К Чернигову эта история имеет не такое уж прямое отношение. Уголовное дело, о котором пойдёт речь, «не местное». Оно всего лишь рассматривалось, волей случая, черниговским судом. Но нам этот пример интересен и ценен тем, что даёт надежду: заказные убийства, эти страшные преступления «беспредельных» времён, в нашей стране всё-таки могут быть и раскрыты, и закончены приговором суда.
Осенью 2003-го года в одном из небольших городов Кировоградской области сотрудниками милиции были задержаны три человека, подозреваемые в организации заказного убийства. С тех пор на протяжении вот уже пяти лет служители Фемиды пытаются определить степень вины каждого из фигурантов дела. Приговор суда в Кировограде выносился трижды. И каждый раз виновным признавалось только «низовое звено». Но такой приговор по кассациям прокуратуры отменялся Верховным судом. На четвёртый раз, в 2007-м году, дело было передано для рассмотрения в апелляционный суд другой — Черниговской — области. Его приговор оглашен в конце января нынешнего года. Осуждённые ещё имеют право его обжаловать. Вместе с тем, прокурор Леся Владимировна Шваб, выступавшая государственным обвинителем по этому уголовному делу, считает, что он был суперобъективным. Поэтому у Верховного суда будут все основания признать этот приговор окончательным. То, что он был вынесен не только непосредственным исполнителям убийства, но и заказчику преступления, ставит дело в разряд резонансных.
Заказное убийство на Кировоградщине
Утром 29 сентября 2003-го года около подъезда дома, где жил председатель профкома завода Василий Полтарак прозвучало два выстрела. «Убитого» председателя профкома увезла скорая помощь. Судя по следам «крови», одна пуля попала ему в голову, а другая – в грудную клетку. На самом деле, чтобы спасти жизнь человеку, милиция инсценировала его смерть. О том, что Василий Полторак жив, не знала даже его семья…
Все начиналось с дружбы
Где-то в 2001-м году директор довольно крупного машиностроительного завода Виктор Ткаченко знакомится с одним из учредителей и одновременно директором юридической фирмы Василием Полтараком. Предприятие, которым руководил Ткаченко, как и многие заводы Украины в то время, было не в лучшем положении – задолженность по зарплате, долги перед поставщиками, неплатежи за отгруженную продукцию – все это не давало заводу нормально работать и развиваться. Помощь юридической фирмы, которую возглавлял Полтарак, была как раз кстати. Предприятия заключили договор, согласно которого часть сумм, «отвоеванных» для завода в судах адвокатами юридической фирмы, перечислялась в виде оплаты за услуги на счета юридической фирмы. Юристы работали довольно хорошо, и директор завода Виктор Ткаченко был доволен таким сотрудничеством. Конечно, не обходилось и без «откатов» - часть денег Василий Полтарак возвращал Виктору Ткаченко лично.
Вначале два менеджера относились друг к другу прекрасно. Через некоторое время Ткаченко даже пригласил Полтарака к себе на предприятие председателем профкома, в надежде, что последний поможет навести порядок и в среде работников завода. Однако сработаться на этой «ниве» у них не получилось. Полтарак занял позицию, которая не устраивала Ткаченко. Новый председатель профкома неожиданно для директора начал отстаивать права рабочих, завоевывать их доверие, бороться с нарушениями на предприятии. Ткаченко казалось, что профорг метит на его, директорское место.
Тайный сговор
В конце сентября 2003 года, отдыхая в доме своего приятеля Николая Кравченко, главы поселкового совета одного из пгт на Кировоградщине, Василий Ткаченко в очередной раз пожаловался на своего профорга. «Я брал его к себе для того, чтобы он мне помогал. А теперь Полторак под меня копает. Помоги мне что-то с ним сделать, а то он меня уже достал!», - и провел рукой по горлу.
Разговор на эту тему заходил уже не впервые. В конце концов Кравченко спросил напрямую: «Что, завалить его?». И в ответ услышал утвердительное «Да!».
На роль киллера Кравченко предложил молодого парня - Сергея Кузнецова, своего помощника «по особым поручениям». Около полугода назад Сергей «пересекался» с правосудием и теперь отбывал срок «условно».
Официально он был безработным, но неофициально трудился помощником у Николая Кравченко, за что тот платил Сергею из своего кармана.
