Многие еще помнят скандал с незаконным повышением стоимости проезда в общественном транспорте Чернигова, который разгорелся в августе 2014 года, когда городская власть решила финансовую проблему перевозчиков, минуя установленный законом порядок: все автобусные маршруты Чернигова перевели из обычного режима в режим «маршрутного такси».

Конечно, потом, после вмешательства Антимонопольного комитета, Черниговский городской совет создал подобие законности: был опубликован регуляторный акт, который имитировал подобие общественного обсуждения проблемы. И через месяц после публикации решение о переводе автобусов в режим «маршрутного такси» было отменено, а повышение стоимости обрело формальное обоснование.
Но, тут дело даже не в том, что кто-то нарушил закон. Дело в том, что никто не ответил за нарушение закона! Все это и впредь дает возможность городской власти принимать решения, которые совсем даже не направлены на защиту интересов громады. Вместо того чтобы искать пути снижения стоимости перевозок и тем самым обеспечить окупаемость перевозок при действующем тарифе, чиновники идут по самому простому пути, и опять говорят о неизбежности роста цен на проезд в общественном транспорте.
Опять повышение?
– Среди перевозчиков опять муссируется вопрос о повышении тарифов, – заявил в интервью журналисту сайта gorod.cn.ua первый заместитель городского головы Чернигова Николай Миргородский. – Этот вопрос поднимали в декабре, поднимают и сейчас. Стоимость проезда в 2,5 грн. их не удовлетворяет. Они утверждают, что опять работают в убыток. Говорят, что нынешняя стоимость перевозок не покрывает тех расходов, которые есть сегодня: газ подорожал, дизельное топливо – подорожало, запасные части, масло и все другое – просто взлетело в цене. Если помониторить стоимость проезда в других областных центрах и сравнить с той, что в Чернигове, то мы видим существенную разницу. В Киеве стоимость маршрутки – 5 грн. Там уже планируют в два раза поднимать и стоимость проезда в метро…
Обещанного изменения транспортной сети не произошло
Спрашиваем у Николая Миргородского, может, все-таки нужно было бы сначала транспортную сеть в Чернигове пересмотреть? Ведь даже перевозчики возмущены ситуацией, которая сегодня складывается в нашем городе. Ведь управление системой транспортного обеспечения фактически идет в ручном режиме, что в свою очередь порождает нездоровую конкуренцию. И делать «под кого-то» маршруты – не совсем правильно.

– Я вам скажу, что маршруты ни под кого не делаю и не лоббирую ничьих интересов. Ко мне обратились жители Чернигова с просьбой о продлении маршрута №25. Мы продлили этот маршрут до городской стоматологической поликлиники. Конечную остановку следовало организовать около этой поликлиники, но по техническим причинам там не было возможности это сделать…– объяснил Николай Миргородский.
Тем не менее, перевозчики заявляют, что несмотря на мораторий по изменению маршрутов, городской совет вносит в транспортную сеть города определенные изменения. Так, совсем недавно был изменен маршрут №25, который довольно основательно дублирует маршрут №31. И перевозчики увидели в этом атаку на собственный бизнес…
– Да, говорили о том, что этот маршрут забирал определенное количество пассажиров с 31-го маршрута. Но, если человеку удобнее доехать 25-м маршрутом, он перейдет с остановки 31-го маршрута на остановку 25-го. Тем более что там недалеко идти, а 25-й маршрут едет быстрее, поскольку он – короче, чем 31-й, – считает первый заместитель городского головы.
Что же касается повышения стоимости проезда, то некоторые перевозчики утверждают, что можно обойтись и без увеличения тарифов. Для этого на данном этапе достаточно пересмотреть маршрутную сеть города и упорядочить ее. Дикая конкуренция на маршрутах, огромное количество машин, которые, зачастую дублируют друг друга, приводит к тому, что все перевозчики недополучают доходов и, зачастую едут незагруженными. Кроме того, при таком заполнении автобусов, на большинстве маршрутов бессмысленно покупать автобусы большой и средней вместимости.
– Перевозчики заходили ко мне и просили продления 31-го маршрута. Они говорили, что 25-й продлили, давайте теперь и 31-й по Шерстянке продлим. То есть идет такая конкуренция…
Мы поинтересовались у Николая Миргородского, а будет ли в Чернигове вообще пересматриваться маршрутная сеть города или мы так и будем ездить по маршрутам, составленным в советское время, когда в городе активно работало четыре предприятия общесоюзного значения?
– Думаю, что пересматривать будем. Мы говорили о том, что подойдем к этому вопросу в феврале этого года. Конечно, мы будем этот вопрос обговаривать и с жителями нашего города. Если посмотреть, то сегодня ежедневно на линию выезжает 350 автобусов. А необходимо всего 250, а может и 200 автобусов. Нужно посмотреть и по троллейбусным маршрутам. Они сегодня едут к неработающим предприятиям и фактически используются неэффективно. Но здесь что-либо сделать сложнее, поскольку троллейбусам нужен разворотный круг. Поэтому, безусловно, мы будем организовывать общественные слушания и решать транспортную проблему комплексно…
После сказанного
Руководители крупных автотранспортных предприятий, с которыми нам удалось пообщаться в ходе подготовки информационного материала, заявили, что городская власть не выполнила своего обещания, данного еще в 2013 году, и транспортная сеть города так и осталась без изменений.
Сегодня, когда стоимость горюче-смазочных материалов и комплектующих растет день ото дня, бизнес, связанный с перевозками пассажиров, становится убыточным. Но перевозчики утверждают, что для исправления ситуации не обязательно повышать стоимость проезда. Достаточно упорядочить движение на маршрутах и убрать дублирование, которое порождает нездоровую конкуренцию.
Если интервал движения автобуса увеличится с 1,5–2 минут до 4-5 минут, это позволит увеличить наполняемость автобусов, и, как следствие, поднимет рентабельность перевозок. Только возникает два вопроса:
1. Готова ли городская власть серьезно заниматься решением транспортных проблем Чернигова?
2. Согласны ли перевозчики на передел маршрутов (ведь недовольные обязательно будут)?
3. Готовы ли жители города на пару минут больше стоять на остановке или им проще оплачивать проезд по повышенной цене?
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.