В редакцию черниговской газеты поступило письмо от членов общины Великодырчинского сельского совета Городнянского района (входят села Великий Дырчин, Лашуки и Малый Дырчин), в котором жители упомянутых сел выражают свое недовольство работой сельского председателя Валентины Сергиянской.
„Программа, с которой Валентина Васильевна пришла на должность, была очень «сладкой»: проведение уличного освещения, уборка мусора, ремонт дорог, очистка их от снега, функционирование пожарной службы, проведение газа — вот далеко не полный перечень обещанного. Но все это так и осталось лишь на словах, а реальная картина, к сожалению, совсем противоположная, — пишут крестьяне. — Более двух лет Валентина Сергиянская блокирует работу местного фермерского хозяйства, которое возглавляет Иван Моисеенко. А все из-за того, что фермер требовал с нее оплату за помол муки, как и со всех остальных. Председатель сказала, что не будет платить, да при этом еще и натыкала ему дуль. Вся работа сельского совета сконцентрирована в одном направлении — выгнать фермера, создать ему нечеловеческие условия для работы. По инициативе председателя сельского совета в село приезжают так называемые инвесторы, чтобы выпихнуть фермера, лишить его арендованных земельных паев и сделать так, как хочет сельский председатель. До этого времени хоть фермер немного засевал, а теперь поле разделено на отдельные огороды и более 90% пригодных для возделывания земель гуляет.
В последнее время людей очень беспокоят действия председателя, ее резкий характер, грубые и эмоциональные высказывания. Пенсионеры уже боятся заходить в сельсовет, потому что если их мнение не совпадает с позицией председателя, то она и слушать никого не желает и указывает на дверь.
Дошло уже до того, что председатель и секретарь совета нарушили закон и сами — без проведения выборов — назначили двух депутатов вместо выбывших Анатолия Купы и Татьяны Таран".
Под письмом подписались Станислав Надточий, Николай Свириденко, Ульяна Цибра, Петр Колыван, Павел Опрятный, Елена Козачок, Татьяна Мозговая, Василий Рябченко и еще 85 жителей трех сел Великодырчинского сельского совета.
Дуля от председателя
Валентину Сергиянскую избрали на должность сельского председателя около трех лет назад. За нее тогда проголосовало 124 избирателя из 390. За эту должность, кроме Сергиянской, боролись еще три кандидата. Ивана Моисеенко среди них не было.
— За время моего председательства от избирателей не было никаких претензий, — говорит председатель. — Нов последнее время территориальную общину кто-то начал настраивать против меня. По-видимому, тот, кто хочет занять мое место. Если кто-то думает, что должность председателя сельского совета медовая, то он ошибается. Да, действительно, сейчас земельные отношения развиваются очень сложно. Когда-то около тысячи гектаров земель обрабатывало СООО „Маяк". Позже за сельхозобщество брался инвестор из Конотопа Дмитрий Пронин. Но проработал он у нас лишь две недели. Отремонтировал комбайн, закупил запчасти. Но как только комбайн выехал за двор тракторной бригады, то сразу же заглох, потому что неизвестно кто насыпал в топливный бак металлическую стружку. После Пронина стал руководить Иван Моисеенко. 21 ноября 2006 года в селе проводилось общее собрание. Первый вопрос повестки дня касался разделения на паи земли, второй — выборы председателя фермерского хозяйства. На собрании присутствовали депутаты Городнянского райсовета Леонид Якубенко и Ольга Криворучко. С 1 января2007года фермерское хозяйство заработало официально. Весной того же года Иван Моисеенко засеял 64 гектара зерновых без заключения с людьми договоров аренды. Нет их и сейчас.
Когда делили землю на паи, я предложила людям такую схему, чтобы земельные паи каждой семьи были вместе. Люди не согласились. Теперь, например, пай мужа на одном поле, а жены — на другом. Что ж, так решили люди, а не сельский председатель. Теперь меня обвиняют, что это я разделила землю на мелкие лоскутки.
— Валентина Васильевна, Ваши односельчане обеспокоены тем, что Вы якобы продаете землю бизнесменам.
— Заверяю, ни один метр земли мной продан не был. Такого теоретически не может быть, ведь каждый владелец пая контролирует ситуацию.
Как объяснила Валентина Сергиянская, два депутата сельского совета из пятнадцати — Татьяна Таран и Анатолий Купа — написали заявления с просьбой о прекращении их депутатских полномочий: Татьяна Ивановна переехала к дочке в Одесскую область, а Анатолий Пантелеевич часто ездит на заработки, то есть постоянно его в селе нет. Поэтому вместо названных депутатов были избраны Наталия Журавль и Ольга Кострица.
