GOROD.cn.ua

Скважина с горячим рассолом никому не нужна

Почти 40 лет дармовым теплом обещают согреть теплицы и село.

В начале 70-х годов прошлого века в поле возле села Монастырище Ичнянского района геологи, которые искали нефть, нашли источник горячей рапы. Соляной раствор планировали закачивать в теплообменник, а сливать в специально пробуренную скважину неподалеку. Говорили, что здесь выгодно ставить теплицы, а если провести теплотрассу, то можно отапливать сельскую школу и дома. Не надеясь на дармовое тепло, крестьяне ждали газификацию. Теперь власть говорит, что и газа в селе не будет. Нужно готовить проекты электрического отопления.

Село Монастырище растянулось вдоль дороги Ичня— Киев на несколько километров. Промелькнула величественная когда-то, а теперь полуразрушенная каменная церковь. Беленькие хатки с облупленными стенами плотно окружены американским кленом.
В сельском совете топится печь.
— Молодежь почти вся выехала в Киев, — жалуется сельский председатель Николай  Корж. — Когда я сюда приехал в 1972-м, было больше тысячи дворов, около трех тысяч человек населения. Сейчас в селе проживает около тысячи. Скоро останутся одни пенсионеры.

В 1970-е годы многие жители села зарабатывали на нефтяных промыслах рядом с селом. Работали, как минимум, четыре «качалки», которые добывали нефть. Над полосой земли над нефтепроводом на Прилуки всегда раньше сходил снег, и озимые зеленели ярче, чем на участках рядом. Сейчас нефть почти закончилась. Скважины закольцевали и докачивают остатки «черного золота». Изредка приезжают нефтяники промывать оборудование.

— Скважину с горячей соленой водой нашли еще до того, как я сюда приехал, где-то в конце 1960-х — в самом начале 1970-х, — рассказывает сельский председатель. — На глубине более двух километров рассол нагрет до температуры около 90 градусов. Его планировали выкачивать наверх и подавать в теплообменник. Охлажденный соляной раствор собирались сливать в другую скважину, пробуренную через дорогу.

Об источнике альтернативного тепла благополучно забыли до 1995 года. Потом стали приезжать ученые из киевских опытных институтов, разрабатывать проекты использования дешевого тепла. Расчеты показали, что мощности скважины хватит и для отопления села, и для выращивания помидоров и огурцов в теплицах площадью около 100 гектаров. Несколько последних лет областная администрация предлагает иностранным инвесторам вложить средства в этот проект. Четыре года назад нужно было 1млн. 40 тысяч долларов США, которые бы окупились за два года. Плановая прибыль на следующие три года — 60 тысяч долларов США за год.
Землю вокруг скважины разделили на паи, говорили, что сама труба пришлась на пай сельского председателя Николая Коржа. Но он утверждает, что земля под скважиной нераспаевана.
Хозяин для скважины так и не нашелся.

Село как отапливалось дровами, так и отапливается.
— Два года назад стали говорить о газификации, начали разрабатывать проекты подведения газа к школе, сельсовету, — продолжает Николай Корж. — А вот недавно нам сообщили, что нужно готовить проекты для электрического отопления. Правда, выдержат ли электросети — неизвестно. Ведь менялись они в еще 1985 году.

— У нас в районе есть два эксклюзивных объекта для инвестиций: месторождение бишофитов (водный раствор, содержащий полиминералы магния, йод, бром, железо, кремний, цинк и тому подобное. Применяется в медицине, косметологии, строительстве, химической промышленности, металлургии и сельском хозяйстве. — Авт.) и геотермальные воды, — говорит начальник отдела экономики Ичнянской райгосадминистрации Иван Нагорный. — О скважине с горячей водой есть информация на сайте облгосадминистрации. Но предложения пока не поступали. О залежах бишофитов возле села Новый Подол тоже достаточно долго говорили. А теперь ООО "Укрпериклаз" в Нежине начало перерабатывать пробные партии. Улучшилась и инфраструктура — к Новому Подолу подвели дорогу.

Геннадий Гнып, еженедельник «Гарт», № 12(2400)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: скважина, теплица, Геннадий Гнып