GOROD.cn.ua

895 из 1097 осужденных в области получили льготы по "закону Савченко"

Криминальная хроника по-прежнему не радует. То и дело мы слышим о дерзких квартирных кражах, уличных ограблениях и разбое. Горожане ропщут на печально известный "закон Савченко", полное название которого звучит как «О внесении изменения в Уголовный кодекс относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания». Мол, повыходили зэки на свободу, оттого и уровень преступность растет.



Редакция Gorod.cn.ua решила разобраться в этом вопросе и донести до общественности информацию о том, какое же количество осужденных стоит «встречать» на улицах областного центра в ближайшее время и к чему готовиться законопослушным гражданам.

Начнем с того, что на момент 13.06.2016 года во всех исправительных заведениях области, а их у нас шесть:

- Домницкий исправительный центр №135 (сектор минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания для мужчин),
- Менская исправительная колония №91 (для бывших сотрудников органов),
- Новгород-Северское учреждение исполнения наказаний №31 (здесь сидят пожизненные сроки),
- Прилукская исправительная колония (для несовершеннолетних мальчиков),
- Черниговская исправительная колония №44 (для женщин),
- Черниговский следственный изолятор (СИЗО)

отбывают наказание 1097 осужденных.


Далее мы с вами, посмотрим, какое количество заключенных, какого возраста и за какие преступления за последние 5 месяцев выпустились из мест не столь отдаленных.
Если брать возраст осужденных, то данные таковы: самым молодыми освободившимися были парни из Прилукской воспитательной колонии - от 14 до 16 лет, и это логично, ведь там сидят несовершеннолетние. Что касается малолетних девочек-преступниц, то в нашей стране есть единственное место, где такие отбывают наказание – Мелитопольская колония в Запорожской области.

Самой молодой женщиной, которая отбывала наказание в Черниговской исправительной колонии и вышла на свободу был 31 год, самой старой - 57 лет. В целом диапазон возраста колеблется от 18 лет до 55 лет. Учитывая специфику исправительных заведений по нашей области самые взрослые сидят в женской колонии и в Менской исправительной, в числе пожизненников пока нет ни одного заключенного, кто бы достиг преклонного возраста.

По окончании срока отбывания наказания из мест лишения свободы, расположенных на территории Черниговской области, в период с 01.01. по 01.06. 2016 было освобождено 106 осужденных. Прибавьте к этой цифре еще 94 – столько людей вышли из тюрем по УДО за последние 5 месяцев (условно-досрочное освобождение), это уже 200 человек. При этом 50 освобожденных из этого списка отбывали наказание два и более раза. Также существует статистика по переводу заключенных из колоний максимального уровня безопасности в колонию среднего, а затем минимального уровня. Но, мы их учитывать не будем, так как они все еще остаются в местах лишения свободы.
Но не все из них имеют прописку в черниговском регионе. Так, наши исправительные заведения принимают людей из центрального, восточно-южного региона, а если брать женскую колонию, то там большая половина заключенных – выходцы из Киевской, Луганской и Донецкой областей.
Всего же из 200 человек, выпущенных на свободу за последние 5 месяцев, - 40 жители Черниговской области, 9 – из самого Чернигова.

Распределение в количественном отношении по характеру уголовных преступлений выглядит следующим образом:
- особо тяжкие преступления (преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы) - 23 человека;
- тяжелые (преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет) - 79;
- средней тяжести (преступление за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет.) - 22;
- небольшой тяжести (преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, или другое, более мягкое наказание) - 37.

Вышли на свободу, благодаря, тому самому "закону Савченко" из учреждений исполнения наказаний Черниговской области - 62 человека. – эта цифра не входит в те 200 человек и считается отдельно.

В общей же сложности эту цифру надо умножить на 10 и вот, почему. "Закон Савченко" распространяется не только на освобождение осужденных, он также сокращает им срок пребывания тюрьме. То есть, по отбытию 2/3 или 3/4 за особо тяжкое умышленное преступление срока наказания осужденный имеет право получить определенную льготу. Льгота – это либо условно-досрочное освобождение, либо перевод в колонию минимального уровня безопасности – у нас это Домницкий исправительный центр. Если брать женщин-заключенных, то они могут перевестись по льготе только в другую область, так как в нашей – подобное заведение только одной категории.

Всего по области за формальными признаками под действие "закона Савченко" попало 895 (680 –в  колониях, 215 - в СИЗО) человек (им пересчитали срок). Как уже упоминалось выше по состоянию на 13 июня 2016 года всего отбывающих наказание на Черниговщине 1097 человек, включая малолетних. И эта цифра постоянно меняется – кто-то выходит уже сегодня, или завтра, кому-то как раз подошло время пересчитать срок.

