То, что на сайте городского совета называют «транспортной схемой 300-тысячного города» больше напоминает курсовую работу двоечника-первокурсника, который пропустил все лекции в вузе. Власть призвала к обсуждению «проектов». Но ни анализа существующей транспортной сети, ни четкого определения задач, которые должна решить новая схема, ни исходных данных для анализа предложений (протяженность маршрутов, количество и тип транспорта, интервал движения ТС) жителям так и не предоставили. Как, собственно, нет и выводов о вероятности достижения каких-то результатов после реализации «схем». Неужели городской совет не способен на большее?
Об изменениях троллейбусной сети мы начали говорить после размещения соответствующей информации на официальном городском сайте. После критических замечаний о том, что городскую транспортную сеть нужно обсуждать комплексно, с учетом сети троллейбусов, автобусов и маршруток, на городском сайте появились предложения по автобусной сети города, в которую свалили маршруты автобусов средней и малой вместимости. Данная информация была подготовлена еще хуже, чем информация о предлагаемой троллейбусной сети – документ явно готовился в спешке и без участия профессионалов.
Транспортную сеть меняют студенты-двоечники?
Профессионализмом в предложенных к обсуждению «вариантах» троллейбусной и автобусной сети города даже не пахнет. Такое предложение можно было нарисовать на салфетке в кафе, сидя за чашечкой кофе. Но убедить жителей Чернигова в том, что после предложенных изменений добираться с точки А в точку Б станет комфортнее – вряд ли получится.
В информации об изменении троллейбусных маршрутов говорится о том, что «Головне завдання транспортної комісії – уникнення дублювання тролейбусних маршрутів автобусними, а також аналіз раціональності та доцільності функціонування деяких маршрутів з урахуванням сучасних пасажиропотоків».
Но объясним сразу: анализ транспортной сети Черниговским горсоветом не проводился! Были попытки проанализировать ситуацию еще в 2013 году и для этого привлекался технологический университет. Но, того анализа никому так и не показали. И, кроме того, за это время ситуация в городе также изменилась, что требовало дополнительного изучения вопроса.
Что же касается ликвидации дублирования маршрутов, то это не может быть главной целью смены транспортной сети. С точки зрения среднестатистического жителя Чернигова, дублирование маршрутов – положительный факт, поскольку у пассажира появляется альтернатива и скорость-комфорт перемещения с точки А в точку Б – повышаются.
В приведённой городским советом информации нет исходных данных, по которым жители города могут оценить качество предлагаемых изменений. Так, остаются неизвестными такие параметры, как протяженность маршрута, количество и тип транспортных средств на маршруте, количество перевозимых пассажиров и интервал движения, который должны соблюдать перевозчики.
Мало того, разработчики транспортной системы противоречат сами себе! В выпущенном рекламном ролике утверждается, что в КП «ЧТУ» 60 убитых троллейбусов, которыми нельзя обслуживать транспортную сеть из 10 троллейбусных маршрутов, рассчитанную на 130 машин. В то же время нам предлагают докупить всего 10 троллейбусов (при этом 10 машин придется списать уже к концу 2016 года).
При существующих 60 троллейбусах нам предлагают не только увеличить(!) троллейбусную сеть до 12 маршрутов (№2 закрывают, а №2+№9 – открывают и добавляют №11 и №12), но и рекомендуют существенно продлить сами маршруты! О том, когда будет закуплено еще как минимум 70 недостающих троллейбусов – никто не говорит!
Ну, и о выводах. Естественно, никаких выводов о результативности предложенных изменений никто не делал.
Проанализируем транспортную сеть города "на быструю руку" самостоятельно
Для анализа транспортной сети воспользуемся исследованиями, проведенными технологическим университетом в 2013 году. Согласно данным обсчета, троллейбусы перевозят 100 тыс. пассажиров в день; автобусы – 92 тыс. пассажиров и маршрутки – 74 тыс. пассажиров. Итого, общественному транспорту Чернигова необходимо перевезти порядка 266 тыс пассажиров.

Как бы мы не сокращали или увеличивали количество машин на дороге, количество пассажиров останется неизменным.

