GOROD.cn.ua

Врачи "скорой помощи" фильмы ужасов не смотрят

Каждому из нас приходилось или еще придется прибегнуть к помощи "скорой". Именно так о народе прозвали одну из самых важных государственных аварийных служб. Говорят, что работа врача службы "03" самая неблагодарная. Это утверждение натолкнуло меня на собственное «расследование».



К счастью, врачам скорой помощи ещё не приходилось тратить свои драгоценные силы на меня, но очень хорошо помню картинку из детства, когда маме было плохо, и когда единственным спасением стали дяди в белых халатах. Я их боялась и пряталась в соседней комнате, закрывая глаза и внимательно прислушиваясь, что они говорят. Да, я их не любила, но уже тогда прекрасно осознавала, что именно они в данный момент облегчили страдание мамы.

Прошло уже много лег, а вот то самое детское чувство благодарности осталось до сих пор. Кто знает, может быть, именно оно привело меня на станцию службы скорой медицинской помощи и заставило взглянуть на всё изнутри.

В ДИСПЕТЧЕРСКОЙ

Тут постоянно находятся три фельдшера: двое непрерывно отвечают на телефонные звонки, а третий отправляет кареты скорой помощи на вызовы. По собственным наблюдениям хочу сказать, что даже для работы в диспетчерской нужны не только "стальные" нервы и холодное спокойствие, но и бодрость духа. Работать целые сутки, не смыкая глаз, и терпеливо отвечать на звонки очень тяжело, но для многих такой график очень удобен. Ведь после суточного дежурства у диспетчера есть трос суток выходных, которые можно посвятить нс только себе, но и своей семье.

Но суть не в этом, суть в том, что работа диспетчера играет очень большую роль в работе скорой помощи. Именно он общается с близкими потерпевшего людьми и именно он должен очень хорошо сориентироваться и точно определить, что же произошло на том конце телефонной связи. Многие, вызывая скорую, недоумевают, зачем диспетчер тратит драгоценное время на, казалось бы, ненужные подробные расспросы.

И ведь именно от этих подробных расспросов и зависит-то, какая бригада отправится на помощь (у каждой своя специализация), и куда она отправится в первую очередь, а куда можно подъехать позже. Послушав телефонные разговоры буквально несколько часов, я сделала вывод, что не смогла бы работать диспетчером скорой помощи. Ведь очень трудно спокойно и терпеливо, не во вред себе, выслушать плач маленькой девочки, папа которой порезал себе вены и сейчас истекает кровью или волнующий крик старой женщины, которая нс знает, что делать с задыхающейся и умирающей прямо на её глазах сестрой. Но очень много поступает ложных звонков, особенно вечером или ночью - в час "пик" работы, когда каждая минута имеет значение и может стать для чьей-то жизни решающей. Поэтому, прежде чем развлечься по телефону, задумайтесь, стоит ли ваше развлечение жизни человека.

НА ВЫЗОВЕ

Итак, вызов принят, и теперь в работу включается бригада "скорой помощи". Наслушавшись телефонных ужасов в диспетчерской, я всё-таки рискнула взглянуть на них своими глазами. Когда садились в специализированную машину, сердце моё очень сильно билось, хотя я и не знала, что мы увидим через несколько минут. Спокойствие врача и фельдшера вызывали недоумение.

- Врачи скорой помощи фильмы ужасов не смотрят, им просто не интересно, - сообщила мне старший врач Фененко Нина Николаевна. - Ведь за свою практику они увидели уже столько ужасов, сколько не в силах охватить даже кинематография.

Беспорядочно разбросанные по комнате вещи, плачущая и хватающаяся за сердце пожилая женщина, морщинистое пьяное лицо старого мужчины, насыщенная кровь и большие порезы на руках - это то, что увидела я по приезде на вызов. Крики об ужасной жизни, угрозы самоубийства того же мужчины, хриплые вопли и плач женщины, которая боялась прихода из школы 12-летней внучки, проклятия в адрес пьяницы-мужа, который довёл её до инфаркта - это то, что я услышала, зайдя в квартиру. Жалость к внучке, сострадание к старой женщине, сочувствие к пьяному мужчине - эти чувства переполняли меня. Столько эмоций за один раз! А врачи "скорой" сталкиваются с этим десятки раз на день!

