Никто из селян уже не сеет льна — работы возле него много, а в хозяйстве не особо нужен. Но у Елены Власенко из Волынки Сосницкого района он есть. Вот уже 5 лет на её огороде каждое лето зацветает голубым небольшой — около сотки — участок.
— Было бы больше, но нет времени доводить лён до ума, — говорит хозяйка.
Ей немногим за 50. Врач общей практики семейной медицины. Работает в местной амбулатории. Лён лелеет
от всходов до созревания.
— Потом стелю, высушиваю. Выбиваю семена, треплю тресту ногами. Обуваю резиновые сапоги — и процесс пошёл. Волокно вычёсываю. Прясть научилась ещё в детстве. Правда, тогда была овечья шерсть, но принцип ют же.
Добавляя к своему кладу каждый новый клубок льняных нитей, Елена Анатольевна приближает свою мечту — насобирать их достаточное количество и самой выткать полотно.
Деревянный станок уже есть. С ним было сложнее всего. Гребни, прядки, челноки, другие старинные орудия для обработки льна и ткачества нашлись на чердаках и в чуланах у местных хозяек. А от станков сохранились только отдельные детали. Собирала запчасти по трём сёлам. Настроить помогли бабушки — сельские старожилки. Они же и работать на нём научили.
— Раньше я и представить не могла, что увлечение будет таким сильным, — не скрывает Елена Анатольевна. — Эю произошло само собой. Я любила вязать крючком. Пряжу покупала. Её качество часто не устраивало. Наверное, поэтому захотелось напрясть своих нитей — стопроцентно натуральных.
Перед этим она добывала их из крапивы: летом заготавливала и сушила стебли, зимой замачивала их на несколько часов, сдирала оболочку и вытягивала нити для всяких поделок.
— Потом мне подарили отрез домотканого полотна. Я только взяла его в руки — сразу же поняла, чюэю моё. Сшила два платья. Не могу ими нарадоваться. Особенно в жару. Такими же могут быть простыни и полотенца. Словом, эта идея, как говорится, накрыла меня с головой. Как знать, возможно, таким образом во мне проснулась генетическая память.
Наши мудрые предки всё брали от природы. Сами делали необходимое для жизнедеятельности из того, чю было под руками. Они умели по-настоящему вести хозяйство и не зависели от производителей и магазинов.
Поэтому как-то и сама решила попробовать. Для начала по технологиям, позаимствованным в Интернете, наплела корзинок и шкатулок из крапивы и кукурузы. Они получились лёгкие, удобные и «без химии». Были представлены на выставке народных умельцев, которую организовали в прошлом году на День села.
— Теперь думаю: может, уже пора домашние шлёпанцы заменить тапочками из бересты, а босоножки — лаптями, — улыбается. — Делать их можно научиться самой. Но для этого было бы неплохо научиться ещё и замедлять время, потому что 24 часа не проходят — пролетают. Или, наоборот, временно его ускорять. Лично для себя. Чтобы скорее вынги на пенсию и отдавать этим увлекательным занятиям не несколько часов в день, а сколько нужно. Ведь эю не только удовольствие, приобщение к старине, но и, говорю как специалист, арт-терапия (терапия изобразительным искусством, цель которой — влияние на психоэмоциональное состояние человека. — Авт.). В наше непростое время эю очень важно. Поэтому рекомендую всем.
Ещё в планах Елены Анатольевны выращивать нетипичные для Черниговщины деревья. Уже насадила павловний. Они не просто необыкновенные, когда цветут, но и предотвращают эрозийные явления в плодородных горизонтах почвы, быстро восстанавливают пострадавшие от естественных разрушений участки земли. Их большие листья хорошо очищают загрязнённый воздух. А благодаря значительному содержанию в них азота, могут использоваться как удобрения. Поскольку листья павловнии напоминают фиговые, это дерево ещё называют Адамовым. Но в приоритете пока остаётся лён.
— Сколько клубочков насобирали? — спрашиваю хозяйку.
— Уже полмешка. Скоро можно будет ткать.
Анна Ефименко, «Гарт» №35 (2995) от 27 августа 2020
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Власенко, Волынка, Сосницкий_р-н, Ефименко, Гарт