Это 83-летний черниговец, известный коллекционер Валентин Шур. Тот самый, которого шутя называют «отравителем» Ющенко. Накануне своего отравления, 5 сентября 2004 года, Виктор Ющенко выступал в Чернигове на Красной площади и зашел к Валентину Викторовичу помянуть его жену. Ведь Ющенко и Шура связывает знакомство на почве увлечения антиквариатом. Хозяин угощал тогда еще будущего президента и его свиту коньяком домашнего приготовления, настоянным на дубовых щепках. Пригубили все, в том числе и Ющенко. А вскоре Президент заболел. Злые языки стали списывать все на коньяк. Но СБУшники разобрались — коньяк ни при чем. Ведь недопитую бутылку коллекционер отдал Ющенко с собой. Шур до сих пор встречается с Президентом, где-то раз в месяц. Общаются на рынке старинных вещей в Киеве.
Так вот, у Валентина Викторовича огромная коллекция икон, есть старинные книги. Иконы, вышитые бисером. Таких нет даже в Третьяковской галерее. Несколько лет назад Шур увлекся сбором новой коллекции украинских женских сорочек (до и послевоенных), вышитых бисером. Собрал 48 штук. Если появляется лишняя копейка, пускает ее на пополнение коллекции. Вот и недавно поехал в Киев, чтобы купить сорочки. Одна стоит в среднем 700 гривен.
Еще Валентин Шур продавал две книги. У покупателя гривен оказалось мало, он рассчитался двумя стодолларовыми купюрами, остальное доплатил гривнами. Отказаться Шур не смог, ведь уже приметил нужные сорочки. А на рынке старины главное правило — «Не зевай!».
Привез Валентин Викторович сорочки и доллары домой. Присмотрелся к зеленым: одна купюра как будто постиранная, а другая уж больно лощеная, подозрительная. «Фальшивка! — заподозрил дед. И решил: людей надо предупредить. Потому и рассказал, что с ним произошло. А чтобы самому убедиться, отправился в банк, проверять валюту. И я вместе с ним.
Пошли в Нацбанк в Чернигове. Там сказали: «У нас нет такого устройства. Обращайтесь в коммерческие банки.
Поверка на фальшивость — 50 копеек
Выбрали место возле областного Апелляционного суда, там отделения «Демарка» и «Правекса» почти рядом. Сначала зашли в «Демарк». Девушки-кассиры погладили воротничок Бенджамина Франклина (он изображен на 100-долларовой купюре), засунули в проверяющую машинку. Одна купюра фальшивая точно. Бумага плотная, шероховатостей нет, водяных знаков не видно.
Другая — под сомнением. Посоветовали: «Хотите убедиться, сходите еще в один банк». Во всех банках проверка купюр на подлинность стоит 50 копеек за банкноту. Заплатили гривну. Кассир «Правекса» взяла доллары и положила в «детектор» «Спектр виза». Первая засветилась в ультрафиолетовом цвете, вторая — нет.
«А денежка-то фальшивая, — говорит кассир. — Ни водяных знаков, ни магнитной ленты. Бумага обычная. По инструкции мы должны ее изъять»,—сказала и разрезала купюру ножницами, пополам. Дедушка Шур за сердце схватился. «Отдайте, я хочу фальшивомонетчика вывести на чистую воду. А купюру сдать в музей милиции или СБУ, чтобы люди видели, какими бывают подделки». Но баксы не вернули. Инструкцией запрещено «выпускать» подозрительные деньги из банка. Их отправят на исследование в Киев, в Нацбанк. Для этого их владелец пишет заявление. Проверка длится от 3-4 месяцев до полугода. Если деньги настоящие, их возвращают.
Вторая сотка и тут вызвала сомнения. Сбежались другие кассиры, рассматривали" под лупой. Водили по ней специальным сканером, он похож на компьютерную мышку. Если деньги не фальшивые, мышь должна пищать. Но она упорно молчала. То ли купюра слишком старая, что уже не реагирует, то ли подделка суперкачественная, на месте определить не удалось. Надо отправлять в Киев. Но Валентин Викторович забрал сотку. Сказал, надо разобраться с мошенником, чтобы и другие люди не пострадали.
Валентина ОСТЕРСКАЯ, еженедельник «Весть», №49
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.