В КАБИНЕТЕ ГЛАВНОГО ВРАЧА



Тут уже вес намного спокойней. И о подобных проблемах здесь можно говорить и раздумывать, что мы и сделали с Яновским Борисом Андреевичем.

- Борис Андреевич, мы, безусловно, все знакомы с таким понятием, как "скорая помощь", ио всё же хотелось бы подробнее об этой «аварийной службе» услышать именно от Вас.

- Скорая помощь - это медицинская "аварийная служба", назначение которой дать именно скорую медпомощь в экстремальных случаях. В Чернигове - это большое предприятие, на котором в данный момент работает 366 человек, 21 бригада, которые выезжают в среднем более 200 раз в сутки. Но, к сожалению, не все понимают назначение этой службы, и очень часто приходится обслуживать вызовы, где нужна просто медицинская помощь, что не является задачей "скорой". Скорая должна работать как скорая. Но люди наши привыкли, что если у них болит голова, стало плохо или обострился радикулит, они набирают "03" и знают, что скорая приедет. Почему они так делают? Потому что скорая помощь - это бесплатная помощь. Таким образом, у нас появляются постоянные клиенты, обычно это пенсионеры, у которых нет денег купить себе лекарство. Кроме того, мы не должны обслуживать спортивные соревнования, концерты, другие массовые мероприятия. Сколько бы там ни было людей, но это нс наша задача. Если организаторы проводят какой-то концерт, то они должны позаботиться о том, что-бы там была медицинская помощь, нужно развернуть медицинский пункт - это ж намного дешевле для государства. Ведь в противном случае водитель, санитар, фельдшер, врач и плюс ещё специальная машина в этот момент выполняют не свою работу. На массовых мероприятиях присутствует обычно 2-3 тыс. людей и на них выделяется целая машина скорой помощи, но давайте не будем забывать, что у нас расчет должен быть такой: 1 машина почти на 15 тыс. людей. Что же в этот момент будут делать другие люди, которым стало плохо? У кого-то инфаркт миокарда, кого-то сбила машина, где-то маленький ребёнок разрывается от плача из-за высокой температуры, а кто-то в аварию попал. Бригада должна выехать, а она стоит на массовом мероприятии и не выполняет свои функции.

- Борис Андреевич, мы знаем, что в Киеве уже существует несколько платных служб скорой медицинской помощи. Как считаете Вы, нужна ли подобная служба в Чернигове?

- Я хочу сказать, что мы должны чётко отличать: скорая медицинская помощь, платные медицинские услуги и страховые услуги - это разные вещи. Скорая медицинская помощь по своему принципу нс может быть платной! Платные услуги подобной службы должны быть прибыльными, что для нашего города, в данный период, не реально.

- Борис Андреевич мы много говорили, какой должна быть скорая помощь, какое ее значение для общества, а что для Вас лично значит "Скорая помощь"?

- Тяжёлый вопрос. Я никогда ме думал, что буду работать главным врачом, тем более на "Скорой медицинской помощи". Я окончил институттуг, начал работатьь хирургом в 1-ой городской больнице, потом занялся организацией охраны здоровья. Ведь я очень хорошо помню слова Николая Пирогова, который говорил, что медицина - это прежде всего организация. Если у нас не будет определенной организации, то у нас и не будет нормальной ммедицины, а будет полный беспорядок. Поэтому для меня сейчас главное - сделать так, чтобы как можно больше людей могли получать действительно скорую медицинскую помощь вовремя. Мне очень приятно, что, как свидетельствуют опросы среди жителей города, большщинство из них надеются на то, что "скорая" все-таки приедет и поможет, если возникнет такая необходимость.

Ирина Лепкина, "Семь дней" №16 (74) от 16 апреля 2003

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: "скорая помощь", Ирина Лепкина, "Семь дней"