— Я лично с избирательной урной обошла все дома трех сел, и люди голосовали за этих кандидатов, — говорит заместитель председателя местной избирательной комиссии и ее секретарь Оксана Лашук.
Что касается дули, которую Валентина Сергиянская поднесла фермеру, то, по словам женщины, все было так:
- Иван Моисеенко почему-то думал, что сельский председатель должен подчиняться ему. Но я отстаиваю интересы общины. Это — моя святая обязанность. Почему он обрабатывал свыше четырнадцати гектаров невостребованных паев без согласования с их владельцами? Фермер не имел права этого делать, поэтому я выступила против. А он ответил: „Потом разберемся, где чья земля ". Однажды мы с мужем Николаем приехали на мельницу смолоть зерно. Моисеенко тоже был там.
Он подошел ко мне и сказал: „Вам смолоть один мешок обойдется в три гривны". Это была самая высокая цена на то время, ведь пенсионерам мололи по 2 гривны, а работникам фермерского хозяйства — по гривне. Тогда я попросила Моисеенко показать решение об установлении такой цены, на что он ответил: „ Ты дура!" И повторил это больше десяти раз. Тогда я не выдержала и поднесла ему под нос дулю. За меня вступился мой муж, мол, мельница разделена на паи и в ней есть его доля имущества.
Даешь нового председателя!
23 октября прошлого года под председательством бывшего руководителя СООО „Маяк" Григория Голована в Великом Дырчине состоялось собрание жителей. Присутствовали 110 человек из трех сел, которые (об этом свидетельствует протокол собрания)проголосовали за недоверие Валентине Сергиянской. На собрание также прибыла депутат райсовета Ольга Криворучко.
— Ольга Григорьевна, почему после такого решения значительной части общины Валентина Сергиянская продолжает работать председателем сельского совета?
— По закону недоверие сельскому председателю граждане могут выразить на местном референдуме. Нужно, чтобы за создание инициативной группы по проведению референдума проголосовало десять депутатов великодырчинско-го сельского совета из пятнадцати. На сессии сельского совета такого количества депутатов не было.
— Мы инициируем местный референдум, который проводится по требованию не менее одной десятой части граждан, проживающих непосредственно на территории и имеющих право голоса, — говорит житель села Виталий Кашпур.
Говорит Петр Колыван:
— Вся работа сельского совета сконцентрирована в одном направлении — выгнать фермера, создать ему нечеловеческие условия для работы. Все районные инспекции завалены жалобами на него, Ивана Моисеенко преследуют судебные иски. Даже районная газета постоянно публикует материалы о проверках в хозяйстве, о якобы нарушении земельного законодательства.
«Я всегда говорю правду и только правду!»
Эти слова принадлежат фермеру Ивану Моисеенко. Он продолжает бороться за снятие Валентины Сергиянской с должности. Но она оставлять председательское кресло не собирается.
— Меня упрекают, что я засеял невытребованные паи, — говорит Иван Григорьевич, — но разделение на паи состоялось с грубым нарушением законодательства. Земля гуляла, зарастала сорняками. Нужно было спасать ситуацию. У меня до сих пор не подписан пакет документов для нормальной работы фермерского хозяйства. Сергиянская делает все для себя, но только не для людей. Она не позволила мне сено заготовить для скота, а в хозяйстве сто десять голов скота. В хозяйстве работает девятнадцать человек, которые постоянно получают заработную плату, что в среднем составляет свыше 600 гривен. Обрабатываем 150 гектаров земли. Правда сейчас фермерское хозяйство находится в стадии реорганизации. Те, кто поддерживает председателя, хотят уничтожить хозяйство. Нам не нужны заезжие инвесторы, когда желающие работать на земле есть и в селе. Мы хотели организовать пожарную команду в Великом Дырчине, но Валентина Сергиянская не дала на это добро.
Со сказанным соглашается сторонник фермера Григорий Голован:
— Да, действительно, зачем нам инвесторы, как мы их называем, бандиты, ведь они будут работать только ради собственной наживы. Кто о крестьянах лучше позаботится, чем свой человек? То, что делается в Великом Дырчине, меня очень беспокоит, ведь за время председательства Валентины Сергиянской село погибает.
Противостояние продолжается...
Андрей ДИМИЧ, еженедельник «Гарт», №6(2394)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.