GOROD.cn.ua

Виктор Рыбалко в свои 90, листая страницы фотоальбомов, может вспомнить любой этап своей жизни

Виктор Рыбалко в свои 90, листая страницы фотоальбомов, может вспомнить любой этап своей жизни
Судьба одарила Виктора Григорьевича Рыбалко долгими годами жизни, наверное, в благодарность за то, что сам он относится ко всем ее мгновениям бережно и ценит их, как богатство. Сейчас, в свои 90, листая страницы фотоальбомов, он может вспомнить любой этап своей жизни, увидеть родные лица близких, которых уже нет.
– Наберется много фотографий, я сразу покупал все необходимое и составлял альбом. Наверное, кто-то скажет: «Чудак этот Виктор Григорьевич! Куда это все пойдет, надо ли это кому-нибудь?», – говорит он с грустью сейчас.

Родина, друзья, школа

Так как человечество еще не придумало лучшего способа запечатлевать мгновения, чем с помощью фотоаппарата, то двенадцатилетний Виктор сразу потянулся к «Фотокору», полученному школой в 1937 году. Чтобы сделать снимок, нужно было дергать за веревочку, прикрепленную к фотоаппарату.
В первом его альбоме – пожелтевшие снимки отца, деда, мамы в вышиванке с коралловыми бусами, первой школы и вся история села Белошапки Прилукского района.
Это был другой мир. На фото выпускного вечера 8-го класса – все девушки в скромных нарядах, но с огромными букетами сирени…

…В 7-м классе они с другом Никитой составили на бумаге «умову», в которой клялись всегда быть друзьями и расписались кровью с порезанных ладошек. И действительно, встречались и во взрослой жизни, куда бы она их не бросала. Последняя их встреча состоялась за день до смерти Никиты.
Спустя годы, к 100-летию школы, он инициировал создание музея школы и написал историческую справку за 1899–1999 годы. Сейчас ему особенно горько – в селе не слышно детских голосов, старики доживают свой век, а школа закрыта вообще. Нескольких учеников возят в соседнее село за восемнадцать километров.

«Это – моя судьба»

Вся его жизнь с любимой Анечкой – от поздравительной новогодней открытки, подаренной ей в день знакомства 31 декабря 1946 года, до 1986 года, когда она ушла из жизни – сохранилась в сотне фотографий с изображением статной красавицы. Девушка Женя, работающая в фотоцентре, куда Виктор Григорьевич приходит для печатания своих нынешних фотографий, помогла ему сделать коллаж из этих фото. На нем Виктор Григорьевич написал: «Посвящается светлой памяти моей жены Анны Алексеевны, разделившей со мной радости и невзгоды нашей счастливой жизни».



Друзья по фронту и службе

Служить армии, которой он посвятил большую часть своей жизни, он начал в 1939 году. Тогда это была многонациональная страна, и иллюстрацией этого стал интернациональный альбом. Фотографии товарищей перемежаются открытками с видами Риги, в которой служил. А в память врезались почему-то телефонные будки, расставленные по городу, в каждой – столики и толстые справочники на цепочке.
Война отложилась в альбомах фронтовыми треугольниками и поздравительными открытками, которые он получал от товарищей и бережно хранил.

После, окончив Саратовское танковое училище, тринадцать лет отслужил в Грузии. И тоже помнит, как вместе с соседями-грузинами покупали 100 килограммов слив и варили варенье, в одном чане на всех. Ему тогда посоветовали: «Никогда не покупай коньяк с пятью звездочками. И с пятью, и с тремя – из одной бочки наливаются».
В 1960 году, когда Советская армия сокращалась на миллион двести тысяч человек, Виктор Рыбалко перебрался в Чернигов. Год снимали комнату, а потом семья получила квартиру на Мстиславской, в которой он один живет уже 25 лет.



День сегодняшний

Несмотря на холостяцкое существование, квартира Виктора Григорьевича выглядит так, будто сейчас выглянет из соседней комнаты хозяйка – все чисто, убрано, уютно.
Хранит ветеран Рыбалко раритеты, достойно оформленные, хотя тоже не уверен, что они кому-то понадобятся. Например, все 24 номера журнала «Советский экран» за 1959 год.
– Вы интересовались кино?
– Да я всем интересовался, – улыбается.
Есть фото разлива Стрижня в 1970 году, когда вода подступила к аптеке на Красном мосту, а чтобы перелиться через мост, ей не хватило пары метров.

О былом уважении к ветеранам войны свидетельствует фото с изображением кортежа автомобилей, в которых ветераны приближаются к Вечному огню на Болдиной горе.
Имеется пять томов с 902-мя поздравительными открытками, почтовые открытки с видами городов и музеев, в которых побывал, 329 открыток с портретами художников.
Иногда ему бывает грустно, иногда радостно – когда приезжает родня. Три года назад не стало сына – тяжело болел. В альбоме – фотографии внучек и правнучки, взглянув на которые, Виктор Григорьевич тут же улыбается.

Но уж точно ему не будет грустно 28 января, в свой 90-й день рождения. Накануне неожиданно для него позвонили товарищи с работы – Виктор Григорьевич 25 лет проработал заместителем директора черниговской «Сельхозтехники», сказали, что придут поздравить. «Что – мало вас ругал?» – смеется в ответ.
А 29 января – большое, на 20 человек, празднование юбилея в кафе. На костылях, с загипсованной ногой доберется внук – повредил ногу, невестка позвонила и сказала, что очень хотят прийти.
Значит, скоро появится новый, очередной фотоальбом….



Лариса Добрынина, еженедельник «Деснянская неделя» №4 (095), фото автора и Виктора Кошмала

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: армия, Виктор Рыбалко, судьба, Виктор Кошмал, «Деснянская неделя», Лариса Добрынина