GOROD.cn.ua

Вода и люди

"Человек выпивает 90% своих болезней".

"Все течет и ничего не меняется", - по словам одного из телевизионных героев, это первое правило сантехники. И это, наверное, так. Проблемы, которые постоянно возникают в быту, очень медленно решаются теми службами, которыми должны.

Трудно достается информация

Уточнить информацию о качестве и составе воды, поступающей жителям нашего города, я попытался в КП "Черниговводоканал". Начальник лаборатории, Губина Вера Михайловна, узнав, что я пришел как представитель газеты, давать какую - либо информацию отказалась, и отправила меня к заместителю начальника "Водоканала" по вопросам безопасности и персонала. К сожалению, его на месте не оказалось, и мне пришлось обратиться к главному инженеру Коцур Сергею Алексеевичу.

Сергей Алексеевич был немало удивлен тем вопросом, который я ему задал. Он, как мне показалось, был уверен, что на качество вод ы жалоб не поступает. Просмотрев, с его разрешения, вместе с начальником лаборатории журнал, в котором были записаны жалобы населения, я увидел обратную картину. С начала месяца поступило довольно большое количество заявлений от населения, причем 40 жалоб остались без внимания. В какой срок должен отреагировать "Вод оканал” на жалобу мне не удалось узнать ни у главного инженера, ни у начальника лаборатории. А переснять образец формы "Акта", который должны составлять жильцы при самостоятельном отборе проб вод ы, мне просто не д али, опять сославшись на то, что фотосъемку и ауд иозапись можно вести только с разрешения заместителя начальника водоканала по вопросам безопасности и персонала. Только мне кажется, что вся эта информация должна быть общед оступной и висеть на каком-нибудь стенде, находящемся при вход е в здание. И не понятно, какие секреты у коммунального предприятия от населения, которое платит за предоставляемые им услуги? Информировать население об аварийных ситуациях, обеспечить свободный доступ к информации о качестве питьевой воды, тарифах на услуги централизованного водоснабжения и водоотвода - прямая обязанность должностных лиц КП "Черниговводоканал" согласно Закону "О питьевой вод е и питьевом водоснабжении". Сегодня в стране действует целое водное законодательство. Его составляют законы Украины - "Водный кодекс", Закон Украины "О питьевой воде и пищевом водоснабжении". Граждане имеют право:

- на получение полной, достоверной, своевременной информации о качестве воды;

- требовать от собственника водного объекта или водопроводной системы сведения о качестве питьевой воды и поддержания надлежащего её качества согласно условиям водопользования;

- осуществлять общественный контроль над использованием и охраной вод, воспроизводством водных ресурсов;

- подавать в суд иски о возмещении ущербов, причиненных государству и гражданам вследствие загрязнения, засорения, исчерпания вод.

А в Америке...

В отличие от нашей страны Америка, как и Европа, очень давно превратила воду в товар, выставив его на полки магазинов. Из крана подается вода, которая у них официально признана, как вода для технических нужд. В этих странах люди поняли, что цена потребляемой воды значительно меньше цены тех лекарств, которые необходимо будет выпить, дабы устранить вред, нанесенный некачественной водой. Состав водь очень сложный. И не все ее показатели контролируются, но зачастую, достаточно избыло или недостатка в воде сотых долей грамма какого-либо вещества, чтобы человек приобрел хроническое заболевание, и, как правило, не одно. Ученые подсчитали, что за свою жизнь человек пропускает через себя, употребляя "стандартную" воду, до 300 кг различны химических соединений.

Исторический обзор

Первые стандарты качества питьевой воды, как сообщает Вестник экологической адвокатуры (Львов, 2002, №18, с. 35) были утверждены в России и США в 1937 году. Стандарт России включал 30 обязательных показателей. С 80-х годов прошлого века в США определяют 300, а в странах ЕЭС около 150 вредных для здоровья соединений, в частности тех, которые появляются в воде после ее хлорировании. Всемирная организация охраны здоровья (ВООЗ) ввела свои стандарты на питьевую воду ещё в 1958 году - (Международные стандарты на питьевую воду), которые пересматривались в 1963 и 1971 год ах. Теперь она рекомендует для определения более 100 показателей качества питьевой воды. В1984 году были приняты Руковод ящие принципы качества питьевой воды, которые являются основой для всех Национальных стандартов, втом числе иук-раинских.

