GOROD.cn.ua

Артем Моисеенко:«И все-таки это – волшебство!»

Артем Моисеенко
«Когда начинаешь этим заниматься, развивается особое видение: ты уже смотришь на фокус не как на волшебство, а как на последовательность действий. Начинаешь сам достраивать, догадываться: вот как он это сделал, вот как можно! Это сейчас. А когда несколько лет назад я посмотрел первый сезон шоу «Удиви меня», я был уверен, что вижу чистое волшебство. Не понимал, как это вообще возможно. Ведь происходили вещи, которых не могло быть в принципе!»

Наш гость Артем Моисеенко – представитель очень необычной профессии. Он – фокусник. Человек, чье призвание – удивлять других.
 
Фокусами братья Моисеенко увлеклись около двух лет назад. Младший, Михаил, предпочитает работать с детской аудиторией. Детские фокусы более яркие и зрелищные: ребенку хочется сказки, чуда, именно это и происходит, когда появляется этот обаятельный, добрый и позитивный артист. 
 
Артем же выступает перед «взрослой» аудиторией. Участвовал он и в конкурсе «Україна має таланти».
 
Что такое фокусы

Фокусы или трюки? В принципе, оба термина верны. А вот исполнитель может быть:
  иллюзионистом (это фокусник-«волшебник», использующий специальный реквизит, – Игорь Кио, Дэвид Копперфильд, Крис Энжел);
 манипулятором (тот, кто работает на ловкости рук, например, Дэвид Стоун, Сирилл Такаяма, Дмитрий Чириков, Антон Абрашеков);
  менталистом (этот жанр основан на особенностях человеческой психики и психологии, яркий его представитель –  Ури Геллер).…
 
Артем – иллюзионист, который «балуется манипулированием». 
 
– Ремесло ли это? Технически – да. Механика (просчитывается все: и углы обзора,  и расстояние до зрителя,  и то, в каком положении зритель будет находиться) плюс  профессионально подготовленный реквизит. Но для самого зрителя фокусы однозначно должны быть волшебством. И честно сказать, пока сам не занялся фокусами, я даже немножко верил в то, что существуют какие-то магические, волшебные вещи. Объяснить которые невозможно. Теперь понимаю: их просто не нужно объяснять.
 
Многие фокусы строятся на определенных базовых элементах. И если человека научить какой-то базовой механике, он сможет понимать, как делается большинство трюков. От механики зависит и сложность номера. Один фокус можно освоить за день, над другим приходится биться месяцами. Работа над эффектным номером, который Артем готовит ко Дню театра, началась еще в сентябре. 
 
– Это самый технически сложный фокус из всех, что я показывал, – делится артист. –  Номер полностью на манипулировании, на ловкости рук. Основную часть его я разучил буквально за полтора месяца, а вот последнее движение оттачиваю до сих пор. Автор, Дэвид Стоун, великолепный французский иллюзионист, делает это за полсекунды!
 
Ловкость рук?

Фокусы – удовольствие недешевое. Это если заниматься этим для себя, просто чтобы при случае удивлять друзей, хватит и одной колоды карт. 
 
– Но если ты выступаешь и берешь деньги за свои выступления, надо покупать реквизит. Например, показ одного из моих номеров лично мне обходится в 150 грн., это не считая затрат на доставку и месяцев  подготовки номера.
 
Реквизит приезжает в основном из Москвы. Там больше выбор и, как ни странно, цены ниже, чем в Киеве. 
– Реквизит реквизиту – рознь. Можно приобрести хороший реквизит, сделанный в Европе или США, а можно такой-же (на первый взгляд), но сделанный в Китае. Разница станет ясна после десяти использований. И хорошо, если эта разница выплывет при репетиции или показе перед друзьями. А если на коммерческом выступлении? Мое мнение если фокусник позиционирует себя как профессионал  – надо не жадничать и покупать профессиональный реквизит.
 
– Карты у фокусников, наверное, тоже какие-то особенные?

– Особенные – с точки зрения качества. На них нет ни крапа, ни секретных липучек, как многие думают. Но обычно для фокусов используются профессиональные колоды: у них картонная основа с пластиковым напылением. Карты достаточно жесткие и немного отличающиеся от привычных нам по размеру – либо покерная колода (64×89 мм), либо колода для бриджа (57×89 мм). В принципе, каждый крупье, поскольку умеет правильно и эффектно тасовать карты, уже немножко карточный манипулятор.
 
– И наверное, каждый фокусник немножко шулер?

– Это уже он для себя сам решает. В принципе, если ты умеешь правильно тасовать карты, ты можешь создавать иллюзию. И мне порой говорят: «С тобой, наверное, в карты нельзя садиться играть!» Но на самом деле я, конечно, ничем таким не занимаюсь. Если честно, даже и подтасовать карты толком не могу.
Параллельно разговору Артем продолжает удивлять: монетка исчезает в пальцах, «прячется» под столом, возникает из воздуха. Счет действительно идет на секунды.
 
– Вас пытались разоблачать?

– Конечно. Всегда находится зритель, который закричит: «Я знаю, ты вот как делаешь!..» Часто это бывает комично, потому что человек начинает излагать «секрет», никакого отношения к фокусу не имеющий. Я никогда не вступаю в пререкания, потому что ценю время: пока одному доказываешь, другие зрители начинают скучать…
 
Роза превращается…

– Фокусы с картами – чаще всего чистое манипулирование (ловкость рук),  это очень сложно и очень уважаемо среди профессионалов. Но мне больше нравятся визуальные фокусы – когда у тебя на глазах происходит чудо. Один предмет превращается в другой, в пустом цилиндре оказывается кролик, двухметровая трость трансформируется в два шелковых платка… А пепел становится настоящей розой… Вот это – волшебство! 
 
