Совсем недавно местная пресса пестрила броскими заголовками: «У «ЧеЗаРы» отняли техникум!». Что стоит за этим непритязательным «отняли»? И неужели это было так просто сделать?
Представитель прокуратуры Лилия Федорченко сдает в архив дело, к которому прокуратура возвращалась в течение четырех лет, об истребовании помещения Черниговского радиомеханического техникума из незаконного владения ОАО «ЧеЗаРа»:
— После неоднократных обращений директора техникума с просьбой о передаче здания в собственность государства в мае 2005 года прокуратура Черниговской области подала исковое заявление в хозяйственный суд. Но, так как 25% уставного фонда предприятия составляет государственный пакет акций, прокуратура вступила в судебный процесс на стороне Фонда госимущества. Вот тогда вдруг и открылось, что при приватизации в уставный фонд предприятия незаконно вошли объекты соцкультбыта, в частности техникум.
Подготовка искового заявления шла долго и кропотливо. Радиоприборный завод в свое время был спроектирован для общих космических нужд и долгое время работал на оборонный и ракетно-космический комплекс бывшего СССР. Большая часть информации по нему на то время была закрытой, для проверки данных приходилось брать разрешение в министерстве промышленной политики, в ведомстве которого сейчас находится завод. К тому же после приватизации завода весь архив объекта передали в ФГИ в Киев, региональное отделение не имеет к этому никакого отношения, и данные можно было проверить только через Хозяйственный суд Киева.
Дело давнее
По большому счету события, которые дали основания к этому судебному процессу, произошли после развала Союза и создания новых государственных структур независимой Украины. Заводы и фабрики целыми списками прикрепляли к министерствам и приватизировали. Был конкретный Указ президента «О корпоратизации предприятий», после которого на базе Черниговского радиоприборного завода в 1994 создали акционерное общество и в акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса включили объект «техникум», оставив его, таким образом, на балансе предприятия. Или не знали, как поступать — все это было неизведанным для Украины, — или не хотели знать... Но также не знали и Закона «Об образовании», которым предусмотрено, что объекты образования и науки не подлежат приватизации.
Кроме министерства промышленной политики и завода ответчиком по делу оказался и исполком Черниговского горсовета, который оформил в 2004 году свидетельство на право собственности завода на здание техникума. Они считали, что факт собственности уже был зафиксирован в акте приема-передачи имущества при корпоратизации.
В 2008 году председатель правления общества Константин Колесник принял решение о санации предприятия, вызвавшее открытое противостояние с владельцами контрольного пакета акций: компания Arca Capital купила 54,33 % акций «ЧеЗаРы». В течение короткого времени некоторое имущество «ЧеЗаРы» было продано, очередь могла подойти и к техникуму (хотя руководство завода обещало сохранить социальную инфраструктуру путем передачи в коммунальную собственность). На балансе
«ЧеЗаРы» оказались общежитие, техникум, больница, поликлиника. Больница и поликлиника не вошли в уставный фонд, продать их было труднее, училище № 15 сразу передали в соответствующее министерство. Техникум явно рисковал.

Многие документы предприятия до сих пор находятся под грифом "секретно", даже приказ о создании техникума не рассекречен
Судебные «издержки»
Весной прошлого года прокуратура подала в Хозяйственный суд Черниговской области подготовленный к тому времени иск к ОАО «Черниговский завод радиоприборов» в интересах Министерства образования и науки Украины и ФГИ Украины. К осени дело передали в Киевский хозяйственный суд. Решение суда 18 ноября 2008 года было в их пользу: признать недействительным включение техникума в акт оценки стоимости целостного имущественного комплекса и решение исполкома об оформлении свидетельства на право собственности. Передать техникум во владение государства, в сферу управления министерства образования и науки.
Но вот уже более трех месяцев директор радиомеханического техникума Виктор Радченко занимается регистрацией техникума, и дело пока затягивается:
— Изначально техникум готовил специалистов для радиозавода. В 1991 году радиоприборный завод передали министерству машиностроения, а техникум — министерству образования. Тогда это происходило по описи, один заместитель министра сдал имущество, а другой принял. Но в нарушение бухгалтерской отчетности не передали в министерство бухгалтерские ведомости. Я не думаю, что это сделано с умыслом, скорее всего, тогда частной собственности конкретных лиц не было, ничего никому не надо. Таким образом, техникум вошел в уставный фонд предприятия. Потом, во время суда, председатель правления Колесник признал ошибку, занял государственную позицию и был не против передачи здания техникума министерству образования.
