GOROD.cn.ua

Взяточничество неистребимо

Сергей Потапенко

Во всяком случае, до тех пор, пока на законодательном уровне не изменится подход к его выявлению. В этом уверен Сергей Потапенко, первый заместитель начальника УМВД Украины в Черниговской области.

Верховная Рада приняла в целом Закон о противодействии взяточничеству. За соответствующее решение проголосовало 364 депутата. В частности, за получение взятки в особо крупном размере устанавливается наказание: для судей, прокуроров, следователей - пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества; для лиц, занимающих ответственное положение - лишение свободы на срок до 15 лет с лишением права занимать определённые должности сроком до трёх лет и с конфискацией имущества. «Спасёт ли это страну от «хабарников»?», - поинтересовались мы у первого заместителя главного милиционера области.

 Аппетиты чиновников растут

- Сергей Витальевич, повлиял ли кризис в стране на ситуацию с получением и дачей взяток?
- Несмотря на то, что в стране кризис – аппетиты чиновников растут. Суммы взяток зависят от того, какой ранг у чиновника, какие вопросы им решаются. По некоторым делам суммы взяток могут показаться мизерными. Но если чиновник поставил вопрос на «поток», если таких «мизеров» за неделю - несколько? Если это уже система? И получается, что уже в конце месяца человек имеет очень приличную сумму! Брать «по мелочи» - меньше рискуешь. Начинает чиновник «прижимать» человека  «по-крупному», а у того нет такой большой суммы – он идёт в милицию. С «мизером» гораздо проще и легче. Тут же - ещё один вопрос: сколько бы мы ни «агитировали» – практически никто не обращается в правоохранительные органы с тем, что у него вымогают взятку. Почему? Потому что взяткодатель – заинтересованное лицо. Вы, например, хотите построить магазин. Купили квартиру на первом этаже, а тут архитектура, санстанция… В принципе, разрешения получить и по закону можно, но всегда остаётся одно «но». И чтобы это «но» устранить – нужно дать. Взяткой остаются довольны и получатель, и взяткодатель. Если бы взяточник не брал, то он бы ничего бы и не сделал. А, следовательно, взяткодатель остался бы ни с чем! Неизвестно, кто больше заинтересован во взятке…

-С какими проблемами вы сталкиваетесь при документировании взяток?
- Сегодня остаётся проблематичным найти деньги на взятку. Мелкие суммы – ещё куда ни шло: сотрудники могут сброситься или одолжить можно.  Но если речь идёт, например, о 100 тыс. грн.? В МВД выделяются деньги на подобные операции. Но есть ещё одна проблема – «взятка» в опечатанном конверте очень долгое время – пока идёт процесс следствия, суд - может лежать в сейфе у следователя. Раньше банки оказывали помощь, а сейчас отношение поменялось – кто хочет рисковать? Иногда из-за отсутствия денег даже операции срываются! В принципе, некоторые заявители готовы сами предоставить деньги для «взятки». Но, с другой стороны, есть шанс этих денег потом не найти, поэтому желающих не так уж и много. Сегодня никто не знает, какие действия предпримет преступник, что он придумает для того, чтобы получить деньги и в то же время отвести от себя подозрение.

Доказать факт взятки все труднее

- Говорят, что те, кто берёт взятки, у нас «напрямую» этого не делают, а пользуются услугами посредников?
- Взяточники постоянно «оттачивают» своё мастерство. Сегодня напрямую, «из рук в руки», взятки стараются не брать. Последние задержания, проводимые УБЭП и киевскими сотрудниками, это показали. Чиновник говорит: положи деньги туда-то. При этом предполагает, что на человеке может быть прослушивающая аппаратура. Если раньше о посредниках речь не шла, то сегодня и их уже привлекают к ответственности наравне со взяточниками. В законе много дыр, и всегда можно найти лазейку, чтобы выйти сухим из воды. Когда писались законы, никто даже и предположить не мог, что такое может быть!
 
Кто сообщает милиции о том, что вымогают взятку: жадные или честные? Говорят, что некоторые партии посредством взятки «сливают» своих неугодных членов?
- Ещё находятся люди, которые сообщают о вымогательстве взятки, - и жадные, и честные. Может - более честные, потому что людей просто «достаёт»!
Какая разница, в какой партии состоит взяточник? И какая разница, кто сообщил о том, что у него вымогают взятку? Тут ничего нового нет – это один из методов оперативно-розыскной деятельности. Это мы проходили, ещё обучаясь в училище. Нам говорили, например, что если есть две преступные группировки, то для того, чтобы их задержать, можно «настроить» одну группировку против другой. Каждая из группировок «даст» нужную информацию.

-Могут ли, в таком случае, чиновника просто «подставить»? Так сказать, устранить неугодного руками милиции, подложив «хабар»?
- Я таких случаев не знаю. По-моему, всё это ерунда. Есть среди задержанных те, кто говорит, что их «подставили» по партийным соображениям. Они и будут так говорить! Сами по себе деньги, которые, например, завтра могут изъять у меня в тумбочке, ничего не значат. Должны быть записи, где говорится о причинах взятки открытым или скрытым текстом, намёками. Факт взятки нужно доказать. А то так можно деньги всем подсунуть! Дела по взяткам с каждым месяцем становятся всё сложнее. И прокуратура, и суд требуют больше доказательств.
 
