Последнее время украинская экономическая система начала постепенно выходить из коматозного состояния, вместе с ней «пошла на поправку» розничная торговля. Новые торговые структуры начинают решать вопросы массового снабжения населения продуктами питания. Особую популярность в последнее время у нас завоевали сетевые магазины или супермаркеты.

Плюсы
Для черниговчан появление супермаркетов решило проблему приобретения в одном месте недорогих и качественных товаров как продовольственной, так и промышленной групп первой необходимости и составило серьезную конкуренцию многочисленным лоткам уличных рынков товарами сомнительного качества, равно как и поражающим запредельными ценами магазинам. И если сначала новые торговые структуры вызывали осторожное отвращение со стороны первых покупателей, то сегодня супермаркеты – одни из самых популярных магазинов в нашем городе. Не каждый областной центр Украины может похвастаться таким количеством современных торговых точек на душу населения. Это хорошо известная не только черниговчанам, но и гостям города сеть магазинов «Союз» и супермаркеты «СеДаМ», «АТБ», «Смак» - с каждым годом их становится все больше и больше.
Востребованность этих магазинов можно выразить и с помощью цифр: они обслуживают до 25 тысяч покупателей в день, на них приходится 35% всего реализуемого в нашем городе объема продовольственных товаров. Уровень цен в большинстве черниговских супермаркетов ниже, чем на уличных микрорынках любого района города.
Большинство супермаркетов областного центра призывают к себе горожан с помощью всевозможных акций, распродаж и скидок. У кого-то выходит лучше, у кого-то хуже. Но проблемы, о которые разбиваются хитрые маркетинговые ходы торговли, для всех городских супермаркетов общие: текучка кадров и техническая отсталость отечественной сетевой торговли. Самой «продвинутой» в области распродаж и акций черниговской сетью до сих пор считаются пионеры местных супермаркетов - магазины «Союз». Здесь постоянно действует программа «Праздник вкусных покупок», всевозможные акции и розыгрыши призов. Стараются не отставать от ветеранов черниговских сетевых магазинов и другие городские супермаркеты.
Минусы
Однако, несмотря на все эти нововведения, уровень обслуживания в новомодных торговых точках очень часто оставляет желать лучшего. Особенно часто «радует» покупателей равнодушное, а то и откровенно хамское отношение персонала некоторых наших хорошо известных магазинов. Добиться здесь от продавца добросовестного исполнения своих профессиональных обязанностей можно только силовыми методами с помощью администратора. Как и в «добрые» советские времена, по-прежнему процветают в некоторых современных (не будем указывать пальцем) супермаркетах обсчет и обман. Покупаете вы, например, здесь несколько йогуртов разного вида, и стоит вам зазеваться, - кассирша, не моргнув глазом, умножит количество стаканчиков на стоимость самого Дорогого из них. Или кассовый аппарат «вдруг» ошибётся - и вместо одной купленной плитки шоколада выбьет вам стоимость двух.
Не вселяют особого оптимизма и длинные очереди, выстраивающиеся возле кассовых терминалов, выстояв которые, да еще в такую жару, далеко не каждый покупатель в состоянии думать о своих покупках с любовью. Иногда очереди возникают и в весовых отделах, где неторопливые продавцы, путаясь в сортах и ценах, задумчиво взвешивают нервничающим покупателям сыры и колбасы.
Некоторые универсаму сетевой торговли могут похвастаться настоящей демократичностью - из-за доступности в них в любое время дня и ночи спиртных напитков на любой вкус и кошелек им отдают предпочтение городские любители горячительного. В ночное время здесь с одинаковой вероятностью можно встретить и респектабельного бизнесмена, и подозрительного алкоголика. Можно только представить, какой неописуемый «восторг» у жителей близлежащих домов вызывают антисанитария и шум, которые создают ночные посетители таких точек!
Кроме вышеперечисленных «отдельных недостатков», у всех без исключения черниговских гастрономических сетей есть общая проблема - в Чернигове просто нет хороших компьютерных программ, координирующих работу касс и базу данных по ассортименту. Именно этим и объясняются бесчисленные сбои, "зависания" касс и незнание кассиром стоимости огурцов или памперсов.
Мы вкратце обрисовали основные плюсы и минусы работы наших сетевых магазинов. А уж покупатель самостоятельно решит, в каком из них истратить свои честно заработанные денежки.
Устраивает ли покупателей качество обслуживания в черниговских супермаркетах?
Наталья, медсестра:
- И да, и нет. Плохо то, что в этих магазинах подход к покупателям остался прежним. Продавцы равнодушны, безразличны и часто грубят. А то, что все покупки можно сделать в одном месте - безусловно, хорошо. Да и выбор здесь неплохой.
Владимир, пожарный:
- Очень удобно, что в поисках товара не нужно ходить по разным торговым точкам. Все можно купить в одном месте и сразу. Это позволяет сэкономить и силы, и время.
Лидия Васильевна, пенсионерка:
- Меня очень раздражают длинные очереди к кассам, особенно в часы пик, когда все вокруг спешат и нервничают, а стоять приходится долго. А вот ассортимент меня вполне устраивает. Да и круглосуточная торговля - это, конечно, очень удобно.
Владимир, частный предприниматель:
- Черниговские супермаркеты мне нравятся. А вот гастрономы - нет!!! Поэтому хотелось бы, чтобы супермаркетов было еще больше.
Татьяна, инженер-механик:
- В общем и целом обслуживание в наших супермаркетах меня устраивает. Вот только в некоторых из них попадаются просроченные продукты, которые, вместо того чтобы изъять их, пускают в продажу.
Виталий, историк:
- Я нечасто пользуюсь услугами супермаркетов, но то, как там поставлена торговля, мне нравится: персонал молодой, вежливый, а это - главное.
Елена Кондратенко, еженедельник «7 Дней» №32 (143), 4 августа 2004 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: супермаркеты, покупки, «7 Дней», Елена Кондратенко