Предложение «патрона» застало Сергея врасплох. Он всегда хотел казаться крутым парнем. К тому же считал себя обязанным человеку, взявшему его, судимого, на работу. Но дать согласие на убийство…
Кузнецов обещал подумать. Три дня он скрывался от Кравченко, надеясь, что всё как-то обойдётся. Например, что тот найдет другого исполнителя. Но шеф рассчитывал на своего порученца. Через три дня Николай Кравченко нашел Сергея и сказал, чтобы тот принимал решение. «Заказчик – Ткаченко. Он давно хочет убрать Полтарака. Берись, Ткаченко – мужик не жадный, хорошо заплатит, а тебе деньги не помешают», - заявил он при очередной встрече с Сергеем Кузнецовым.
Кузнецов не захотел терять авторитет в глазах шефа. Он сказал, что найдет исполнителя. На роль киллера предложил своего знакомого, тоже ранее судимого Игоря Фоменко. Тот сначала наотрез отказался, а потом, вроде бы передумал. Но сказал, что сам убивать тоже не будет. «У меня на примете есть один человек, берет недорого…». Киллер запросил 1000 долларов США.
Кировоградская милиция сработала чисто
Люди, которые дали ему «заказ», хотели сделать его убийцей — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он себе такой участи не желал. Но мог ведь просто отказаться под каким-нибудь предлогом? Тогда заказчики нашли бы кого-то другого, но он ведь был бы ни при чем! А он с заявлением о готовящемся убийстве пришел в УБОП.
Именно благодаря его поступку стала возможной такая спецоперация силовых структур. Никто из преступной цепочки, кроме Игоря Фоменко, не знал, что роль киллера выполняет оперативник.
Николай Кравченко передал исполнителю пистолет марки Смит-Вессон с двумя патронами, показал, где живет будущая жертва, передал детальную информацию об «объекте».
Когда сотрудники милиции убедились в серьезности намерений заказчиков, они начали «писать» их разговоры и фиксировать их перемещения. Состоялась и встреча милиционеров с «будущей жертвой». Василий Полтарак понял, что может быть убит, и согласился сотрудничать с милицией. О том, что его будут убивать не по-настоящему, знали только он, Фоменко и милиционеры. Утром 29 сентября 2003-го года двумя выстрелами из пистолета Смит-Вессон Василий Полторак был «убит» во дворе своего дома. Милиция задержала всех подозреваемых в организации убийства.
Факт «заказа» убийства очень трудно доказать. «Заказчик» не участвует в его подготовке и вообще человек «не того круга». Свою вину он, конечно же, отрицает. Даже если исполнители указывают на него, получаются слова против слов…
В ходе трех рассмотрений этого уголовного дела в суде он считал доказанной вину только одного человека – Сергея Кузнецова. Его и приговаривали к лишению свободы. То к 15 годам (по первому приговору), то к 10, то к 10,5 годам по второму и третьему приговорам. Улики против двух других подозреваемых - Николая Кравченко и Виктора Ткаченко - суд расценивал как недостаточные. Поэтому по кассационными представлениями прокуратуры эти приговоры отменялись Верховным судом Украины.
Дело для рассмотрения передано в Чернигов
В 2007-м году дело было передано на рассмотрение в апелляционный суд Черниговской области. Все это время Сергей Кузнецов находился в ИТТ, куда ему регулярно приходили «инструкции» от Николая Кравченко. За пять лет Виктор Ткаченко несколько раз заходил к жене Сергея Кузнецова. Что он говорил женщине, можно предположить. Но все об этом молчали.
При рассмотрении дела в Черниговском суде Сергей Кузнецов не выдержал. «Я устал бояться!», - заявил он народным заседателям и судьям. Предоставленные им записки от Кравченко стали еще одним подтверждением виновности заказчика и организатора преступления.
Приговор
Благодаря новым доказательствам суд приговорил Виктора Ткаченко к пяти, а Николая Кравченко к 10 годам лишения свободы. Сергею Кузнецову срок заключения уменьшен до пяти лет. Изменит ли меру наказания Верховный суд Украины – покажет время. Если приговор останется в силе, то Сергея Кузнецова вскоре освободят из-под стражи – суд зачел ему срок пребывания в ИТТ.
Игорь Фоменко, который сообщил о готовящемся убийстве, проходил по делу как свидетель.
Ч.2 ст. 15. Замах на злочин
- Замах на вчинення злочину є закінченим, якщо особа виконала усі дії, які вважала необхідними для доведення злочину до кінця, але злочин не було закінчено з причин, які не залежали від її волі.
Ст. 16. Кримінальна відповідальність за незакінчений злочин
- Кримінальна відповідальність за готування до злочину і замах на злочин настає за статтею 14 або 15 і за тією статтею Особливої частини цього Кодексу, яка передбачає відповідальність за закінчений злочин.
Уголовный Кодекс Украины
Поскольку решение суда еще не вступило в законную силу, фамилии участников событий и некоторые факты дела изменены.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: криминал, заказное убийство, суд