GOROD.cn.ua

Общеобразовательные заведения Чернигова: Экономим – как можем!

Не так давно в Чернигове проходил семинар по вопросам энергосбережения. После его проведения на одном из черниговских сайтов появилась статья под названием: «Цілком таємно», або «Загублена» у списках угода Соколова з ЄС», автор которой утверждал, что в Чернигове вопросами энергосбережения вообще не занимаются. Вот только несколько предложений из написанного в этой статье:

«Чернігівцям варто всерйоз замислитися над новими якісними методами енергозбереження, адже в середньому питомі витрати на опалення у обласному центрі у 5-6 разів вищі від європейських стандартів.
Тобто, працювати є над чим. За словами старшого консультанта з технічних питань проекту «ЮСЕЙД» «Муніципальна енергетична реформа в Україні» Анатолія Колієнка, питомі витрати теплоти на опалення в Чернігові становлять 246 кВт-год на метр квадратний.В Україні ця цифра становить 165. А європейський норматив – 55».

Естественно, что после обнародования такой информации, в Черниговском городском совете сразу забегали и засуетились. Не можем утверждать, что данные, приведенные в статье, соответствуют действительности, но, как нам известно, «волна» накрыла автора, и материал был снят с сайта. Правда, публикации в Интернете, как рукописи – «не горят», поэтому в поисковых системах при желании можно найти данную публикацию в полном объеме.

Насколько мы поняли, именно обвинение Черниговского городского совета в бездеятельности в вопросах энергосбережения послужило поводом для проведения пресс-тура  на тему "Енергозбереження у закладах освіти м. Чернігова".

Как экономят в системе образования


Если говорить об энергосбережении, то нужно отметить, что в Чернигове была принята «Програма енергозбереження в установах освіти м. Чернігова на 2010 – 2014 роки» рассчитанная на пять лет, которая предусматривала проведение организационных и технических мероприятий суммарной стоимостью в 33,4 млн. грн. Сегодня заканчивается 2014 год, а на программу потрачено только немногим больше 17 млн. грн.

В целом Программа предусматривает несколько направлений, которые глобально не решают проблемы энергосбережения. Так, в 2010 году для реализации Программы бюджетом было выделено 3,3 млн. грн. Эти средства направлены на модернизацию систем отопления зданий школ и детских садов. Установлены современные системы автоматического регулирования потребления тепла (насколько эффективно они используются, мы остановимся ниже) с оборудованием узлов учета энергоносителей, были проведены работы по очистке и частичные ремонты систем отопления в 38 учреждениях образования. Несколько ранее, по управлению образования города приборы учета тепла были установлены на всех объектах. И таких объектов в системе образования Чернигова – 106.

«Громкими» в системе образования стали два энергосберегающих проекта: по реновации детсада №71 и коллегиума №11.
   





В настоящее время выполняются технические мероприятия по энергосбережению в семи общеобразовательных заведениях города – совместный с НЕФКО проект энергоэффективности. Напомним, что всего в Черниговском управлении образования – 106 объектов.





И пока в вышеназванных школах проводят мероприятия по энергосбережению, остальные заведения выкручиваются, как могут. Одна из заведующих детским садом (не в рамках пресс-тура) рассказала, что для сбережения тепла во многих ДНЗ попросту начали «запенивать» монтажной пеной рамы, оставляя только форточку для проветривания. Ведь реально в большинстве садиков и школ окна уже отслужили свое, а на их замену денег ни кто не дает.

В то же время, учитывая, что на проведение мероприятий по энергоэффективности город берет кредит у западных инвесторов, вряд ли городской бюджет потянул бы большую нагрузку. Но сказать, что в Чернигове совсем не занимаются вопросами энергосбережения – тоже нельзя (по крайней мере, в заведениях управления образования).    

Экономят – как могут!

12 ноября журналистам Чернигова решили показать, как на практике обстоят дела с энергосбережением в Чернигове. Для этого был организован пресс-тур в дошкольное учебное заведение №21 и лицей №22.



    

Честно говоря, мы и не рассчитывали увидеть какого-то технического прогресса в детском садике. Ну и правда, как можно требовать заниматься вопросами экономии тепловой энергии от завхоза, которая, может быть и с компьютером-то на «вы»? А ведь прибор автоматического регулирования потребления тепла – это тот же компьютер. К тому же, для правильной регулировки температуры в здании нужно еще и в вопросах теплотехники разбираться. Не слишком ли много для простого завхоза?