В отношении троллейбусной сети за базовый возьмём маршрут №4. Он, безусловно, является самым эффективным даже по мнению руководства КП «ЧТУ». Итак, на этом маршруте работает 13 машин, которые перевозят в день 22 тыс пассажиров. Протяженность маршрута 22,9 км.
Для определения средней скорости общественного транспорта обратимся к открытым источникам. Средние скорости по возрастанию: троллейбусы (15,57 км/ч), автобусы (18,62 км/ч), маршрутки (21,11 км/ч).
Методом деления определяем, что в среднем троллейбус проходит «круг» за 1 час 26 минут. Поскольку у нас на маршруте 13 машин, теоретический интервал движения составляет около 7 мин. С учетом технологических перерывов и т. п. реальный интервал движения при таком количестве маши составит 10-12 мин.
Делаем вывод: чтобы троллейбусный маршрут был эффективным, интервал движения не должен превышать 10 минут. При этом одна машина перевозит в день порядка 1700 пассажиров, т. е. предоставляет услугу на 3400 грн/день. Эти данные мы будем использовать для анализа предложений Черниговского горсовета.
Транспортное сообщение «ЗАЗ – Центр» – ухудшается.
В качестве примера рассмотрим предложение по транспортному обеспечению направления ЗАЗ – Центр. На сегодняшний день услугу предоставляют троллейбусы:
– маршрут №2 – 6 машин /10000 пассажиров;
– маршрут №3 – 2 машины/4000 пассажиров;
– маршрут №4 – 13 машины/22000 пассажиров.
Итого: 21 машина/ 36000 пассажиров в день.

Даже не в часы пик, в "двойке" достаточно пассажиров. Для чего сокращают?
Кроме этого, перевозки в этом направлении обеспечивали автобусные маршруты № 28 и №34, которые ликвидируются. Они перевозили суммарно 1600 пассажиров. Поскольку остальная автобусная сеть не меняется, для перевозки данного количества пассажиров необходимо добавить еще 1 троллейбус. Учитывая то, что и троллейбусный маршрут №3 планируют приостановить (2 троллейбуса/4000 пассажиров), на маршрут №4 следует добавить еще 2 машины.

Сокращение №4 до сот. Индустриальная, на эффективности маршрута отразится незначительно
Фактически, для обеспечения существующего интервала движения транспортных средств в направлении «ЗАЗ-Центр» количество машин на маршруте №4 должно быть увеличено, как минимум, на 7-8 единиц до 21 троллейбусов на линии. При этом наполняемость машин существенно возрастет, что, приведет к ухудшению качества перевозок в часы пик.
Вот так выглядит информация по троллейбусным маршрутам города, полученная неофициально журналистами сайта в 2014 году:




Ликвидация автобусного маршрута №12
На сегодняшний день автобусный маршрут №12 протяженностью в 8.19 км («круг» – 16,38 км). Его обслуживают 12 маршруток, перевозящие 4000 пассажиров в день и 22 автобуса, перевозящие 18000 пассажиров в день. Итого, на данном маршруте перевозится 22000 пассажиров.
Вот так выглядит информация по автобусным маршрутам города, работающим в обычном режиме и режиме маршрутного такси, полученная неофициально журналистами сайта в 2014 году:








Так как в планах горсовета – ликвидация не только маршрута №12, но и маршрутов №25 и №27, количество перевозимых пассажиров, с введением новой схемы движения троллейбусов №6 и №9 сократится незначительно.
Для перевозки такого количества людей необходимо, как минимум, 12-14 троллейбусов. Это позволит, с учетом продления маршрута до Диагностического центра (до 17,5 км) обеспечить теоретический интервал движения более 5 минут, что уже будет вдвое больше существующего интервала движения. Практически, с учетом отдыха водителей и т.п. интервал движения будет около 8 минут. То есть, с точки зрения пассажиров, качество услуги ухудшится существенно, а из-за того, что троллейбусы придется закупать за кредитные деньги, есть вероятность роста стоимости услуги.
Троллейбусов явно не хватает!
Предложенная горсоветом троллейбусная схема существенно увеличивает протяженность троллейбусных маршрутов города. А это говорит о том, что если на нормальное обеспечение существующей схемы из 10 троллейбусных маршрутов необходимо 120-130 машин, то новая схема потребует не менее 150 троллейбусов!
Сегодня речь идет о покупке 10 троллейбусов, на что, по грубым подсчетам необходимо 45-50 млн грн. Но покупка 10 машин не спасет ситуации, поскольку на очереди – списание накопившегося хлама. Для реализации предлагаемой схемы необходимо закупить, как минимум, еще 60 машин, и это, фактически, подтверждает городской голова Владислав Атрошенко, который заявляет, что необходимо не менее 115 троллейбусов.
На закупку этого количества троллейбусов необходимо потратить порядка 300 000 грн. На сегодняшний день таких денег у города нет и источники их получения разработчики троллейбусной сети не называют.
Делаем вывод, что даже принятие новой троллейбусной сети не приведет к ее реализации на практике из-за отсутствия средств на закупку троллейбусов. Троллейбусная схема должна быть переделана с учетом реально возможного количества машин, с указанием протяженности маршрутов, количества машин на каждом маршруте с четкой привязкой к интервалу их движения. Кроме того, необходим анализ транспортной ситуации в городе на сегодня и анализ изменений, которые наступят с введением новой транспортной схемы.
Автобусная схема Чернигова
Автобусную схему Чернигова, предложенную городским советом, обсуждать вообще не имеет смысла! Мало того, что в предложении нет ни анализа, ни выводов и ни промежуточных результатов (протяженность маршрута, количество машин, интервал движения до и после изменений), так это предложение, похоже, банально скопировано из предложения трехлетней давности. По-сути, разработкой автобусной сети никто не занимался!

