GOROD.cn.ua

«Если у вас возникают сомнения в качестве товара - такой товар лучше не покупать»

Беседа с начальником Областного управления по защите прав потребителей Геннадием Соловьевым.

- Геннадий Иванович, давно вы занимаетесь проблемами качества в области и насколько большой штат сотрудников в вашем управлении?

- В декабре этого года исполнится 10 лет с тех пор, как я пришел на эту работу. В то время у нас в штате было 23 сотрудника, а сейчас их 14. После административной реформы у нас было сокращение штатов и всю работу в области исполняли 10 человек. Позже количество сотрудников увеличилось до 14. Вот так и трудимся. Обязательным требованием для сотрудников управления является высшее образование. По профилю, в основном, это технологи – промышленники, пищевики. Люди, имеющие опыт работы в сфере торговли, общественного питания и услуг. Именно контролем качества в этих направлениях и занимается наше управление.

- Какова динамика выявления нарушений в этих направлениях в нашей области?
- Сейчас наблюдается такая интересная тенденция: за 2005 год значительно уменьшилось количество жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства области. Конечно, нельзя сказать, что ситуация улучшилась, но вы сами видите, что зиму прожили мы неплохо. Были и тепло, и свет, и вода, на качество и бесперебойность установки которых в минувшие годы были большие нарекания, результат - уменьшение жалоб на 7,5%. По сравнению с годом 2005, за первый квартал текущего года количество жалоб уменьшилось на 9,5%. Закономерно то, что увеличивается количество жалоб на непродовольственные товары, особенно сложные технические изделия. Особенно большое количество жалоб поступает на качество мобильных телефонов. Ведь объем приобретения этих товаров значительно вырос в последнее время.

- Как вы решаете эти проблемы потребителей?
- Все жалобы рассматриваются в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". С 13 января этого года вышла новая редакция этого Закона и там изменилась трактовка одного существенного вопроса. В старой редакции, во время гарантийного срока, использования того или иного товара, возникали какие-либо неполадки или скрытые производственные дефекты, потребитель имел широкое право выбора. Он мог потребовать на свое усмотрение: ремонт, уменьшение цены изделия, расторжение д оговора купли-продажи (возврат денег), замены товара, замены на другой товар. В новой редакции появилось такое понятие, как «существенный недостаток». То есть покупатель может требовать возврата денег или замены изделия только в том случае, если есть "существенный недостаток" товара. Если недостаток не существенный - товар подлежит ремонту или возможно снижение его стоимости. Вот тут-то зачастую и возникает вопрос: кто определит, является ли недостаток существенным? Необходимо установить, что недостаток полностью исключает возможность использования товара по назначению, что он произошел не из-за неправильных действий потребителя. Все это можно установить только посредством проведения экспертизы, которую, по закону, оплачивает продавец, но в случае обнаружения виновности покупателя, все затраты ложатся на него. В нашем городе для таких экспертиз аккредитованы: фирма "Эталон", Торгово-промышленная палата и судмедэкспертиза.

- Подлежат ли обмену качественные товары?
- Не все товары подлежат обмену. Есть перечень, определяющий товары, обмен которых невозможен. Например - товары личной гигиены. Если вы приобрели зубную щетку, и она по каким-либо причинам вам не подошла - ее обмен невозможен. Некачественные товары, имеющие существенный недостаток подлежат замене при наличии кассового чека или другого расчетного документа.

- Как потребителю обезопасить себя от недобросовестных продавцов?
- Самое первое, что вы должны сделать как покупатель - это потребовать расчетный документ. Только он является подтверждением договорных отношений между покупателем и продавцом. Сегодня есть такая проблема с СПД, которые, не имея кассового аппарата, отказываются выписывать документы, подтверждающие факт продажи. Предприниматели понимают, что расчетный документ - форма договора, которая может быть предъявлена в суде. Жаль, что отдельные покупатели начинают понимать это только после того, когда возникает проблема с некачественным товаром. Поэтому, если вы приобретаете товар - требуйте расчетный документ с указанием даты операции, наименования товара, уплаченной суммы, наименования продавца, номера торгового места, гарантийного срока. Только в таком случае вы сможете отстоять свои права. Если гарантийный срок производителем не определен, на сложные технические изделия в Украине он не может быть менее 6 месяцев со дня продажи.

- Как бороться с распространенным на рынках города "недовесом" товара?

- Сложность в следующем. Есть разрыв во времени между тем, когда вас обсчитали, когда вы это обнаружили и когда смогли обратится к нам за помощью. Эти вопросы надо стараться решать на месте с продавцом. В таких случаях мы проводим "контрольные закупки" по заявлениям покупателей и другие проверки. За первый квартал этого года было проведено 202 проверки. Из них: 151 в сфере торговли и ресторанного бизнеса и 51 - в сфере услуг. В результате проверок нарушения выявлены у 173 субъектов хозяйственной деятельности: 134 - в сфере торговли и 39 - в сфере услуг. Проведена проверка качества товаров, работ, услуг на сумму 830,15 тыс. грн. Из них забраковано товара на сумму 744,6 тыс. грн. Но нельзя сказать, что нарушения имеют такой массовый характер. Просто мы, в большинстве случаев, выезжаем по конкретным жалобам покупателей или для плановых тематических проверок.

Покупателю необходимо стараться максимально защитить себя самому от недобросовестного продавца. "Считай деньги не отходя от кассы" - золотое правило всех времен. Не надо стесняться походить с калькулятором, произвести перевес товара на контрольных весах. Если вы видите, что стрелка весов не на «0», пломбы на весах отсутствуют, качество товара неудовлетворительное, лучше такого продавца обойти стороной и не делать у него покупку. Это будет лучшим для него наказанием - ведь он торгует для того, чтобы продать товар. Не покупайте товары на стихийных рынках, около остановок. К этим "торговцам" ни мы, ни санстанция, ни ветеринары никаких методов воздействия применить не можем, потому что они не являются субъектами предпринимательской деятельности - ими может заниматься только милиция.

- Покупая товары, какую документацию может проверить покупатель у продавца?
- Если это сложные технические товары и товар подлежит сертификации - потребовать накладную, в которой отмечается, какому сертификату соответствует товар. Сегодня копия сертификата не обязательна, отметка делается в накладной. Плюс к каждой партии товара, выпущенной в оборот, предоставляется Качественное удостоверение. Если сертификат соответствия - на серийно выпускаемую продукцию на период, например, с 1 января по 31 декабря, то Качественное удостоверение выдается на каждую выпущенную партию. Изготовили партию печенья - для нее Качественный сертификат, где указывается соответствие ГОСТу, ТУ или другим документам. Вся эта информация должна быть и на упаковке товара. Вы можете идентифицировать товар с этим Качественным удостоверением. Качественное удостоверение должно быть даже у тех СПД, которые работают без накладных. Если у вас возникают сомнения в качестве товара - такой товар лучше не покупать. Надо не забывать старую пословицу, которая актуальна в вопросе защиты своих прав от недобросовестных торговцев: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Но если уж возникли проблемы - обращайтесь, будем разбираться. И если в результате проверки будет выявлено, что ваши права были нарушены, мы поможем вам восстановить справедливость.

Григорий Ищенко, «Семейная газета» №15 (32) от 13.04.2006

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Геннадий Соловьев, защита прав потребителей, «Семейная газета», Григорий Ищенко