Еще летом Кабинет Министров издал распоряжение, которое, будь оно выполнено, могло бы стать реальным шагом, если не возвышающим украинцев к духовности, то уж точно повышающим интеллектуальный уровень. Был предложен проект восстановления торговой сети по продаже книг.
Вместо книжных магазинов — игральные автоматы
Решение это возложено на местные власти неспроста – ведь именно на этом уровне были закрыты, переданы, заняты чем-то другим или проданы помещения книжных магазинов коммунальной и государственной формы собственности, занимающие в советские времена, как правило, бойкие места. С началом перестройки, когда все становилось товаром, особый товар — книгу — тоже вовлекли в рыночные отношения. Но законы этого рынка в Украине не работают до сих пор. Развитие сети сбыта увеличило бы рентабельность книгоиздания, которая сейчас зависит от стоимости аренды помещения, накладных расходов и, разумеется, тиража. Но большие тиражи просто негде продавать…
Если последовать разработанным требованиям (на каждые 20 тысяч населения — один книжный магазин), в Чернигове должно быть 13 книжных магазинов с площадью для торговли от 100 квадратных метров. В действительности, имеем один магазин коммунальной формы собственности «Будинок книги» и несколько (хватит пальцев одной руки пересчитать) частных. На обширном массиве Бобровица — улица Рокоссовского нет вообще ни одного книжного магазина, зато много игровых автоматов и компьютерных клубов. А были бы, глядишь, проходя мимо, кто-то и приобщился бы к миру книг.
Признаться, трудно поверить, что это замечательное распоряжение Кабмина когда-нибудь будет выполнено. Более того, — не перебор ли — такое количество книжных точек для нашей нечитающей в общей массе публики? Не будут ли они простаивать? Да просто обеспечит ли их отечественное книгоиздательство книгами?
— Никогда книжное помещение простаивать не будет, — уверена Ольга Шидловская, заместитель директора магазина «Будинок книги». — И лишним не будет. Сейчас часть нашего здания передана в субаренду фирме «Лагрос», что поделаешь, мы — люди подневольные. Но если бы можно было вернуть эти площади, магазин от этого только выиграл бы. Затеянный нами ремонт и реорганизация магазина позволят отказаться, наконец, от устаревшей прилавочной системы и показать книги гораздо лучше. Можно будет разложить их так, чтобы читатель мог их полистать, можно было бы устроить большой магазин «Букинист», которого так не хватает нашему городу. Интересна была бы продажа репродукций картин в достойных багетах…
Функции магазина «Букинист» в городе выполняет точка в подземном переходе, где работает продавец книг Андрей Коваленко, книголюб с 1982 года.
— Я не думаю, что обязательным условием приближения народа к книге является увеличение сети книжных магазинов. Их количество в городе уже достигло предела. Другое дело — как уже существующие магазины используют имеющиеся у них площади, насколько обеспечены ассортиментом. Разложить товар по полкам так, чтобы человек мог сам найти нужное, — это вообще искусство. Такое же, как умение поговорить с посетителями магазина. Вы много видели в других магазинах продавцов, которые дают покупателям квалифицированную консультацию? У меня даже цена формируется не в зависимости от расходов, а от покупательского спроса. Букинист я, скорее, для души. На б/у литературу есть спрос, но покупают ее только по низким ценам. Кстати, сейчас прослеживается интерес к патриотической литературе, вроде «Повести о настоящем человеке» и «Как закалялась сталь», особенно у молодежи.
Что читаем?
В читательском мире в последние пару лет наметились тенденции, о которых и говорить боязно — чтоб не спугнуть. Все чаще заходят в книжные магазины молодые люди — школьники, студенты, но не только для обеспечения учебного процесса, а «для души». Девушки чаще выбирают, разумеется, художественную литературу, «дамские романы» и прочее, парни – мистику, фэнтези и публицистику. И тех и других интересует психология общения на межличностном уровне. Что радует — молодежь делает сознательный выбор между электронным вариантом и хорошей книгой в пользу последней, особенно если она недорога. Еще надо отметить — покупатель перестал сторониться литературы на украинском языке, если раньше в большинстве приобретались русские книги, то сейчас — половина на половину.