С началом конверсии техникум был перепрофилирован, а с 1996 года мы ввели для обучения студентов специальности, востребованные и в городе.
Все это время средства мы получали от министерства машиностроения, потом министерства образования. Но однажды, после проверки, КРУ задало вопрос – на каком основании вы направили бюджетные средства на ремонт крыши здания техникума, который является имуществом ОАО «ЧеЗаРа»? И только тогда мы узнали, что числимся на балансе завода. После этого мы подписали с ними бесплатный договор аренды помещения до 2010 года.
Много лет длилась переписка по поводу передачи техникума с министерством образования, ФГИ, главами облгосадминистраций Черниговской области, народными депутатами, но каждый раз слышали различные отговорки. Из ФГИ приходили ответы о том, что еще не закончена приватизация, не все акции выкуплены, надо подождать.
В 2008 году с объявлением банкротства «ЧеЗаРы» над техникумом реально нависла угроза продажи. Помещение площадью 6 504 кв. м (по состоянию на 2005 год балансовая стоимость его составляла 1 000 710,77 грн.) привлекало многих. Есть документ, свидетельствующий о том, что Колеснику предлагали выкупить это здание за 37 млн. грн. Вполне возможно было развитие событий, когда под залог здания берется кредит и не возвращается. В инвестиционные намерения словаков никто не верит и сейчас. И хоть они тоже говорили, что сохранят соц-
сферу, но могли бы, не доводя дело до суда, имея контрольный пакет акций, принять решение о передаче техникума. Но это уменьшило бы уставный фонд, а продать здание и поменять целевое назначение его было нельзя.
Поэтому я обратился к главе облгосадминистрации, обращение передали в прокуратуру, а прокуратура уже серьезно занялась подготовкой доказательной базы. Тем более, что судья, несмотря на согласие всех сторон передать техникум государству, потребовал для этого юридических оснований. Это было сложно — многие документы предприятия до сих пор находятся под грифом «секретно», даже приказ о создании техникума не рассекречен. Этим нужно заниматься, но — некому.
Как-то интересно получается, вроде бы никто серьезно не противится этому решению, но как мы получили акт передачи 30 декабря, так до сих пор мало продвинулись вперед. Каждая служба — БТИ, землеустройство — по-своему трактует решение суда. Нам нужно получить государственный акт на право постоянного пользования землей (в данном случае меняется собственник земли) и самый важный окончательный документ — о регистрации техникума.
С получением акта о передаче здания коллективу техникума стало спокойнее — мы не будем зависеть от событий, происходящих с «ЧеЗаРой».
Нужен ли черниговской молодежи радиомеханический техникум? На этот вопрос отвечают сами студенты.
Дима:
— Нужен, я учусь «на радиотехнике», тут дают неплохие специализированные знания, хотя в нашем городе по моей специальности сейчас перспектив мало. После КС («обслуживание компьютерных систем») больше шансов нормально трудоустроиться. Но у меня базовая специальность для дальнейшего поступления в вуз. Когда поступал в техникум в 9-м классе, думалось не так, сейчас решил учиться и дальше.
Дима:
— Нужен, конечно, учусь на специальности «обслуживание компьютерных систем». Кто в 9-м классе не тянет на высшее образование — может подучиться здесь, потом легче будет поступать. К тому же на эту специальность можно поступать в наш политехнический университет без тестирования. Здесь и стипендию, 400 гривен, платят.
Антон:
— Техникум нужен. Я учусь ремонту и обслуживанию автомобильных двигателей. Думаю, что учеба здесь облегчает поступление в институт, хотя я сам не поступал. Но техникум дает людям возможность выбрать специальность, которая нравится. И это — неплохая возможность удержаться на плаву. Хотя найти работу сейчас сложно. Впрочем, если по знакомству, то можно и без техникума.
Лариса ДОБРЫНИНА, еженедельник «Взгляд», №12 (093)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.