-При задержании кого-либо на взятке звонки с «просьбами» к руководству областной милиции поступают?
- Мне не поступали. В принципе, это жизнь – звонить могут. Но практически сокрыть «взятку» невозможно. Когда делается «взятка», присутствует определённый круг людей, гражданские понятые. После задержания об этом сообщается руководству, и вопрос берёт под контроль прокуратура. С кем «решать» вопрос? С исполнителями? С начальником милиции? С прокурором? Я скажу, например: «Я решу вопрос». Но как я дам команду выбросить сделанные записи? Как к этому отнесётся прокурор или те сотрудники, которые проводили задержание? Это нереально.

-Но ведь есть такое понятие, как «вещественные доказательства, добытые незаконным путём»!
- Да, с каждым днём требования всё больше ужесточаются. Сегодня, например, мы не можем просто так зайти в квартиру к человеку. Но сегодня расследование большинства дел забирает себе прокуратура. Для этого у них есть своё следствие.

-Больше ли сотрудников милиции сегодня задерживается на взятках?
- Судить о том, меньше или больше сотрудников милиции попадается на взятках, сложно. Есть преступления, которые просто не выявлены. Я думаю, это всё держится на одном уровне. Дача денег, например, сотруднику Госавтоинспекции является взяткой. Сегодня в ГАИ заинтересованы в том, чтобы выявлять тех, кто берёт и даёт взятки. Начальник ГАИ может провести проверку по собственной инициативе. Взяточничеством среди милиционеров занимается внутренняя безопасность УМВД, СБУ. Тем не менее, я думаю, что на дорогах и дают, и берут взятки. Потому что опять-таки: заинтересованные лица - с обеих сторон! Взяткодатель, не желающий платить высокий штраф, даёт взятку «гаишнику», хотя сам потом его же и ругает.

Нам есть у кого поучиться

-Можно ли взятки искоренить?
- Наверное, можно. Только нужно менять законодательство. Нужно не усиливать ответственность, а скорее - менять подход к выявлению взяточников, как это делают в Америке. У них нет такого понятия, как провокация. Взял – «будь здоров»! А наши законы в этом направлении «отстают». К нам приезжал сотрудник ФБР и рассказывал, как у них работают в этом направлении. Когда заподозрили, что один из сенаторов «нечист на руку», они его год отрабатывали. На правительственном уровне были выделены средства на покупку дома рядом с домом сенатора. Законспирированный офицер вошёл к нему в доверие, фактически они стали друзьями. На одном из пикников законспирированный сотрудник ФБР предложил сенатору за вознаграждение помочь в провозе контрабанды. Сенатор «загорелся» - и в результате «сосед» принёс ему чемоданчик с долларами. Сенатор берёт чемоданчик – ФБР его «вяжет». Наши милиционеры заявляют: «Так это же провокация!», - так гласят наши законы. На что сотрудник ФБР заявляет: «Какая провокация? Если бы он был честным, то денег бы не взял! А если взял – значит, взяточник». А у нас как начнут – провокация, и т.д., и т.п.
Ужесточать меры наказания - не совсем действенно. Опять-таки: где грань между взяткой и коррупцией? У нас немало чиновников, против которых составлены протоколы о коррупции, а они продолжают работать на своих постах. Поэтому, если в Кодексе вместо пяти напишут 10 лет – ничего не изменится. Люди рискуют, и знают, наверное, из-за чего рискуют. Ещё пример: сразу после увеличения штрафов за «пьянство за рулём» нетрезвых водителей были единицы. Сейчас, несмотря на то, что платят высокие штрафы – количество пьяных водителей такое же, как и раньше.

-Лично вам взятки предлагали?
- Наверное, предлагали. Как предлагали? Были разговоры про «решение вопросов». Я отказывался. Устроит вас такой ответ?

-До какого уровня чиновников может «подняться» областная милиция при проведении расследований по взяткам?
- В принципе, до любого уровня. Министерство требует: «не делайте» мелкие взятки». Позиция министерства: чем выше ранг задержанного чиновника, то, естественно, те, кто стоит «ниже», должны будут задуматься о своей судьбе. А если на взятках брать «мелких» чиновников, то у «вышестоящих» сложится мнение, что до них никогда не доберутся.

- По вашему мнению, отставка прокурора области может повлиять на расследование тех резонансных дел по взяточникам, которые сегодня есть на Черниговщине?
- Я думаю, что отставка прокурора области не повлияет на ход расследования этих резонансных дел. Ведь все остальные, в том числе и те, кто эти дела расследует, остались на своих местах. Насколько я владею информацией, с понедельника будет представлен новый прокурор области. И кроме всего, в прокуратуре области вполне работоспособный коллектив, который работает и показывает хорошие результаты. Кроме этого, каждый новый человек стремится работать хорошо, чтобы зарекомендовать себя. Жизнь покажет.

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Игорь Грищенко, Сергей Потапенко, взятки