в том, что мы работаем по учебным планам, утвержденным Министерством культуры Украины. Все предметы, которые изучают студенты в театральных училищах, есть и у нас: сценическая речь, сценическое движение. А главное, после окончания школы выпускники получают диплом государственного образца о том, что весь необходимый курс ими пройден в полном объеме. То же самое и с другими специальностями. Между прочим, без такого диплома о прохождении курса, например изобразительных дисциплин, поступить в художественные или архитектурные вузы крайне проблематично.
— А в театральные? Насколько я знаю, раньше в театральные училища весьма неохотно принимали участников художественной самодеятельности. «испорченных», так сказать, влиянием других мастеров.
— Мне пока трудно об этом судить. В этом году у нас состоялся только первый официальный выпуск театрального отдела, на котором ребята проучились 6 лет. Некоторые из них подали документы в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Ка-рого, уже прошли первые отборочные туры. Будем надеяться, что у них все получится. Во всяком случае мы боремся за каждого нашего выпускника. И уровень подготовки, как я уже говорила, у них вполне профессиональный.
— Однако роль Гамлета Вы не обещаете?
— А разве в одном лишь Гамлете счастье? Наши дети ставили спектакли, которые даже самый строгий критик не назвал бы просто «ученическими». Это «Кай и Герда», «Дюймовочка», «Поллианна» и многие другие. В следующем году хотим поставить «За двумя зайцами» Михаила Старицко-го, а на роль Голохвастого пригласить друга нашей школы, заслуженного артиста Украины Алексея Быша, который с успехом исполняет ее в Молодежном театре. Думаю, это будет интересно и ребятам, и ему.
Знаете, я видела много спектаклей профессиональных театров, но наши дети — нечто особенное! Настолько искренне, настолько эмоционально они играют, что словами это передать невозможно! Уже три года с ними занимается молодой педагог, неординарный человек Леся Баринова, бывшая актриса Областного музыкально-драматического театра им. Шевченко. Ко всему прочему она закончила Черниговское музыкальное училище как хормейстер и как пианистка, поэтому в специфике всех жанров разбирается, как никто другой. Вот это внутреннее взаимодействие различных видов искусства позволило нам провести 15 марта этого года потрясающий отчетный концерт! Там был очень сложный блок, посвященный военной теме, построенный именно на принципах синтеза жанров. Ребята исполняли танец «Журавли», пластико-хореографическую композицию «Памятник» по мотивам постановки Павла Вирского, попурри военных песен, читали произведения Александра Довженко. Кульминацией была минута молчания. Эмоциональное воздействие этого действа было столь велико, дети настолько прониклись темой и сумели передать свои чувства зрителям, что люди в зале рыдали, не стесняясь своих слез! Произошло то, что греки называли «катарсис» — очищение души через чужую боль, чужое страдание. И для меня лично, и для наших педагогов, и для наших детей это очень ценно!
— Ну а если вернуться к «чистым» жанрам?
— Тут мы тоже многим можем форы дать! Скажем, в четырех классах изобразительного искусства у нас около 35 учащихся и 4 учителя. Старейшая из педагогов — наша уважаемая Майя Семеновна Градобик, которая в этом году уходит на пенсию, чуть-чуть не доработав до своего 80-летия. Дети здесь изучают все виды живописи, все виды техники. К тому же есть такой уникальный формат, как компьютерная графика, которую ведет прекрасный преподаватель Александра Скиба. Также ребята помогают оформлять спектакли, рисуют декорации. А в следующем году мы планируем провести презентацию вертепа, куклы для которого также делают сами учащиеся. То есть, ребята получают многогранную подготовку. У нас уже собралась приличная коллекция детских работ, которой мы искренне гордимся. Абсолютно нестандартные картины, достойные быть выставленными в художественном музее!
