Николай Ковшун: «Задача антиквара – изучить, понять и сохранить»
П'ятниця, 8 липня 2011 16:43 | Переглядів: 3129
– Моя положительная энергия перебьет любой негатив!
...Как бы это ни банально звучало, но моя задача и состояла и состоит в том, чтобы, если я вижу, что предмет пропадает, в первую очередь его спасти. Смогу ли я на нем заработать и как, меня интересует уже во вторую очередь. Так что если я вижу, что я в состоянии старинную вещь спасти, то я обязательно в нее вложу деньги. Когда они ко мне вернутся и как - это не так важно.
Николай Евгеньевич Ковшун - владелец двух антикварных магазинов: один расположен на ул. Коцюбинского, другой - возле филармонии. По образованию не историк - профессиональный музыкант, преподавал в музыкальной школе №1. Выбор между увлечением историей и любимой работой (а работа нравилась - и дети были хорошие) пришлось сделать в «горбачевское» время. Никто уходить не принуждал, но - выбор сделать пришлось...
- А стариной с детства интересовались?
- Да всю жизнь!
- На кларнете до сих пор играете?
- Нет. Хотя музыку очень люблю и очень жалею, что бросил в свое время. Хотя - я не люблю что-то делать плохо. Может быть, с музыкой у меня не сложилось еще и из-за этого: я понимал, что большой музыкальной карьеры не сделаю. А быть всегда на вторых партиях меня не устроило бы...
- Антиквар - это, наверное, еще и коллекционер? Вы что-то собираете?
- Сейчас нет. А раньше увлекался коллекционированием. Естественно, школьником, как и все, собирал марки, потом - монеты, за ними - живопись. Позже заинтересовался археологией... Это естественный рост. Затем увлекся живописью, а где живопись, там и иконы...
Меня очень долго интересовала украинская народная икона, я собрал неплохую коллекцию - и даже сделал две выставки, в музее Коцюбинского и в Киеве, вместе с Черниговским землячеством (помогали мне краеведы Константин Ягодовский и Виктор Величко). Они особенные, эти иконы - теплые...
Откуда и почем
- Как к вам попадают вещи, которые вы продаете?
- Что-то я отыскиваю самостоятельно, но сейчас уже в основном люди приносят сами. Я просто даю в газету объявления.
- Принимаете все, что приносят, или «заворачиваете» кого-то обратно?
- Нет, естественно, все нереально принять. Кто-то просит слишком много, кто-то приносит ерунду, считая ее антиквариатом...
- Истории рассказывают?
- Сейчас как-то все успокоилось. А еще лет пять назад - как ни икона, так история... Причем такая закрученная! Массу историй можно услышать, но их нужно уметь фильтровать, конечно.
...Иногда договориться не удается - к сожалению. Потому что порой решается в прямом смысле судьба вещи.
В одном селе, например, я увидел очень интересную икону. Предложил хорошую сумму, владелица отказалась. И как потом мне сказали, просто забросила икону на чердак... Через два года нашла мой телефон, перезванивает: «Ты хотел купить? Забирай, я согласна». А забирать уже нечего, за это время икона погибла... Человек просто взял и своим отношением уничтожил ее. Икона - она ведь как живая, за ней нужен уход.
- Достаточно распространено мнение, что работа антиквара - это чистая перепродажа. Причем перепродажа такая: бабушка приходит, он у нее покупает вещь за 20 рублей, потом перепродает за 120...
- В чем-то это правда. Но дело в том, что бабушка, если ее обмануть, больше не придет. Иногда бывает наоборот: платишь эти 20 рублей, хотя предмет тебе не нужен - просто чтобы человек еще раз пришел. И я думаю, что каждый антиквар в городе в состоянии дать за хорошую вещь нормальную цену, если она того стоит - так, что и он сможет заработать свои проценты, и бабушка не будет обижаться.
- А вас обманывали за годы работы?
- Конечно. Без этого не обходится. Сначала досадно было, но теперь я уже к этому хладнокровно отношусь. Кто не рискует, тот не пьет шампанского!
Антикварный айсберг
- Вы говорите, что работа антиквара - не только продажи. Что еще?
- Это целый комплекс работ. И то, что находится в магазине, это просто верхушка айсберга.
- А что снизу?
- Поиски, атрибутирование (определение возраста, состояния, происхождения вещи, ее подлинности), консультации с сотрудниками музеев - должен сказать, они не отказывают в помощи, в подсказках и консультациях. Это все тоже очень важно!
Можно найти старый шкаф в ужасном состоянии, но разыскать мастера, который приведет его в порядок, атрибутировать - и вы залюбуетесь!
Клиент должен быть уверен, что ему продают не подделку. А если уж ты продаешь копию, то должен об этом обязательно сказать. Не сделаешь этого раз, два, три - и потеряешь в лучшем случае клиента. Хотя бывают случаи, когда сам клиент говорит: «Ищу копию!»
- И какие именно копии заказывают?
- Ну, скажем, очень популярна икона Ксении Петербуржской.
- Кто ваши покупатели?
- Коллекционеры, например. С ними, правда, я часто работаю напрямую. Понимаете, у меня может за день зайти два-три человека в магазин. Могут вообще не зайти. А бывают такие ситуации, когда и не нужно заходить: мы все решаем по телефону, по почте...
Потому что я доверяю людям, люди доверяют мне.
Вечные ценности
- Сейчас очень многие люди вкладывают деньги в антиквариат. Это хороший способ инвестирования?
