Андрей Каменецкий: «Плохого дерева нет, как нет и плохих людей»
Понеділок, 28 січня 2013 16:28 | Переглядів: 2357
Андрей Каменецкий
Посетив мастерскую заслуженного мастера народного творчества Украины в Черниговском центре народных ремесел для детей и юношества, где Андрей Каменецкий руководит кружком резьбы по дереву, мы увидели: умелец весь в работе. Как и его ученики.
А прийти к спецу и поинтересоваться его творческими успехами заставило замечание Владимира Мороза, главы Национального союза мастеров народного творчества Украины, озвученное во время недавнего открытия выставки декоративно-прикладного искусства «Шляхами творчості», которая разместилась на Валу. Тогда Владимир Иванович с сожалением отметил, что на выставке не представлены достойные работы наших мастеров резьбы по дереву. На вопрос, с кем из них он рекомендовал бы побеседовать, Владимир Мороз ответил: «С Андреем Каменецким».
В гостях у мастера
Умелец Андрей Григорьевич – приветливый, собранный, уверенный в себе мужчина, весьма скромный как для известного мастера и очень трудолюбивый. Не похоже, что такой человек мог бы забросить любимое дело.
– Андрей Григорьевич, глава Национального союза мастеров народного творчества Украины Владимир Мороз недавно отметил, что на последних выставках редко можно встретить ваши работы. С чем это связано?
– В первую очередь нужно понять: это не связано с тем, что новые изделия не появляются. Просто есть другая работа, и за последнее время ее было много. В основном изделия закупают в музеи – то в Батурин, то в Чигирин, то в Любеч.
За последние несколько лет мною была изготовлена мебель для резиденции Богдана Хмельницкого в Чигирине: кресло Богдана Хмельницкого, кресло Ивана Выговского, скрыня Богдана Хмельницкого.
В Батурине обставил своими работами резиденцию Мазепы. В этом году также сделал скрыню Полуботка в Любеч. И хотя мастерам дают мало времени и большое количество работы, на качестве это не отразилось. Музеи работами тоже нужно наполнять, как иначе.
Что касается выставок, могу сказать: на любом большом празднике в городе или в области вы всегда найдете палатку с надписью: «Спілка майстрів України». Вот там вы и сможете увидеть работы наших умельцев, в том числе и мои.
– Как вы можете оценить работы других украинских мастеров? Пребывает ли сейчас искусство резьбы по дереву в упадке?
– Выставка изделий из дерева в Киеве, подготовленная Союзом мастеров Украины, в этом году была очень слабая. Западную Украину постепенно «съедает» Китай. Старшие мастера умирают, а талантливая молодежь не появляется.
Но нельзя сказать, что ситуация совсем плохая. Как бы там ни было, государство поддерживает молодых мастеров и выделяет стипендии наиболее перспективным. Это уже неплохо.
– Можно ли, посмотрев на работу, определить, откуда она? Существуют ли отличия, характерные для Черниговской области?
– У каждой области своя резьба. Взять хотя бы Западную Украину: у них намного больше используется инкрустация изделий из дерева, а у нас больше используется трехгранно-выемчатая резьба. Наша резьба схожа с полтавской.
Но мастера узнают работы друг друга по характерному почерку. У разных регионов есть отличия в резьбе, но они не настолько велики, чтобы можно было сказать «это наше – а это чужое», как это было раньше. Например, если рассмотреть особенности армянской и иранской резьбы, то даже они похожи. А что тут говорить об одном государстве.
Если вспомнить былые времена, в определенной области имелись свои умельцы, у них были ученики, поэтому и появились отличия в работах мастеров из разных областей. Теперь же эти различия не так бросаются в глаза.
– Если не секрет, кто покупает ваши работы? Наверное, это зажиточные люди?
– Да нет, все берут. Если работа нравится, то деньги найдутся. А иногда я могу и бесплатно отдать. На выставках как бывает: один с кошельком может пройти мимо и не посмотреть, а другой засмотрится, но видно, что у него денег нет. Вот и хочется доставить человеку радость… Не все ведь в деньги упирается.
Знаниями делится без утайки
– Андрей Григорьевич, с деревом-то вы можете справиться, это очевидно. А вот работать с детьми не тяжело? Получают ли они такое же удовлетворение от работы, как и вы?
– Я работаю с детьми не первый год, и все довольны. Никто не жалеет, что когда-то сюда приходил. Подход к каждому ребенку индивидуальный. Сами понимаете: одному ребенку десять, другому двенадцать. Хоть возраст приблизительно одинаковый, в голове у них творится разное. Но есть и двенадцатилетние, которые более серьезно относятся к жизни, чем некоторые двадцатилетние. А любимчиков у меня нет, отношусь ко всем одинаково.
Со своими учениками мы разговариваем не только о работе, но и о жизни. Обо всем, короче говоря. А если ребенок научится забивать гвоздь в стенку или, например, починить табуретку, кому это помешает? Этот навык в жизни в любом случае пригодится.
– В кружок, который вы ведете, дети приходят со всего города или только из этого района? Что детям нравится делать: посуду, игрушки какие-то или мебель для дома изготавливать?
– Поскольку мастерская находится далековато от центра, то дети в основном приходят местные. Вообще-то было бы неплохо поднять и популяризировать ремесло среди юного поколения. Сейчас дети какими игрушками играют? Китайскими. Хотя живем мы в Украине. А ремесло, помимо игр, тоже развивает детей.
– Сколько времени требуется для того, чтобы изготовить самую элементарную игрушку?
– Простую можно сделать и за десять минут.
– По сравнению с тем временем, когда вы только начинали осваивать ремесло, тяжелее ли стало раздобыть древесину?
– Ничего не изменилось. Вы просто пройдитесь по городу и посмотрите, сколько выбрасывается дерева. Люди не ценят этот материал.
– Если нет времени посещать мастерскую, можно ли приобрести и усовершенствовать кое-какие навыки обработки дерева дома?
– Смотря что делать: если вы собираетесь смастерить какой-то черпак или ковшик, вам что, нужна мастерская? Колода, топор, стамеска – вот и все. Для такого станки необязательны. Вот если делать сундук, полку, тогда нужно оборудование.
– А что же нужно для того, чтобы у вас поучиться?
– Желание. Могу научить любого человека, любого возраста. И вас тоже, если захотите.. Пока я здесь – работайте сколько пожелаете. Но без моего присмотра дети сами не занимаются, ведь мы за них отвечаем.
– Обеспокоены ли вы тем, что народные ремесла, в частности резьба, не так интересуют молодое поколение?
– Нельзя сказать, что этот вид искусства исчезает. Он то на подъеме, то на спаде. Но наступит время – и ремесло обязательно возродится!
Достойный ученик найдет своего учителя, было бы желание. Так Андрей Мигрин нашел кружок Андрея Каменецкого. Заниматься начал с 2006 года и, проявив усердие и старание в выбранном ремесле, удостоился не только звания народного мастера, но также вошел в число восьмидесяти, получивших на этот год стипендию Президента Украины для молодых мастеров народного искусства.
Анатолий Данивский, еженедельник "Семь Дней" №4 (585) от 24.01.13
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.