Хореография представлена двумя подклассами — классического и спортивно-бального танцев. Среди этих призов международных, областных и городских конкурсов, на которые вы время от времени поглядываете, немалая часть — заслуга именно хореографов. В частности, ансамбля народного танца «Калина», которым руководит еще один наш прекрасный педагог Ольга Ситник. А спортивно-бальными танцами с ребятами занимается профессиональный тренер Руслан Федор-чук. В общей сложности на хореографии сейчас учится 40 детей. Отдел малочисленный, но, как говорится, мал золотник, да дорог.
Что касается музыкального искусства, то у нас, не побоюсь этого слова, лучшее в области отделение народных инструментов! Мы сохранили классы баяна и аккордеона, которые сегодня исчезают повсеместно. У нас есть классы домры, балалайки. Даже гуслей! Представляете, что значит в наше время увлечь ребенка игрой на балалайке или гуслях? А ведь все эти инструменты характерны для нашего региона. Так же, как и бандура. У нас, кстати, есть прекрасная капелла бандуристов «Натхнення». На Международном конкурсе им. Евгения Стан-ковича в Киеве мы показали оркестр народных инструментов «Барвинок» под управлением Ирины Решетник в составе 47 участников! Киев просто «упал» от восторга и удивления! 40 наших выпускников учатся сейчас в Черниговском музыкальном училище им. Левка Ревуцкого. Поверьте, это очень значительная цифра. Более того, все наши педагоги, а это довольно большой коллектив — 150 сотрудников, играют и поют, постоянно поддерживая свой творческий уровень. Ни у кого, кроме нас, нет полноценных ансамблей скрипачей и народных инструментов, а также хора, состоящих исключительно из педагогов!
— Все, я сражен! Действительно, надо было креститься...
— Добавлю, что в 2010-2011 годах мы имели 91 лауреата конкурсов различных уровней, включая международные, в позапрошлом — 107, а за первый семестр нынешнего учебного года — уже 161! И мы этим очень гордимся, ведь это показатель нашей работы. В школе работает 33 творческих коллектива, и все они имеют лауреатские звания. Мы стараемся не просто воспитывать детей, мы даем им возможность почувствовать себя творцами. Проводим разнообразные фестивали, в частности городской фестиваль детского хорового творчества «Воскресший Христос дарит радость детям». А также Хоровую ассамблею памяти Любомира Бодна-рука — нашего гения хорового пения, Учителя и Человека с большой буквы, непоправимость ухода из жизни которого нам еще предстоит осознать. Это необходимые уроки памяти для наших детей. Ведь только сохранив душу, можно сохранить свою судьбу.
Можно сказать, работой, связанной с общегородскими мероприятиями, мы занимаемся не меньше других. Поэтому я не могу сказать, что о нас никто ничего не знает.
Разумеется, большая наша проблема в отсутствии собственного концертного зала. Если бы его удалось построить на территории школы, мы были бы абсолютно автономны, нас бы не путали с другими учебными заведениями. Мы знаем, что делать, мы знаем, как делать, и стараемся делать все возможное и невозможное.
— Елена Федоровна, мы живем в прагматичное и даже жестокое время. Но школы эстетического воспитания продолжают работать, несмотря ни на что. Скажите честно, есть ли в этом смысл?
— Знаете такое выражение — «воины света»? Наверное, и мы на своем уровне, пусть начальном, тоже своего рода воины, мы тоже боремся — за эстетический вкус детей, за их души. Против пошлости, против наглости, против безвкусицы. Любим и получаем удовольствие от того, что делаем, от самого процесса творчества. И глав-, ное, мы с детьми понимаем друг друга без переводчиков. Я уверена, что дети, получившие образование в нашей школе или в другой такой же, это уже дети с позитивным мировоззрением. Они безошибочно смогут отличить правду от кривды, шедевр от подделки. Мы понимаем, что у нас не должно быть пассивной позиции. Необходимо активно пропагандировать прекрасное. Я неисправимая оптимистка и до сих пор верю в то, что добро побеждает зло. Поэтому мы обязаны делать то, что делаем. Как бы трудно не было, какие бы подзатыльники мы не получали...
г. Чернигов
Олег Яновский,еженедельник "ГАРТ" №25 (2622) от 20 июня 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.