GOROD.cn.ua

Бенька: «Я очень верю в невероятное»

– Человек должен все время играть, иначе он просто начинает гаснуть
Ее зовут Светлана Залесская-Бень – и это неправильно. На самом деле она Бенька. Поэтесса, певица, режиссер кукольного театра. C 2005 года — лидер фрик-кабаре-бэнда «Серебряная свадьба». Неделю назад «Свадьба» вновь приезжала в Чернигов – представила новый альбом Laterna Magica.

Да. Я – Пеппи!

– Светлана, почему-то в первую очередь хочется спросить о вашем детстве: как отразилось оно в том, что происходит на сцене сейчас? Живет ли до сих пор внутри вас «внутренний ребенок»?

–  Да, безусловно. Я очень хочу, чтобы он жил: ребенок из моего детства. А детство у меня было очень сказочное, доброе, чудесное. Оно прошло еще в такие хорошие, спокойные советские времена – когда мы могли днями пропадать в овраге, не боясь маньяков и убийц, когда мы катались на санках, лыжах и велосипедах, лазали по деревьям, играли в классики на улицах, убегали насколько угодно далеко от дома, сами путешествовали на трамвайчиках по городу…

Я родом из Витебска, это небольшой город в Белоруссии, родина Марка Шагала. Город очень трогательный, холмистый, зеленый, свежий – и он предполагал вольное, робин-гудовское и хулиганское детство.

– А вы были озорной девочкой или «правильной»?

– Я была правильно озорной.

– Вы работали над постановкой о Пеппи Длинныйчулок. Вам близок этот образ? Я, например, смотрю на вас и думаю: вот это – взрослая Пеппи. Выросла, виллу «Белая курица» покинула и вышла на сцену.

– Очень близок. Это правда. Я работала режиссером Минского государственного театра кукол, и одним из последних спектаклей, которые я там поставила, был «Пеппи Длинныйчулок». Правда,  довольно скоро после этого я ушла из театра, потому что было очень трудно совмещать музыкальное творчество и театральное. Я не успевала никак.

Что можно сказать совершенно точно – эту книгу я прочитала в детстве запоем. Очень нравилось мне и знаменитое кино советских времен… Прошли годы, и я об этом забыла. А потом, перед тем как ставить спектакль, внимательно несколько раз перечитала книгу и ужаснулась: потому что заметила за собою огромное количество привычек, взглядов, слов и поступков, про которые я совсем забыла – откуда они во мне появились. От Пеппи! Я не отдавала себе в этом отчета. Я не пыталась быть на нее похожей. И тем не менее оказалось, что множество привычек, вещей, поступков, которые ей свойственны, оказывается, присутствуют и во мне. До сих пор. Это, видимо, просто очень сильное, огромное впечатление, оказанное еще в детстве, выйти из-под обаяния которого практически невозможно.

Увеличить границы свободы


– Формат кабаре позволяет вам быть и смешной, и свободной, и смелой… Именно поэтому вы его и выбрали?


– Это восхитительный жанр, который позволяет человеку как-то увеличить границы своей внутренней и внешней свободы.

Кабаре – это игра, и артист, который исполняет песню или номер, может перевоплощаться вместе с песней в совершенно разных персонажей. Это прекрасно. Но даже не это главное в кабаре (перевоплощение и игра во что-то свойственны любому  из видов театрального искусства). Кабаре прекрасно тем, что это жанр изначально импровизационный и очень «общительный» –  в нем  артист не просто исполняет песню, а разговаривает с людьми. Улавливает их желания, настроения, может на ходу перекроить программу или исполнить то, что считает очень важным сейчас, чувствуя поветрие нынешнего времени. Нечто злободневное – с точки зрения широкого духовного, душевного, а не политического или социального запроса. И это помогает всем остальным людям тоже в эту игру вовлечься. Что очень важно. Потому что люди, после того как они взрослеют, забывают, что такое игра. А человек должен все время играть, иначе он просто начинает гаснуть.

Кабаре дает человеку возможность играть. И когда я пою какие-то разухабистые песни о людях, полностью лишенных предрассудков, о людях, совершенно оторванных, о людях погранично смелых, я рассчитываю в большой степени на то, что эта песня кому-то – кто не смелый, не раскрытый, не свободный – может немножко в чем-то помочь. Потому что я сама человек очень интровертный и скорее застенчивый в жизни. И то, что я делаю на сцене, является своего рода игрой в разные роли, которые мне тоже помогают и поддерживают.

