GOROD.cn.ua

Стрижень снова собрались спасать

Проблема Стрижня в том, что о нем слишком много говорят те, кто должен что-то делать

Специалисты Государственного управления охраны окружающей среды в Черниговской области нарушили ставшую многолетней традицию оптимистически рассказывать о планах по очистке Стрижня. Но — говорить, отчитываться, выступать по телевидению и только… Наконец-то, кажется, перешли к делу.

Толчком к совещанию, на которое пригласили широкий круг специалистов, имеющих отношение к проблеме Стрижня, была очередная жалоба жителей, обеспокоенных катастрофическим состоянием реки:
— Речь идет о трубах, подведенных к берегам Стрижня, по ним день и ночь сливается какая-то жидкость. Наверное, промышленные отходы или еще какая-то мерзость. Так зачем же прочищать реку, когда даже в школах дети знают, что слив в нее всяких отходов – это и есть главная причина ее гибели?!
Тревога в этот раз оказалась ложной – после проверки государственной экологической инспекцией выяснилось, что из трубы лилась чистая отводная вода, как это предусмотрено по технологии для сброса воды из водопроводной сети в аварийных ситуациях.

Но заместителю начальника управления охраны окружающей среды Людмиле Ивашко даже как-то неловко за эти длительные пустопорожние разговоры о спасении Стрижня:
— За несколько лет проблему Стрижня «заговорили», при этом ничего не решая и наблюдая, как он медленно умирает. Этим совещанием мы хотели сдвинуть с мертвой точки практическое выполнение работ, о которых говорилось много раз. Пока ТЭО проходило государственную экологическую экспертизу, мы много дискутировали с его разработчиками о последовательности выполнения рабочих проектов. Что должно быть сначала — расчистка и углубление русла или строительство ливневой канализации с комплексом очистных сооружений? Зачем вкладывать средства в расчистку русла, не прекратив поступления в него взвешенных песка, грунта и токсических веществ (нефтепродуктов) со всего массива смывных площадей и промышленных стоков? Мы настояли на том, что первоочередной должна быть разработка проекта комплекса очистных сооружений в истоках водосборных бассейнов. После этого — устройство прибрежной полосы с удалением всех «самозахватов» и 24 выпусков грязных вод, потом реконструкция водосбросных сооружений и углубление русла. Реализация только первых двух проектов оздоровила бы реку на 80%. Предложенная нами последовательность проектов была утверждена облгосадминистрацией и обязательна к выполнению.
Сразу профинансировать этот проект не удастся, поэтому приняли решение о поэтапной разработке проектов, которые будут стоить примерно 280 тысяч гривен. На собственно строительство всех сооружений, по расчетам конца 2007 года, понадобилось бы более 84 миллионов гривен.

Директор ДП «Водземпроект» ОАО «Черниговский проектно-изыскательский институт» Анатолий Клименко готов выполнять последующие рабочие проекты по ливневой канализации, хотя имеются определенные проблемы:
— Я считаю, что нет жесткой необходимости в конкретном порядке выполнения рабочих проектов. Проект «ливневки» в том виде, в каком требует от нас экологическое управление, для нас новый. Эти проекты самые затратные из всего ТЭО, составляют порядка 60% всей стоимости работ. Хотя, если будет конкретный оплаченный заказ, мы, конечно, выполним его. Но сложность финансирования заключается в том, что эта проблема не только Черниговского горисполкома. Стрижень протекает по территории Черниговского и Репкинского районов, там река загажена очень сильно, а «самозахваты» подступают прямо к воде. Также должны беспокоиться о Стрижне Деснянское бассейновое управление водных ресурсов и Государственная экологическая инспекция в Черниговской области. А каждая из этих структур может финансировать только определенный проект.