Прорехи и достижения
Усиление интереса к украинской книге опровергает ставшее уже привычным нытье по поводу «занепаду української книги», что происходит, если следовать этой логике, только по вине засилья российской. Украинская книга на сегодняшний день в сравнении с российской неконкурентна — слишком разные тиражи и рентабельность, стоимость бумаги, культура книгопечатания, объемы бизнеса, инвестиции, технологии, реклама. И это несмотря на существующие в Украине с 2004 года льготы в части налога на прибыль. Литература «отечественного производства» не облагается НДС, в то время как к цене каждой книги российского производства добавляется 20%. Многие украинские издатели наконец ощутили реалии бизнеса, перестали ставить во главу угла конкуренцию с россиянами, нащупали ниши, в которых их позиции слабы, и занимают их. Например, проигрывают украинские издатели в художественной литературе массовых жанров (в России книгоиздание по доходности занимает пятое место), на нашем рынке себестоимость таких книг получается значительно выше, даже с учетом льгот. Но никто лучше, чем отечественные книгоиздатели, не подготовит подарочные и исторические, по родной истории, издания. А спрос на них огромен.
Есть и еще одна благодатная, почти непаханая нива — так называемая нехудожественная литература на украинском языке — украинские словари, техническая литература.
Цена правительственного документа
Бизнес в украинском книгоиздательстве только-только встает на ноги, ему сейчас нужна, как ничто другое, поддержка государства. Возможно, последние распоряжения Кабмина об увеличении сети коммунальных и государственных магазинов и стали бы таким подспорьем, если бы они не носили только рекомендательный характер. Цена вопроса — недвижимость: что может заставить местные власти отдать помещение на центральной улице города под книжный магазин? Или искать другое? Если для устройства новых книжных магазинов должны предоставляться площади коммунальной и государственной собственности, то кому будут принадлежать сами магазины? Распоряжение Кабмина по этому поводу – слабенький стимул для облгосадминистраций, а истинного интереса – наращивания капитала — книготорговля сейчас не приносит. Поэтому станут ли эти провозглашенные намерения действенными мерами или очередной ничем не подкрепленной программой? Вопросов больше, чем ответов — документ изначально не подготовлен к его реализации, впрочем, как и многие другие…
Цензура наступает
К тому же хрупкое несформировавшееся пространство зарождающейся украинской книги и бизнеса на ней ежедневно подвергается идеологическим командам, возникающим внезапно и имеющим непредсказуемые последствия. Недоумение вызывает акцент в высказывании директора Департамента Госкомтелерадио Украины Богдана Червака, опубликованном в газете «День»:
— Объем ввезенной из Российской Федерации и Республики Беларусь литературы на 90% охватывает национальный книжный рынок. Фактически речь идет о своеобразной культурной экспансии соседних стран. В условиях усиления информационного давления на Украину со стороны Российской Федерации, засилья информационной продукции, преследующей цель дискредитировать культурные и духовные ценности нации, отдельных государственных, политических и общественных деятелей, также целесообразно ввести маркировку книжного импорта. В Украину не должна попадать антиукраинская, антигосударственная книжная продукция. Бой за украинскую книгу можно выиграть лишь при условии совместных и скоординированных действий всех органов государственной власти, в том числе тех, от которых зависит состояние информационной безопасности страны, в частности, Государственной таможенной службы, Государственной налоговой администрации, администрации Государственной пограничной службы, СБУ и т.д., — считает он.
То есть, вместо поддержки отечественной отрасли, борьбы за привлечение инвестиций в книгоиздательскую отрасль, создания эффективной всеукраинской книготорговой сети, проведения мероприятий по пропаганде книги и чтения, посвященных лучшим образцам современных поэтических и прозаических произведений украинских писателей, — вместо этого предлагается запрещать книги конкурирующего производства. Более явственно продемонстрировать свое бессилие просто невозможно.
Справка
Почти 50% украинцев вообще не покупают книг. По данным опросов, 46% нашего населения не покупает книжек, поскольку не нуждается в чтении. Издается в стране 0,3 книжки на человека в год. Это значит, что на трех жителей Украины издается одна книжка. При этом, если судить по тиражам российских книг, у соседей на одного жителя приходится более трех книг.
Лариса ДОБРЫНИНА
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.