Причин травматизма на льду несколько, и все они очень просты. Первая - это элементарная невнимательность людей, которые забывают смотреть под ноги.
Вторая - это работа муниципальных служб. Пешеходные дорожки, тротуары и мостовые должны содержаться в чистоте и обрабатываться специальными средствами. Наличие льда, мокрый и скользкий асфальт приводят к резкому росту травматизма. К сожалению, образцово-показательные, вычищенные от снега и льда дороги встречаются достаточно редко. Больше всего подвержены травмам пожилые люди, которые в силу своего возраста не так внимательны, неопытные водители и их «клиенты», а также молодые люди, которые обычно спешат. А потому...
Внимательность прежде всего
Обезопасить себя при падении на скользкой поверхности в принципе можно. Но для этого требуется молниеносная реакция. В момент падения нужно успеть сгруппироваться так, чтобы получить как можно меньший удар. Падать нужно не плашмя на бок, вперед или назад, а как бы постепенно: перенести тяжесть сначала на голень, потом на бедро, переходить на предплечье или плечо, с каждым разом смягчая удар. Это трудно и не всегда удается даже тренированным людям. Тем не менее, иногда перед тем, как упасть, некоторые балансируют, скользят, выделывают руками и ногами кульбиты. Так что в этот момент думать нужно не о том, как весело смотреть на вас окружающим, а о собственных костях. Если падаете назад, попытайтесь сначала присесть, а потом уже переходить на спину. Главное правило - не падать на одну определенную точку, а как бы распределить силу удара на разные части тела.
Что касается автомобилистов, то им в первую очередь нужны зимняя резина, хорошие тормоза и самое главное - внимательность. Профессионал увидит по цвету асфальта, где можно «поскользнуться». Если вы к таковым себя не относите (объективно), то ездить лучше помедленнее.
Советы пешеходам
Обувь должна быть нескользкая, удобная и с хорошей подошвой. Если идти и беспокоиться о том, как бы не отломалась десятисантиметровая шпилька, пока вы ковыляете по скользким улицам, то думать о собственных ногах-руках уже не получится.
Не спешите. Лучше выйти из дома пораньше (с учетом гололеда), чем потом нестись торпедой, сбивая столбы и людей, падая и снова поднимаясь, в надежде не потерять драгоценные секунды.
Стоя на остановке, держитесь подальше от края тротуара. Когда автобус или троллейбус будет подъезжать, вы можете нечаянно поскользнуться и попасть под колеса. По той же причине не стоит ломиться к подъезжающему общественному транспорту.
Ожидая электричку, опять же отойдите подальше от края платформы. Либо сами поскользнетесь, либо кто-то рядом. Тогда хвататься падающий будет за вас, и вниз вы полетите вместе.
Будьте внимательны даже на тротуаре - машину может занести или в ответственный момент водитель не сможет затормозить. Учтите, когда перебегаете дорогу перед едущим автомобилем, что тормозной путь на скользкой дороге увеличивается в 4-5 раз. И помните, что машину нельзя остановить мгновенно.
Пешеход, конечно, всегда прав, но именно из-за него чаще всегда и происходят ДТП. Причина известна всем - перешел дорогу в неположенном месте. За этой, казалось бы, невинной шалостью следуют множественные травмы. Так что лучше дойти до перехода и потратить лишнюю минуту, чем потом собирать конечности по кусочкам.
Советы водителям
Не переоценивайте свою машину. Какая бы она ни была, ее нужно подготовить к зиме.
Не думайте, что зимой и летом автомобиль слушается вас одинаково. С повышением скорости зимой лучше не экспериментировать.
Устраивать гонки в гололед в жилых районах, как минимум, неразумно.
Помните, знаки дорожного движения стоят и для вас. Верьте, что если нарисованы дети, значит, они где-то рядом перебегают дорогу. Если нарисован автобус, то его обязательно ждут пассажиры на остановке. Лучше поберечь в первую очередь себя, снизить скорость и быть предельно внимательным.
Если у вас все-таки не так много опыта, как вам кажется, потренируйтесь ездить по гололеду в уединенном месте. Научитесь правильно тормозить на льду, потренируйтесь не терять самообладания 8 экстренной ситуации.
Петр Иванов, еженедельник «7 Дней» №49 (160), 1 декабря 2004 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: гололед, травмпункт, «7 Дней», Петр Иванов