Сегодня, в Украине, качество воды регламентируется ГОСТом 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством” (предусматривает контроль качества воды по 28 показателям) более чем двадцатилетней давности, но существующие системы централизованного водоснабжения не в состоянии обеспечить гарантированного качестве воды даже в соответствии с архаичными требованиями 1982 года. И Чернигов не исключение. Проводя опросы населения, убеждаемся, что вода во всех районах города не очень хорошего качества.

За достоверными фактами - к специалисту

Немного прояснить ситуацию по состоянию водоснабжения помогла санитарный врач отдела коммунальной гигиены городской санстанции Бровина Людмила Борисовна.

"Сейчас в Чернигове забор веды производится только из артезианских скважин. По своему качеству она не требует какой-либо доочистки или хлорирования. В городе работает 4 насосных станции: в районе Еловщины, Подусовки, Полуботок и Бобровицы. Веща берется с двух горизонтов - бучагского (глубина 80-120м) и мелового (глубина 400-700м). Вода с уровня 80-120 метров имеет отклонения от нормы, особенно по железу. С 400-700 метров - стандартного качества. Именно путем смешения первой и второй попутается вода, соответствующая стандарту. Из-за большой глубины меловых скважин, и относительной "бедности" запасов воды на этом уровне, затраты по ее получению значительно превышают затраты по получению воды из скважин бучагского горизонта. Основным источником загрязнения воды является плохое состояние труб наружного водопровода, режим работы насосных станций (станции работают в экономном режиме - с 24 до 5 часов напор воды снижается, а при повышении давления в утренние часы, начинается вымывание многолетних отложений со стен труб), состояние водопроводных труб в домах. Во времена "застоя" замена труб проводилась через 25 лет. Сейчас трубы служат 40 лет и более. За это время на их стенках создались огромные отложения, которые и выносятся при авариях, и перепадах давления воды в системе. С начала года у нас зарегистрировано 624 аварии в наружных водопроводных сетях, более 15% которых сегодня подлежит замене. По планам водоканал проводит промывку наружного водопровода д ва раза в год - в апреле и сентябре месяце. А какое состояние труб внутри зданий? За состояние этих труб отвечают ЖЭКи, которые также должны проводить их плановую и внеплановую промывку. Мы стараемся заставить ЖЭКи больше работать с людьми. Ведь именно от них зависит доведение информации о состоянии водного хозяйства каждого д ома до населения и получение сообщений обо всех авариях, прорывах и нарушениях".

Что мы можем изменить

Качественная вода - одна из основных составляющих нашего здоровья. Фильтры не всегда оказываються панацеей. Ведь "реално очистить" могут только сочетающие обратноосмотическую и сорбционную очистки фильтры, использующие мератного осмоса. Цена их довольно высока, а при нынешней запасности воды, и соответственой частой замене фильтрующих элементов, будет просто многим не "по карману". Дешевые, угольные фильтры, можно отнести к разряду не"логических". Их эффективность не значительна. Не все готовы ежемесячно тратить деньги и на покупку их в магазинах.

"Водоканал", ЖЭКи, санстанция... Нет, я думаю, все-таки редко от них зависит качество воды которую мы получаем. Только осуществляя общественный контроль над качеством, мы сможем добиться ких-то изменений. Организация и проведение общественных слушаний относительно принятия решения по вопросам качества питьевой воды и питьевого водоснабжения; участие представителей общественности в проверках, которые проводятся органами исполнительной власти и своевременное сообщение предприятию водоснабжения о выявленных повреждениях на объектах питьевого водоснабжения, а не только своевременная оплата услуг, является обязанностью водопользователя согласно Закону "О питъевой воде и питьевом водоснабжениии". При ухудшении качества питьевой воды мы, в первую очередь, должны сообщатъ об этом ЖЭКам, отвечающим за обслуживание наших домов и КП“Черниговводоканал", осушествляюшее ее поставку, и требовать от них оперативного решения возникающих проблем. Защищая и отстаивая свои права в вопросах водоснабжения, мы защищаем свое здоровье. По материалам ВООЗ, 80% всех современных заболеваний имеет непосредртвенную связь с качеством питьевой воды.

Илья Гарматный, "Семейная газета" №12 от 24.11.2005

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: пиитьевая работа, Илья Гарматный, "Семейная газета"