Начальник отдела экологии и экономики природопользования Черниговского горсовета Петр Новомлинец уверен в том, что без налаженного шахтными водосбросами водорегулирования реки не имеет смысла начинать другие проекты. Если будут работать донные водосбросы — в устье и два на водохранилищах вдоль реки, — то сточные воды не будут аккумулироваться в Стрижне, создавая таким образом возможность для самоочищения. Раз в три года воду можно будет полностью обновлять. К тому же в ТЭО оговаривается, что очередность проектов не является догмой.
— Проекты по реконструкции шахтного водосброса в устье реки Стрижень и проведению мелиоративных работ русла выполнены и переданы на государственно-экологическую экспертизу. Стоимость проектных работ — более 50 тысяч гривен — оплачена из фонда охраны окружающей естественной среды. Фонд этот формируется из сбора за загрязнение окружающей природной среды и штрафов за нарушение норм и правил охраны окружающей среды, действует на государственном, областном и местном уровнях. Но для потребностей города остается 10%, в последние два года ежегодно это составляло 500 тысяч гривен, в то время как собирали по 5 миллионов гривен каждый год. Грязь остается у нас, а все деньги уходят вверх. Как будут вестись дальнейшие работы по очистке Стрижня – не знаю, так как отдел экологии при горисполкоме решением сессии городских депутатов упразднили и функции его передали УЖКХ.

На совместное совещание по Стрижню были приглашены и заместитель городского головы Александр Сердюк, и начальник управления градостроительства и архитектуры Людмила Павлинская — для того, чтобы они учли новые очистные сооружения при обустройстве города. Пришел только начальник УЖКХ Вадим Антошин, остальные приглашение проигнорировали.
— Проблема Стрижня в том, что о нем слишком много говорят те, кто должен что-то делать. В областном управлении экологии есть природоохранный фонд, из которого мы так и не получили никаких средств на очистку Стрижня. Сейчас мы договорились: если разработаем хотя бы один проект ливневого коллектора (я предложил в Черторыйском овраге), то они профинансируют эти работы. На совещании я пообещал, что займусь этим. Но это не решит проблему всего Стрижня, им надо заниматься не только в городской черте, но и на территории районов. В районе дач и «ЗАЗа» Стрижня просто нет, остался только ручеек.
 
***
Как бы то ни было, впервые за последние пять лет для спасения Стрижня сделаны кое-какие шаги. Жаль только, что проталкивают их природоохранные организации, не будучи едиными в выбранном направлении, а единой направляющей руки нет, — у семи нянек, как известно, дитя без присмотра. Хорошо, что нашел-таки городской голова 50 тысяч гривен на разработку двух проектов. Много это или мало на фоне остальных затрат? Можно было найти эти деньги гораздо раньше? Думается, что можно было. Но — при желании.
Интересно, что средства нашли как раз в тот момент, когда приняли решение строить зону отдыха на Кордовке: второй из оплаченных проектов включает в себя расчистку русла Стрижня и удаление 259 аварийных и неэстетичного вида деревьев. Впрочем, это может быть просто совпадением…

Хронология «великой борьбы» за Стрижень
2004 г. — разработан паспорт (детальная характеристика гидрологического состояния реки);
2004 г. — Черниговским облводхозом разработан проект расчистки русла реки; не реализован;
2005 г. — по заданию Черниговского облводхоза разработан рабочий проект расчистки Стрижня от улицы Гетмана Полуботка до проспекта Победы, стоимость строительства могла составить 674 тысячи гривен; не реализован;
2007 г. — ДП «Водземпроект» ОАО «Черниговский проектно- изыскательский институт» разработал технико-экономическое обоснование (ТЭО) «Улучшение экологического состояния реки Стрижень в городе Чернигове»;
2007 — 2008 гг. — ТЭО проходит государственную экологическую экспертизу и утверждение.
Вообще же об очистке Стрижня начали говорить более тридцати лет тому назад.

Лариса ДОБРЫНИНА, фото Вадима ИВКИНА, еженедельник «Взгляд», № 11 (092)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Стрижень, проблема, очистка, Лариса Добрынина