Национальный банк отменил требование к банкам продавать наличную инвалюту по курсу не выше 1,5% от официального. Сняты все ограничения на валютном рынке. Какими будут последствия этого шага? Какой отметки достигнет курс доллара? Чего ждать людям, решившимся на недавно такие заманчивые валютные кредиты?
С этими и другими вопросами мы обратились к начальнику Управления
Национального банка Украины в Черниговской области Леониду Волошку.
Что может гривна против доллара?
— Во время финансового кризиса гривна теряет одну из своих основных функций — накопительную. Если два года тому назад за 1000 гривен можно было купить 200 долларов, то сейчас — 145, разница, как видите, ощутима. И не исключено, что доллар и далее будет расти. А так как сейчас выгоднее хранить свои сбережения в «зеленых», то очень многие украинцы, на руках у которых оказалась тысяча-другая гривен, охваченные паническими настроениями, стараются ее обеспечить долларом.
Валютные кредиты — проблема не только наша
Кредиты населения составляют 47% от кредитного портфеля Черниговской области (всего кредитный портфель Черниговской области — 5,1 млрд. грн.). И те, кто взяли кредиты в валюте, действительно попали в сложное положение. Чтобы им помочь Нацбанк Украины работает над постановлением, которое позволит выплачивать проценты по валютным кредитам в гривнах по официальному курсу НБУ: это все же облегчит выплаты.
Но кредит – это всегда риск. Польша «закредитовалась» в валюте настолько, что не имеет сейчас ни одного отечественного банка. Ценой валютного кредитования стала потеря ее собственной банковской системы. Правда, Польша в обмен на это получила такую финансовую поддержку европейских структур и НАТО, что Украине и не снилось. В Украине сейчас 38% банков со стопроцентными иностранными инвестициями, соответственно, 62% — с украинскими.
Последуем примеру Польши
На рост курса доллара повлияет долг НАК «Нафтогаз Украины», который сейчас придется возвращать в долларах, а собрать всю сумму в долларовом эквиваленте при нынешнем курсе – большие затраты для компании.
До последнего времени Нацбанк регулировал курс доллара, ограничив на наличном рынке курсовую разницу стоимости доллара. Теперь эта мера снята, НБУ не будет регулировать пропорцию между гривной и долларом, как это было прежде, в соответствии с Государственным бюджетом, в котором гривна была привязана к доллару определенным показателем. Курс будет формироваться за счет спроса-предложения на международном валютном рынке, как это происходит во всем мире. Рынок сам определит цену доллара.
Такая мера была предпринята Нацбанком Польши с долларом и злотым в 90-е годы, возможно, и у нас это позволит стабилизировать курс. Вообще же, прогнозировать, как поведет себя доллар, невозможно: задействовано слишком много различных обстоятельств. Прежде всего, неизвестно, кто будет предлагать-покупать валюту, да и сами игроки этого рынка не заинтересованы в освещении своих позиций.
Перспективы не так уж плохи?
И все же, сегодняшний день, несмотря на кризис, самые надежные хранители вкладов населения — банки. И вкладчики, некоторое время тому назад в панике снявшие свои депозиты, в надежде повыгоднее купить автомобиль и недвижимость, снова возвращаются в банки. Меня очень радует тенденция последнего времени: каждый день на счетах украинских вкладчиков прибавляется 5—14 миллионов гривен. К тому же новым законом предусмотрено увеличение до 150 тысяч гривен суммы, выплата которой гарантируется НБУ. Но надо отметить, что такая сумма лежит на депозитах всего 2% вкладчиков, да и то они разбивают ее по разным банкам. Остается посоветовать всем полагаться только на собственные силы и базис.
Если, характеризуя банковскую сферу страны, сравнивать ее с кровеносной системой, то голова в ней — Нацбанк, артерии — банки. Председатель правления ЗАО «Поликомбанк» Николай Тарасовец высказывает свою точку зрения на процессы в банковском секторе:
— Кризис, аналогичный нынешнему, был в Украине в 2004 году. Но тогда причины, его вызвавшие, носили внутренний характер: президент Кучма по телевидению накануне выборов обронил фразу: «Наши украинские банки повалятся, как карточный домик». Народ отреагировал на это массовым расторжением валютных и гривенных депозитов. Это был первый в истории Украины серьезный банковский кризис. Крупные банки несколько месяцев не могли проплачивать платежи — не было ресурсов. Но исполняющий обязанности главы Нацбанка Арсений Яценюк с честью справился с этим испытанием. Я тогда несколько раз ездил к нему на совещания и помню, как были выработаны коллективные своевременные решения, среди которых и временно наложенный мораторий на досрочное расторжение депозитов.
Причиной нынешнего кризиса стал, прежде всего, кризис мировой. Но у нас он усугубился разрозненностью властных структур и, соответственно, отсутствием скоординированных решений. Бывает, в селе иногда соседи не дружат, но когда там случается пожар — все забывают о своих ссорах и объединяются. Сейчас «горит» наша гривна. Но вместо того чтобы выработать общие мероприятия по ее спасению, власти занимаются взаимными обвинениями.
С моей точки зрения, сейчас просто необходимо ввести обязательную продажу валюты предприятий и всех участников рынка и таким образом увеличить предложение валюты. Насколько позволяют требования ВТО, нужно вводить мероприятия, ограничивающие ввоз в Украину товаров, в которых нет острой необходимости — например, китайских автомобилей и тряпок. Для Украины сейчас критическим сырьем являются энергоресурсы — газ, нефтепродукты, запчасти, следовательно, право на покупку валюты нужно предоставить только импортерам энергоносителей, технологий и оборудования. Но я считаю, что НБУ не делает все из того, что возможно.
Курс доллара очень реагирует на действия центральных банковских учреждений. Недавно в Америке праздновали День благодарения — у банков был выходной и долларовые сделки не совершались. Соответственно, Нацбанку валюту не предлагали, и спрос на нее в Украине на следующий же день резко возрос.
Как только банки, предприятия и население, накопившие сейчас валюту, будут уверены, что увеличение курса доллара не последует, и увидят стабильные посылы от правительства и НБУ — тогда они сами будут выбрасывать валюту на общий рынок. Предложение валюты тут же увеличится, а цены снизятся.
Сегодня Нацбанк явно не хочет рисковать ресурсом страны. Без комплексных решений вместе с правительством невозможно сдержать курс гривны, иначе может случиться так, что запасы валюты будут просто розданы, а стабилизация так и не наступит. Нацбанк принимает те меры, которые он считает целесообразными в данной ситуации, так как в конечном итоге именно он отвечает за стабилизацию национальной валюты. Совпадает ли это с мнением экономистов — это другой вопрос.
Лариса ДОБРЫНИНА
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.