Судите сами: городской совет предлагает ликвидировать маршрут №25 «Хімволокно – вул. Савчука». Хотя в городе такого маршрута давно не существует! Его хотели ликвидировать в то время, когда маршрут дублировал №15. Но, сегодня №25 ходит от поселка «Астра» до магазина «Силуэт» на «малом проспекте» и является довольно эффективным.
Также предлагается ликвидировать маршрут №27, на который недавно был проведен конкурс и поставлены новые автобусы! До проведения конкурса предпринимались попытки ликвидации данного маршруту, в угоду №39, что существенно ухудшило бы качество перевозок пассажиров. Поэтому от данной идеи уже отказались.
Также предлагается ликвидация маршрута №38, который по своей прибыльности находится на 6 (шестом) месте среди автобусных маршрутов и считается довольно эффективным. При этом троллейбусный маршрут №1 предлагают укомплектовывать троллейбусами по остаточному принципу. Возникает вопрос, каким образом будет осуществляться перевозка 15 000 пассажиров, которых на сегодня перевозят авт.№38+трол.№1?

№6 предлагают пустить мимо школы №9 и Военкомата, по улице, на которой два троллейбуса разминутся с трудом
К разряду «ляпов» разработчиков можно отнести и то, что троллейбус №6 они загоняют на ул. Молодчего, которая является улицей районного значения, хотя изначально было определено, что троллейбусы, из-за их габаритов и сложности управления будут ходить только по магистральным улицам общегородского значения. Данное изменение приведет к созданию аварийных ситуаций на городских дорогах.


Аналогичную проблему создают, загоняя маршрут №14 на улицу Гетмана Полуботка на участке от педуниверситета до стоматполиклиники. Данный участок дороги – районного значения, не имеет нормальных тротуаров для пешеходов и возможности для расширения полотна проезжей части. В последнее время поток автомобилей на данном участке возрос в разы. Учитывая то, что разработчики хотят загнать на этот участок дороги маршрут №14 базируемый на автобусах средней вместимости, при этом увеличив количество машин с одной до 10-12, такие действия приведут к росту аварийности на данном участке. Оптимальным является использование автобусов малой вместимости, что соответствует ныне действующему маршруту №25.
Ликвидация маршрута №26, как и закольцовка маршрута №30 приведет к ухудшению качества перевозки пассажиров. Маршрут №26 – довольно эффективный (на втором месте по эффективности после маршрута №30). И заявление о его ликвидации выглядит довольно сомнительно.
Что же касается маршрута №30, то его явно лоббируют в Черниговском городском совете. Маршрут – один из самых эффективных по количеству перевозимых пассажиров, но при этом, самый длинный в городе – более 25 км. К примеру, маршрут №26 (второй по количеству перевозимых пассажиров – более 400 чел/сут) имеет протяженность всего 13,34 км. Руководство маршрута №30 хочет еще больше увеличить коэффициент сменяемости пассажиров, что безусловно, приведет не только к росту доходов, но и к снижению качества услуг. Кстати, на сегодняшний день именно на маршруте №30 – самый «убитый» транспорт в городе и городской совет этот факт игнорирует! Может быть это связано с тем, что нынешний начальник управления транспорта и связи Черниговского горсовета несколько лет назад сам пришел в управление с 30-го маршрута?
Требуется обновление транспорта
В предложенных схемах нет ни слова о транспортных средствах, которые будут работать на маршрутах. А ведь городской транспорт (не только троллейбусы) Чернигова требует обновления! Чем выше динамические качества транспортного средства, включая его максимальную скорость, тем больше возможность повысить техническую скорость.

Автобус №38 - ликвидируют, а торллейбус №1 - минимизируют
Обновление подвижного состава, перераспределение троллейбусов и автобусов большой и средней вместимости на магистральные улица, а малой вместимости – на улицы районного значения, позволит повысить техническую скорость транспорта, сократив интервалы движения. При этом произойдет улучшение качества услуги. Но, о замене подвижного состава в предложенной к обсуждению информации нет ни слова. Как не говорится и о том, что маршрутки уберут с магистральных улиц Чернигова!

Кроме того, ни слова об оборудовании остановочных комплексов, хотя они – ключевое звено транспортной сети и нормативно определено максимальная пешеходная дальность до остановки общественного транспорта.
После сказанного
На подготовку и написание данной статьи, вместе с подготовкой диаграмм и фотографий, было потрачено 3 часа. Интересно знать, чем несколько месяцев занималась комиссия в составе которой более десятка человек, если они смогли выдать только то, что опубликовано на официальном сайте горсовета?
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Транспорт, реконструкция, тарифы, перевозки, троллейбус, Кириченко, Бельский, Атрошенко, Грищенко, анализ