У меня в репертуаре на сегодня около ста фокусов. Но номер с розой –  самый любимый и самый зрелищный из всех. Когда свернутая розочкой салфетка сгорает – а пепел превращается в настоящий живой цветок. 
 
– Ну вот расскажите, как  кролик из цилиндра появляется? 

– Чужие секреты нельзя раскрывать в принципе! Профессио­нальная этика это запрещает, и нарушение этого правила влечет серьезные последствия. Например, после того как братья Сафроновы занялись разоблачением чужих фокусов с телеэкрана, с ними многие перестали общаться. Они перестали быть частью профессионального сообщества.
 
– Чем так серьезно они провинились?

– На «Первом канале», в шоу Ивана Охлобыстина «Первый класс»,  они раскрыли миллионной аудитории секреты потрясающих иллюзионных номеров. Например –  левитации человека. Великолепный иллюзион! Настоящее чудо. И это чудо, эту игрушку – сломали. Оно перестало быть волшебством.
 
Вопрос не только в авторских правах или в чьем-то заработке. Вы представьте: аудитория в тысячу человек, на сцене происходит нечто невероятное, волшебное –  а в зале находятся два человека, которые посмотрели передачу, знают секрет – и начинают всем вокруг сообщать, как это делается. И всё: сидят остальные 998 человек, у которых праздника нет, чудо испорчено. 
 
Конечно, если бы никто ничего не раскрывал, жанр бы уже умер. Каждое следующее поколение фокусников добавляет в это искусство что-то свое. Ученик учится у мастера, придумывает что-то новое – так развивается жанр. Но для публики все это должно оставаться тайной.
 
– Придумать собственный фокус – это сложно?

– Это высший пилотаж. И в профессиональном мире квалификация фокусника определяется именно тем, сколько он фокусов придумал – и какие они. 
 
– Как, например, Гудини придумал трюк с цепями?

– Я говорил уже, что такие, как Копперфильд, рождаются раз в сто лет. Так Гарри Гудини – гений XIX века. Гудини уникален даже не тем, что придумал фокус с цепями, а тем, что фактически по-новому вдохнул жизнь в такое направление как эскейпология – трюки с высвобождением. Он выбирался и из могилы, из  цистерны, из деревянных и металлических бочек, из сундуков и смирительной рубашки. Он фанатично любил свою профессию, у него были вывернуты оба плечевых сустава: без этого невозможно делать некоторые номера, которые он показывал.
 
Из программистов – в художники 

– После окончания университета вы работали в радиомеханическом техникуме, преподавали программирование. А сегодня – работаете в театре. Как это вышло? 

– Мне еще студентом нравилась компьютерная графика и работа с сайтами. Преподавать тоже пробовал: на пятом курсе один из преподавателей предложил мне в течение семестра вести лабораторные работы – в качестве практики. Понравилось, потому и после института я устроился на работу в техникум. При этом продолжал заниматься созданием сайтов – для друзей, для знакомых. Один из них, узнав, что драмтеатр им. Т. Шевченко собирается открывать собственный сайт,  порекомендовал обратиться ко мне. Так появилась страничка teatr.cn.ua – наполнением и администрированием которой я занимаюсь до сих пор.
 
Поскольку стал часто бывать в театре, появились и другие задачи. Помог сделать одну афишу, другую, потом разработал логотип театра… В итоге в начале осени предложили работу художника. Я подумал – и согласился. В техникуме у меня осталась небольшая нагрузка: с точки зрения финансов это невыгодно, но мне по-прежнему в удовольствие.
 
А театр… Как театр можно не любить? Это особый мир – и мне невероятно повезло, что я смог стать его частью.
 
Мечта Артема тоже связана со сценой – синтезировать фокусы и театр, показывать не просто фокусы, а мини-представление. Принять участие в создании спектакля. 
 
– А еще очень бы хотелось подготовить масштабное шоу – полноценный сценический иллюзион. Ни один провинциальный театр Украины этого не делает. В Москве с ее многомиллионным населением иллюзионы показывают всего четыре фокусника, в Киеве – два. 
 
Не высоковата ли планка? Удастся ли поставить иллюзион в Чернигове? Посмотрим. Цель есть. А опыт сотен фокусников подсказывает: нет ничего невозможного!
 
Попробуйте сами!
 
Как зажечь сгоревшую спичку? 

Этот интересный фокус требует небольшой предварительной подготовки. 
 
Для этого берут целую, несгоревшую спичку, аккуратно обстругивают ее, придав форму сгоревшей (головку с серой обязательно оставляют!). Далее черными чернилами или гелевой ручкой раскрашивают спичку, придав ей окончательно вид сгоревшей спички. 
 
Перед началом фокуса подбросьте вашу спичку (а лучше тройку-парочку) в пепельницу, чтобы обеспечить себе своеоб­разное алиби. Если вы достанете свой материал из коробка или кармана, его будут тщательно рассматривать. Непринужденно «подведите» народ к фокусу: достаньте спичку из пепельницы, чиркните ею по коробку – и все очень долго буду ломать голову, как у вас это вышло. 
 
Можете повторить этот фокус несколько раз на глазах изумленной публики!
 
Где увидеть?

Новый номер Артем и Михаил Моисеенко представят в праздничной программе ко Дню театра. 
Следите за афишами!

Вера Едемская, еженедельник "Семь дней" №10 (591) от 7.03.13

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Артем Моисеенко, Вера Едемская, еженедельник "Семь дней"