То, чего внешнему не сломать


– Простите за затертый вопрос, но хочется его задать. Сильная женщина для вас – это кто?

– Для меня это качество прежде всего появляется в гармонии, которую невозможно сломить никакими внешними обстоятельствами. В сохранении этой гармонии и душевного покоя – который очень чувствуется и распространяется как свет.

Я не назову конкретных людей, их очень много. Но в них есть одно прекрасное качество, в этих женщинах: их внутренняя сила проявляется не в мужественности, не в резких поступках, не в умении настоять на своем или принимать решения… Нет! Это другое. Сильные –  те, которые не позволяют никаким внешним обстоятельствам разрушить их внутреннее благостное состояние и которые своим внутренним теплом поддерживают и делают сильнее мужчину рядом, делают защищенными детей, друзей, родных – и людей вообще вокруг. Каждого человека.

И самое главное – это женщины, которые красиво, не теряя достоинства, умеют стареть. Потому что это страшно: когда физически и душевно теряются силы и красота. Многих  это ломает, делает злыми, агрессивными, уязвимыми. Но есть люди, которые продолжают светиться всю жизнь, вне зависимости от того, сколько им лет. Вообще. Вот это – большая сила. Я этим восторгаюсь.

«Наша Франция»

– Посвященное «Серебряной свадьбе» сообщество в «Живом журнале» называется «Наша Франция». И очень заметно, что она стоит особняком в ваших текстах, песнях, постановках. Почему эта страна так много значит для вас?

– Мне кажется, что Франция – это такой архетип сказочной страны. Постсоветское пространство все еще сковано множеством запретов и каких-то лишений. А Франция всегда, во все времена казалась средоточием красоты, изящества, стиля. Это столица моды, это страна духов, конфет, виноградников… Она потрясает своим разнообразным ландшафтом –  где есть и море, и замечательные виноградники, и горы. Пышная, сочная страна, очень гурманская, с прекрасной кухней… Все-все-все сосредоточено в одной стране! И поэтому мне кажется таким естественным и близким каждому человеку – особенно человеку из маленького города – стремиться вот в такую воображаемую Францию. Как будто открывается занавеска и там – волшебный мир!

Ни от какой другой страны у меня не возникает такого романтического ожидания, как от встречи с Францией. Мы выступали во Франции несколько раз: это действительно очень красивая  страна. Конечно, та метафоричная Франция отличается от реальной. И все же – это такой «рай на земле». Рай для женщины в основном.

– И еще я спрошу о чудесах: они с вами случаются?

– Постоянно. Я очень верю в невероятное. В добрые мистические происшествия. В волшебные совпадения. Но больше всего я верю в то, что среди людей есть огромное количество настоящих волшебников. Людей, которые могут сделать друг для друга настоящее чудо, очень сильно поддержать друг друга и совершить какие-то подвиги во имя друг друга. Их много, и именно поэтому чудо есть на свете – в очень большом процентном содержании.

Цитата
Если описать женщину, для которой я пою, то это, скорее, не разнузданная красотка, а это напившаяся библиотекарша. Потому что именно ей нужна моя поддержка. А разнузданная красотка может послушать любую другую музыку.

Справка
Познакомиться со Светланой Бень и «Серебряной свадьбой» поближе можно в Интернете:
http://serebryanaya-svadba.ru
http://notre_france.livejournal.com
http://www.stihi.ru/avtor/sbn


***
Знаешь, почему я никогда...

Знаешь, почему я никогда не стану взрослее?
Потому что я точно знаю, что Ассоль любила Грея,
даже когда из алых парусов сшили занавески,
даже когда ей приходилось стоять в очереди
и готовить обеды,
даже когда она плакала после очередного вакуума,
съежившись на больничной кушетке,
даже, когда возвращаясь из плаванья,
он забывал привозить ей разноцветные ракушки
и веселых зверюшек.
Ассоль все равно любила Грея.
Ведь она точно знала, что есть сказки,
которые не заканчиваются на последней странице,
потому что они не заканчиваются никогда.
Хотя бы лишь для того, чтобы кто-то
не становился взрослее.


Вера Едемская, еженедельник "Семь Дней" №45 (574) от 08.11.12

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Светлана Залесская-Бень, кабаре, еженедельник "Семь Дней", Вера Едемская