- Лучшего я не знаю. Без шуток.
- Если старинная вещь попала в музей - то все, в частные руки она уже не вернется?
- Думаю, да. Относительно недавно, при Горбачеве и в послеперестроечные годы, наш многострадальный музей обворовывали. В последнее время, к счастью, случаев воровства почти нет. Именно к счастью, потому что нам, антикварщикам, воровство в музеях и церквях просто мешает. В первую очередь, из-за морального аспекта - да и с органами правопорядка объясняться на эту тему приятного мало.
- А случалось ли за врем работы среди, скажем так, не значащего сора находить настоящие жемчужины? Вещи, которые вас лично восхитили?
- Пожалуй, да, случалось. И у черниговских коллекционеров (по понятным причинам я не буду называть имена) в собраниях есть очень серьезные работы. Приглашают иногда посмотреть, похвастаться. Глянешь: «Ох, да...»
Разные вещи
В витринах антикварного магазина можно найти самые разные - и все по-своему интересные вещи. Патефоны и кубки, фарфоровые фигурки и китайские вазы, пухлые фолианты и открытки... Всем знакомые мраморные слоники уже, оказывается, превратились в редкость: именно мраморных так сразу и не найдешь, все больше каменные, более позднего периода - 80-х годов.
У каждого выставленного на продажу предмета есть история. И иногда ее удается узнать. Мы просто бродим по магазину и время от времени останавливаемся для короткой ремарки.
- Вот этот предмет (а хочется написать: «экспонат», так похоже помещение магазина на музейный запасник. - Авт.) мне больше всего нравится, - рассказывает Николай Евгеньевич.
- Это киот, который долгое время хранила семья старообрядцев. Когда-то он стоил около 10 рублей золотом. Могу это утверждать, потому что видел перечень расценок известных в свое время в Чернигове Бадаевских реставрационных мастерских. Такая работа там ценилась очень высоко!
- А вот эта икона откуда? Старинная она?
Назвать возраст понравившейся мне иконы (святой старец на терракотовом фоне) оказывается несложно: изображен на ней св. Феодосий Черниговский (работа, предположительно, черниговского иконописца), время канонизации известно - 1896 год, ну и понятно, что написана она до революции. То есть, самый максимум - 1919 год.
***
А вот белая мраморная доска с когда-то позолоченными буквами: напоминает о подвиге семьи партизана, казненной фашистами. Когда-то она была прикреплена на стене деревенского дома...
- В Семеновском районе, в заброшенном селе эта доска валялась на улице. Дом развалили полностью, а расколотая доска лежала на дороге - видимо, бронзовые заклепки вынули, а тяжелую плиту выбросили... Можно было оставить ее, но пройти мимо не смог. Забрал, передам в музей.
***
Есть и несколько наивных - и этой наивностью восхищающих - народных икон: посреди сельской улицы Георгий Победоносец разит змея, лошадка радуется, а из соседней хаты бежит бабуся и комментирует события на бегу!
Еще одна икона: темная, с кракелюром: знаменитый молчальник Никола Святоша, князь Черниговский. Тот самый, что отказался от княжения, принял схиму и покоится ныне в Киево-Печерской Лавре... Не особенно старая икона - середины 19-го века. Но такая, что смотреть и смотреть...
Ждут ли эти вещи новых владельцев? Или им хорошо в полумраке антикварного магазинчика? Трудно сказать...
Главное увлечение
- ...Если предмет рядовой, я оценку делаю сам - у меня достаточно опыта. Если сразу оценить не могу, вижу в нем загадку какую-то - тогда с предметом надо долго работать. Откладывать его и работать. Думать о нем, нюхать его, искать аналоги, смотреть на него каждый день - утром, вечером, при таком свете, при ином... Спрашивать у специалистов в музее, у коллег, на форуме...
Знания? А знания ты получаешь каждый день. Просто надо интересоваться, читать, рыться в Интернете... Твоя задача - изучить, понять и сохранить. А не просто взять какой-то предмет старины и, как говорят на профессиональном сленге, «перебросить», получить свою копейку и забыть.
- Как же овладеть этой професситей, можно ли выучиться на торговца антиквариатом?
- Как любое дело, это просто надо любить. Некоторые люди заходят и говорят: «Как старина давит энергетически!» Может быть, иногда и давит. Но...
- А я вот хотела об этом спросить: суеверные люди полагают, что вместе с вещью ты приобретаешь все ее «энергетическое» прошлое... Вы лично никогда не ощущали, что от вещи что-то такое исходит? Позитивное или негативное?
- Бывало. Но хочу сказать: больше негатива, чем от человека, ни одна вещь не даст. И позитива тоже. Так что я верю, что моя положительная энергия перебьет любой негатив от какого-то шкафа! - смеется Николай Евгеньевич.
- С этой точкой зрения я живу и, конечно, она помогает.
- Бывало ли, что вам попадалась вещь, которую было жалко продавать?
- А мне любую вещь жалко продавать, честно говоря. Но приходится...
- Антикварный бизнес - всепоглощающий? Или остается время на какие-то увлечения?
- А это и есть мое главное увлечение. Оно же и работа.
Досье
Ковшун Николай Евгеньевич.
Родился 10 декабря 1964 г. в п. Репки.
Профессиональный музыкант: окончил Черниговское музыкальное училище им. Ревуцкого по классу кларнета.
Семейное положение: не женат.
Главное увлечение: история.
Домашние животные: собаки-дворняжки (породистых не любит) Марго и Пират.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.