История, которая предлагается твоему, читатель, вниманию, с точки зрения любого чиновника не стоит выеденного яйца. С точки зрения «пересічного громадянина», она – не что иное, как живейшее отражение полного бессилия этого самого гражданина в отстаивании конституционных прав.

Предыстория
Вся история началась значительно раньше, около года тому, когда в Чернигове началось строительство теплотрассы, которая будет доставлять теплую воду с ТЭЦ в район Рокоссовского. Первоначально предлагалось, что к зиме теплая вода пойдет в квартиры жителей отдаленных районов.
На практике вышло иначе. «Кротовник» остался на черниговских улицах и к началу зимы, и к началу весны. Открытые ямы, слегка огороженные веревочкой с трогательными, но мало заметными в темноте желтыми флажочками, система сноса деревьев особого восторга у жителей окрестных домов не вызывали.
Репортаж с оттенком безнадеги
К 1 июля на проспекте Победы еще оставался нетронутый зеленый участок – возле дома №182.
1 июля. 8 часов 43 минуты. Под окнами раздается надсадный визг пилы и практически следом за ним - звук падения дерева. Выглядываю в окно: огромная акация лежит на земле, а вокруг нее суетятся рабочие в фирменных робах. Не менее получаса уходит на проверку документов, дающих право на снос деревьев, и взаимные колкости. Согласно актам-разрешениям, на этом участке разрешено под снос 137 деревьев и 68 кустарников. Общая сумма, в которую они оценены - 16 161 гривна.
9 часов 20 минут. Прибывает главный инженер ГП «Одесское монтажное управление» Вадим Бондаренко, руководящий работами на участке. Он возмущен тем, что «какая-то журналистка» пристает «с глупыми вопросами и мешает работать».
9 часов 50 минут. Деревья начинают валить вновь.
- Выйдите из зоны работ, - настоятельно требует г-н Бондаренко.
- А где «волчатник», за который я должна выйти? Место работ не ограждено вообще! -формально правы обе стороны.
- А вы что, волки? - иронизирует В. Бондаренко.
10 часов 28 минут. Привозят «волчатник», которым ограждают место работ. Практически одновременно с этим подъезжает начальник Госэкоинспекции Александр Булах.
... В ходе длительной и достаточно шумной беседы, которую, в основном, ведет «общественность» в лице трех жителей дома № 182 и периодически присоединяющихся к ним прохожих, удается выяснить, что снос растений – законный. Что заказчик, «ТехНова», уже уплатил в счет компенсации за снесенную растительность (на четырех очередях 570 деревьев и 256 кустарников) 40 876 грн. Что насаждения на площади 8050 кв. м «Зеленстрой» восстановит после окончания работ, осенью. Что другого пути для прокладки теплотрассы нет и быть не может - город весь испещрен коммуникациями, причем как «официальными», так и совершенно «левыми», обнаруживаемыми по факту.
- В чем я с вами согласен, - отмечает Александр Булах, - так это в том, что люди должны были изначально знать, что им дает новая коммуникация, какие в связи со строительством возникнут неудобства, сколько это будет продолжаться.
И он прав.
Пару слов о правах граждан
В пятницу 2 июля деревья почему-то не сносили (количество пней отлично просчитывается с моего балкона!). Зато в субботу утром еще и 8-ми не было, как на улице завизжали пилы. Жильцы бросились звонить оперативному дежурному горисполкома - в конце концов, по Конституции мы имеем право на отдых! Дежурный сообщал, что связывался с г-ном Бондаренко и снос сейчас прекратиться. Как бы не так! Пила визжала и в воскресенье.
Доколе?!
Горько, что система реализации проекта, столь нужного городу, настроила горожан против него. Не менее горько осознавать, что мы, жители города, сами виноваты в том, что с нами никто не считается. Да никто считаться и не будет: сейчас мы не территориальная громада и не полноправное объединение жильцов многоквартирных домов, а безликое население. Существует документ (Президентом, к слову, подписанный!), согласно которому общественность имеет право инициировать общественные слушания по проектам, имеющим экологическое значение. Где у. нас эта «организованная общественность»? С кем считаться?
Далее. Наверное, в нашем городе строить - не сахар. Но проверить, нет ли действительно более удобного для горожан и приемлемого с эстетической точки зрения варианта строительства (чего стоит разводка в районе госпиталя, где трубы пущены над землей и вдоль моста!), неорганизованная общественность не может. Не может и протестовать, что теплотрасса «гуляет» под самыми окнами, подминая под себя, в частности, любимые зеленые уголки. В Чернигове пока что не приватизирована ни одна придомовая территория многоквартирного дома, и жители фактически никак не могут повлиять на принятия решений, затрагивающих их интересы. Если в доме создано объединение жильцов, собственники, в соответствии с Законом Украины «Про об'єднання співвласників багатоквартирних будинків», могут закрепить свое право да эту землю юридически, и тогда власть вынуждена будет пояснять и аргументировать любое решение, касающееся их земли. И оговорить условия работы на такой территории. Иными словами, горестно-надрывный вопрос "Доколе?!" имеет очень простой ответ - когда мы научимся пользоваться нашими законными правами.
Майя Руденко, еженедельник «7 Дней» №28 (139), 7 июля 2004 года
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.