Общее число освобожденных в Черниговской области по окончанию срока заключения, тех что вышли по УДО и по "закону Савченко" - 262 человека – за период с 1 января по 1 июня.

"Закон Савченко" не обязательно предполагает освобождение, самая его большая опасность состоит в том, что у большого количества людей существенно сократились их сроки отбывания наказаний. То есть те, кто должен был выйти через 10 лет выйдут по льготе, к примеру, через полгода-год. Также он предусматривает зачисление срока предварительного заключения в срок отбывания наказания по схеме, согласно которой один день в следственном изоляторе приравнивается к двум дням в тюрьме.

Рассмотрим применение "закона Савченко" на примере громкого группового убийства 25-летнего Алексея Коваля, что произошло в 2011-м году, возле магазина «Ромашка». В 2012-м на Черниговский районный суд огласил парням приговор: 22-летнему Сергею Ягнеше —11 лет лишения свободы, 31-летнему Олегу Клюю — 10 лет и 25-летнему Сергею Демчуку — 12 лет заключения.



Подруга убитого Алексея Коваля Валентина поправляет цветы от родственников и друзей недалеко от места убийства парня

Буквально недавно наши читатели сообщили в редакцию Gorod.cn.ua, что весной этого года один из убийц Алексея Коваля – Сергей Демчук уже вышел на свободу. Из наших собственных источников мы нашли подтверждение этому факту, и скорее всего, учитывая серьезный срок в 12 лет, что дали Сергею, его выход связан с "законом Савченко". Что касается двух других, то они еще сидят, хотя их сроки меньше, чему у Демчука.

Самый старший из убийц, которому уже 35 лет - Олег Клюй, отбывает наказание в на территории нашей области, а конкретно в колонии минимального уровня безопасности - Домницком исправительном центре. В СИЗО он отсидел, допустим, год, и этот год ему удвоится – это 2 года. 10 – 2 = 8. Теперь берем 3/4 (за умышленное особо-тяжкое) от 8 лет, это, грубо говоря, - 6 лет. Как только он отбудет эти 6 лет, то подпадет под УДО и выйдет на свободу. На данный момент дата его выхода – 2019-й год. Но так как эти 6 лет истекут, надо полагать, в 2018-м году, то, скорее всего это и есть реальная дата выхода Клюя, согласно "закона Савченко". Как видим, 10 лет наказания плавно превращаются в 6 лет.
Помимо отбывающих наказание непосредственно в тюрьмах, следует взять во внимание потенциальных «сидельцев». По простому, это те люди, кому дали условно за совершение нетяжких или средней тяжести преступлений (мелкая кража, неплательщики алиментов, нетяжкие ДТП, незначительное мошенничество). Эти граждане – подоточетны Уголовно-исполнительной инспекции, которая в свою очередь имеет 25 подразделений в области, 3 из них находятся в самом областном центре. Подучетных инспекции (это не только условники. Об этом в следующей серии) в области: 2200 человек. О работе данной инспекции мы расскажем в следующем нашем материале.
В заключение, мы не могли не задаться вопросом, куда же деваются бывшие  заключенные, которые прибыли к нам из оккупированных ныне областей, либо таких, где сейчас идут боевые действия.

Ксения Логвиненко из Управления ГПтС в Черниговской области
  комментирует вопрос следующим образом.
Если людям некуда освобождаться их никто никуда не выбрасывает. В любой колонии Украины за полгода до выхода начинается Школа подготовки к освобождению. Люди изучают те законы, которые им понадобятся на свободе, перечень соцслужб, куда они могут обратиться, также им начинают подыскивать место жительства. ГПтС сотрудничает со многими реабилитационными центрами – это места, где временно, человек до того как станет на ноги может проживать, работать, учиться. Обычных совершеннолетних заключенных по окончанию срока отбывания наказания мы доставляем на вокзал и садим в поезд.

- Заключенный покупает билет за свой счет?
- Если осужденный работал, то, - за свои, или за деньги родственников, что ему их переведут, в ином случае проезд оплачивает государство. На базе мест лишения свободы работает 3 предприятия, притом, что в каждой колонии имеется своя мастерская. Заработанные средства кладут на лицевой счет осужденного, наличку в руки они не получают, даже если передали родные. Лишь в день освобождения, все средства, что заработал бывший заключенный, ему выдают на руки наличными.

Была ситуация с детской колонией, когда молодому парню-сироте из Донецкой области просто некуда было возвращаться. Мы договорились за него с реабилитационным центром в Киевской области. С несовершеннолетними закон работает так, что мы обязаны либо доправить их на место жительства, либо передать на руки родителям. Эти вопросы решает социально-психологическая служба при каждой колонии нашего ведомства. Соцработники также занимаются восстановлением документов заключенных (не бывших, а во время пребывания в колонии), которые часто бывают утеряны.

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: тюрьма, заключенные, закон, Савченко, Логвиненко