В конце сентября начальник управления ЖКХ Вадим Антошин заявил, что «в следующем году более 150 лифтов в домах города отработают свой 25-летний ресурс. И неизвестно, что с ними делать: то ли останавливать, то ли ремонтировать! Один лифт – это полмиллиона гривен!»
«Вот это подарочек нашему городу!» - подумали мы и решили провести свое, журналистское, расследование, чтобы достоверно узнать, что ожидает жильцов многоэтажек нашего города в ближайшем будущем.
Идем в «Госгорпромнадзор»
Есть в Украине такая организация «Держгірпромнагляд», а в Чернигове – ее территориальное отделение. На нее государство и возложило вопросы контроля безопасности лифтового хозяйства страны. Где же, как не здесь, можно добыть достоверную информацию?!
Николай Штанько, начальник Территориального управления «Госгорнадзора» по Черниговской области:
- Ситуация с лифтами серьезная, но, слава Богу, в Черниговской области за все время эксплуатации лифтов несчастных случаев зарегистрировано не было. Председатель нашей организации говорит: «Если работодатель не может обеспечить безопасное производство – оно не должно работать!» Мы со своей стороны контролируем работу лифтов, при необходимости останавливаем их. Но что такое остановить лифт? Сегодня уже несколько месяцев стоят лифты по ул.Мстиславской в домах №№38, 42. Но разве жильцы в этом виноваты? Мы понимаем, что на верхних этажах живут пенсионеры, инвалиды. Но мы просто вынуждены это делать! Эксплуатирующие организации заявляют, что нет денег. Но ведь это же безопасность населения! Первый лифт появился в Чернигове в 1974 году в доме №92 по проспекту Победы. С тех пор количество лифтов выросло до 1076 единиц. Большая часть лифтов вводилась в эксплуатацию в 80-е годы. Сейчас они уже отработали свой срок. Большинство лифтов находится в запущенном состоянии. В этом можно убедиться, зайдя в любую многоэтажку Чернигова. Более 300(!) лифтов подлежат немедленному обследованию с целью установления возможности их дальнейшей эксплуатации. Экспертная диагностика проводится крайне медленно – на это не выделяются деньги. Из 11-ти лифтов, которые прошли экспертное обследование, ни один не получил положительного вывода и разрешения на дальнейшую эксплуатацию! Тем не менее, эти лифты, для их восстановления или замены, из эксплуатации не выводятся. Сегодня в области есть три предприятия, которые получили разрешение на монтаж, ремонт и техническое обслуживание лифтов:
- СЛУ №5 ЗАО «ОТИС»;
- ЧКПП «Полесь-лифтсервис»:
- ООО «СРСУ «Чернігвліфт-2».
Что скажут специалисты
Региональное представительство фирмы «ОТИС» - самое большое предприятие в области по обслуживанию лифтов. Интересно, что думает по «лифтовому вопросу» Павел Ванарха, директор по техобслуживанию СЛУ №5 ЗАО «ОТИС»?
Павел Ванарха, директор по техобслуживанию СЛУ №5 ЗАО «ОТИС»:
- На обслуживании нашего предприятия в жилых домах Чернигова находится 977 лифтов. Основная проблема для нас на сегодняшний день – это финансирование капитального ремонта лифтов. Город, как всегда, на ремонты лифтов денег выделяет недостаточно. Если мы в прошлом году просчитывали возможность замены лифта - и у нас выходило около 360 тыс. грн., то в этом году уже только на модернизацию одного грузопассажирского лифта требуется около 300 тыс. грн. А если учесть, что в городе более 300 лифтов, которые устарели морально и физически, то можно посчитать, во что это может вылиться. Если к проблеме сроков эксплуатации добавить проблему вандализма, то суммы, необходимые на восстановление лифтов, нужны значительные. На этот год запланирована модернизация пяти лифтов. До Нового года эти работы мы планируем завершить.
Что думают жильцы
Для того, чтобы узнать мнение жильцов, идем на Мстиславскую, 42. В этом доме лифт стоит несколько месяцев. Наверное, жильцам будет что нам порассказать.
На лестнице между шестым и седьмым этажами встречаем женщину, спускающуюся вниз. Просим ее рассказать о «жизни без лифта». Неожиданно женщина вспоминает, что что-то забыла дома, и начинает опять подниматься на 9-й этаж. Поднимаемся вместе с ней.

Вера, проживает на 9-м этаже «безлифтового» дома:
- Лифт остановили сразу после Троицы, 13 июня. С этого дня: вверх-вниз – только пешком. Кто пешком, а кто и вообще не выходит из дома. Соседка, которая живет на восьмом этаже, прямо подо мной, очень мучается. Поднимается – по 20 раз останавливается. Ко мне дети ходить стали реже. Вот сейчас к ним иду. Наш дом сдали в 1983 году. До этого я жила в доме с лифтом. Но тогда лифты были новые, и я не знала, что есть такая проблема. В нашем лифте я даже застряла! Раньше лифт обслуживал «ОТИС», а теперь – другая фирма. Я даже ее названия не знаю. Я ходила к ее главному инженеру, читала акт обследования лифта. Самые главные неисправности – износ троса на 40%, трещина и плохой пол лифта. А все остальное – свет, кнопки, таблички, вентиляция – так это надо останавливать все лифты в городе. Тем не менее смета была на 52 тыс. грн. Я говорю: «Ничего себе!» Хотя, по теперешним ценам, может, так оно и стоит. Лифт нужно обслуживать постоянно. Мы платим за лифт ЖЭКу, а ЖЭК за обслуживание не платил. Поэтому, наверное, и возник конфликт с «ОТИСом». Нас взялись обслуживать другие.
