Мы продолжаем публикацию воспоминаний знатока черниговской старины В.К. Пухтинского. В этот раз рассказ пойдет о том, как наши предки развлекались.
Большим развлечением для черниговцев было посещение киносеансов. Кино появилось в Чернигове в 1906 г., зачинателем этого искусства оказался невежественный старьевщик Арон Богатыренко, который основал первый в Чернигове кинотеатр «Мираж» (назывался он на французский манер синематографом), а вслед за ним другой предприимчивый еврей, конкурент Богатыренко, поместил рядом с «Миражом» «Экспресс».
Киномеханики в обоих кино находились во время сеанса в зрительных залах. Они, крутя вручную киноаппарат, посылали через весь зал широкие голубые лучи, слышался непрерывный треск и шипение, заглушаемое треньканьем тапёра по клавишам пианино.
Под «собачий вальс» и другие легкие пьески то веселого, то печального характера — по усмотрению тапёра — совершалось «действо» на экране. В программу сеанса входили обычно хроника, видовая картина, страшная драма с убийством, какое-нибудь замысловатое приключение. Особенный успех имели кадры, показывавшие воров и жуликов, за которыми гонялись полицейские и обязательно оставались «в дураках». Заканчивался сеанс обычно кривляниями Макса Линдера и отечественных Дурашкина и Глупышкина. Так как за 1— 1,5 часа надо было «провернуть» все номера сеанса, то на экране всё бегало, прыгало и головокружительно вертелось, и иногда выходили смешные казусы. Так, например, однажды в хронике показывали похороны какого-то короля, и на экране появилась уморительная картина: катафалк, влекомый скачущими во весь опор лошадьми, катится в быстром темпе, а за ним, совершая своего рода «марафонский бег», мчатся быстрым аллюром, точно на пожар, разодетые в парадную форму сановники и элегантные дамы.
При всём этом публика получала удовольствие, а предприниматели загребали далеко не «миражные» доходы.
Из зрелищ, кроме кино, надо упомянуть о цирках и зверинцах. Во время ярмарок предприниматели привозили в клетках животных и давали представления, выводя на арену дрессированных животных, клоунов, факиров, фокусников. Но это были чисто коммерческие предприятия, имевшие целью только наживу, и ориентировалась администрация на невзыскательную публику.
Совсем иной характер носили гастроли труппы Дурова с его прекрасно дрессированными животными, с его талантливыми выступлениями, задевавшими за живое власть имущих. Его цирк обычно въезжал в город очень торжественно: процессию начинал сам Дуров, сидя в колясочке, в которую запрягалась огромная свинья, а затем выступали лошади и величавый слон, а прочих зверей везли в клетках. Не забыть, как подобную процессию наблюдал однажды легендарный «помпадур» Андриевский, стоя возле магазина Данюшевской, на углу Шоссейной и Богоявленской улиц. Не в пример одесскому сатрапу Зеленому, Андриевский улыбался и, кажется, поздоровался за руку с Дуровым.
Забавнейшим номером в цирке Дурова был поезд, который вела в качестве машиниста обезьяна, начальника станции изображала также обезьяна, а роль пассажиров исполняли куры, утки, кролики. Забавно изображала обезьяна наездника-жокея, сидя верхом на собаке и погоняя её. Кинофильм «Клоун и борец» дает правильное изображение цирка и зверинца в дореволюционную эпоху.
Нередко в основную программу циркового представления входила борьба атлетов. Черниговское юношество бредило славой Поддубного и Кащеева, и атлетическая борьба была в большой моде — «французская борьба» и японское «джиу-джицу».
Выходили борцы на арену цирка под бравурную музыку гуськом, по одному. Одеянием их были майки, трусики и тапочки. Каждый из них, маршируя, прижимал руки к груди и, напрягая мускулы, несколько растопыривал руки локтями в стороны. Такой торжественный выход нравился публике, но впечатление получалось очень комическое.
Во время борьбы «болельщики» шумно выражали и восторг и неодобрение аплодисментами, свистом, криками.
Из борцов Поддубный производил хорошее впечатление и колоссальной своей силой и необычайным для своей профессии добродушием, но зато Кащеев, напоминавший своей физиономией орангутанга, был очень зол, раздражителен и жесток. Не забыть случая, когда его соперником оказался любитель атлетики, очень сильно развитый физически двадцатилетний юноша, студент Нежинского историко-филологического института, некий Соболев. Кащеев долго возился с ним и только с величайшим напряжением положил юношу на обе лопатки, после чего проревел, как дикий зверь: «Только щадя вашу молодость, я не переломал вам рук!».
(Продолжение следует)
Публикацию подготовила Людмила Болва, главный специалист отдела использования информации документов Госархива Черниговской области
Еженедельник "Взгляд", №12 (093)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.