Любовь Нестеровна, 8-й этаж «безлифтового» дома:
- Как мы обходимся без лифта? Мучаемся, да и все! Вот еле из магазина пришла - чуть ноги тяну. Я же после инсульта. Дети есть, но они на работе. А мы с мужем болеем, поэтому нужно и за лекарствами, и кругом бегать. Как лифт поломался, муж вообще перестал на улицу спускаться. А мне приходится…
Когда мы поселялись в дом, разве я могла подумать, что такое может быть! Лифт работал нормально. Мне даже предлагали первый этаж – я отказалась, мы с мужем выбрали восьмой. А сейчас пошла бы на первый. Лифт не работает уже четыре месяца, правда, обещают скоро запустить.
Удалось нам пообщаться и с ремонтниками. Простыми работягами, которые уже по нескольку лет занимаются ремонтами черниговских лифтов. Им-то врать уж было вроде как и ни к чему.
Игорь, электромеханик, в службе лифтов четвертый год:
- Мы работаем в «Чернігвліфте-2». Сейчас заканчиваем капитальный ремонт лифта в доме №42. На ремонт нам дали 20 дней. Планируем завтра, после проведения испытаний, лифт запускать. Он отработал свой срок – 25 лет, и без ремонта его эксплуатация не была возможной. Лифт – агрегат повышенной опасности. Если есть требования – они должны быть выполнены. Взять, к примеру, те же надписи. На двери написано: «320 кг, 4 человека». Оно написано не зря! Людей предупреждают: «Не занимайтесь ерундой!» Любое железо имеет свойство ломаться, а тем более уже 25 лет прошло! Заменили трос – износился. Как будем испытывать? В лифт закладываются грузі по 40 кг каждый, с превышением нормы на 50%. А что говорят, мол, кто-то где-то упал – не верю! Лифт в принципе упасть не может. Даже если все тросы лопнут – лифт заклинит. Такая система разработана Отисом еще в XIX веке! У тебя, как журналиста, какая задача? Правду написать? Пиши. Все лифты в домах 80-х годов – такие же или даже хуже, чем этот. Они все – на грани. Запчастей – никаких. Цены увеличились в сколько-то раз, а нам – ничего. Мы писали депутатам. Они ушли в отпуск. Сейчас вроде бы из отпуска вышли – и опять ничего!
Резюме
Изучив проблему, опять обращаемся к Вадиму Антошину и просим рассказать, какие меры принимаются горсоветом для ремонта лифтов.
Вадим Антоши, начальник ЖКХ:
- По поводу каких лифтов? Денег не было на тот момент, когда я говорил. Сейчас заканчивается ремонт грузопассажирского лифта по проспекту Победы дом №104. Финансирует наше управление. Скоро запустят лифт на Мстиславской, 42. Начнутся работы и в 4-м квартале будут запущены лифты на Мстиславской, 38. Сегодня было совещание у мэра. Решен вопрос по модернизации пяти грузопассажирских лифтов по проспекту Мира, 54, 56, 108, проспекту Победы, 63, 67. С лифтами очень тяжелая ситуация. К концу следующего года будет более 200 лифтов, требующих капитального ремонта. На государство надежды мало! Правительственная программа не работает, а в тарифах ни копейки денег на капитальные ремонты не предусмотрено. И обязательно вставьте такую фразу: «Некоторые общественные организации в Чернигове обвиняли нас в массе смертных грехов, связанных с лифтами. Они обещали людям помощь в этом вопросе. Заявляю официально: ни копейки денег от кого-либо на решение лифтовых проблем не поступало!»
Мнение редакции:
Из всего изложенного выводы делайте сами. Если вы живете в многоэтажном доме с лифтом, которому 25 и более лет, – срочно бейте тревогу! Похоже, что три сотни лифтов ремонтировать никто не собирается! Если средства на ремонт и замену лифтов депутаты не запланируют в бюджете города на следующий год, можете считать, что вас ждет та же участь, что и жильцов домов по улице Мстиславской. Пешком на 9-й этаж – это здорово! Но каждый день и по нескольку раз – утомляет даже здоровых людей. А как быть пенсионерам и инвалидам?
Историческая справка:
В 1852 году Элайша Отиса попросили сконструировать подъемник для доставки досок на второй этаж. Тут Отис и сделал свое ключевое изобретение. Он прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину вроде рессоры (пригодился опыт работы с каретами). А по бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и спокойно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение. Отис назвал свой подъемник "безопасным лифтом" и основал небольшую мастерскую по производству таких механизмов. В 1854 году Отис придумал рекламный трюк для оживления спроса на продукцию фирмы. В одном из выставочных залов Нью-Йорка, где имелся высокий купол, между двумя опорами высотой 12 метров двигалась подъемная платформа. На вершине сооружения стоял помощник, державший в руке длинный меч. На платформе среди бочек и ящиков стоял сам изобретатель во фраке и в цилиндре. Паровая машина подтягивала платформу на самый верх – и ассистент по команде Отиса обрубал канат мечом. Платформа устремлялась вниз, но через метр-два автоматика со страшным скрежетом срабатывала и останавливала падение. Отис снимал цилиндр и кланялся публике.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.