В то же время мы в очередной раз убедились, что в детсадах Чернигова просто нет возможности выдерживать температурный режим, предписанный санитарными нормами: регуляторов на батареях отопления нет, да и термометры для измерения температуры воздуха – только в игровых и спальных помещениях.

О Приказе МОЗ №678 от 01.08.2013 Про затвердження Державних санітарних норм та правил «Влаштування, обладнання, утримання дошкільних навчальних закладів та організації життєдіяльності дітей», которым с 10 октября 2014 года во всех ДНЗ вводятся новые санитарные нормы заведующая детсадом знает только приблизительно. А ведь именно этот приказ регламентирует температурный режим в помещениях ДНЗ.
 

 
VI. Повітряно-тепловий режим
6.1. Температура повітря в приміщеннях дошкільного навчального закладу повинна становити: в приймальні, ігровій для дітей у віці до 2 років - +22-23 °С, для дітей від 2 до 3 років - +21-22 °С; в роздягальні і груповій для дітей від 3 до 5 років - +21-23 °С, для дітей старше 5 років - +19-21 °С. Температура повітря в спальнях повинна бути +19-21 °С, у туалетних для дітей до 3 років - +20-22 °С, для дітей старше 3 років - +19-20 °С. У залах для занять музикою та фізичною культурою температура повітря повинна бути +18-19 °С, приміщеннях басейну - +29-30 °С, медичних приміщеннях - +21-22 °С, теплих переходах - +15-16 °С. У приміщеннях, що займають кутове положення або знаходяться в торці будинку дошкільного навчального закладу, температура повітря повинна бути на 2 °С вище.
Контроль за температурою повітря у приміщеннях здійснюється за допомогою кімнатних термометрів, що розміщують на внутрішній поверхні кожного приміщення, де перебувають діти, на рівні 0,8-1,2 м від підлоги залежно від зросту дітей.


Когда мы спросили, почему в коридорах детского сада не контролируется температура воздуха (поскольку там просто-напросто нет термометра), коллектив ДНЗ быстро устранил недостаток, и пока мы осматривали теплопункт, термометр был приклеен на стенд. Правда, неизвестно откуда его принесли, но он показывал температуру даже на пару градусов большую, чем была в спальных помещениях детского сада.

 

Можно смело говорить о том, что отсутствие термометров, регулировочных вентилей на батареях – не вина заведующей. Управление образования Черниговского горсовета, похоже, таким «мелочам» просто не уделяет внимания. А ведь в том числе из-за перерасхода тепла в бюджете города не хватает денег на зарплату. Но, в целом, дети не мерзнут, и то хорошо!

Чтобы было понятно, сколько различных ресурсов потребляют школы и садики города, мы приведем пример лицея №22. Только за одни сутки этот лицей потребляет:
– 200 кВт электроэнергии, на сумму 296 гривен;
– 3 Гкал тепла на сумму 3424 гривны 09 копеек;
– 8м3 воды холодной на сумму 70 гривен 40 копеек.

 

Сколько лицей №22 потребляет горячей воды, нам не назвали по причине отсутствия учета. В то же время один кубический метр горячей воды сегодня для школ и садиков стоит 61,69 грн. И, судя по всему, рассчитываясь с тепловиками по нормативу, лицей ежедневно переплачивает не один десяток гривен. В лицее №22, как и в ДНЗ №21 установлен прибор автоматического регулирования потребления тепла. И почему датчики прибора не подключили к горячему водопроводу – мы так и не поняли. Спрашивать об этом у директора лицея большого смысла не было, поскольку 12 ноября Виктория Пекур только два месяца, как руководит учебным заведением.

И в лицее, и в детском саду завхозы по несколько раз в день ходят снимать показания с приборов учета, хотя имеется возможность подключения к прибору принтера и распечатки любой информации за месяц или даже отопительный период.




           
Кроме того, у данных приборов учета имеется возможность использования специальных программ для организации автоматизированного учета и регулирования тепловодопотребления на удаленных объектах. Программное обеспечение поставляется бесплатно и позволяет легко и просто объединять значительное количество тепловодосчетчиков в автоматизированные дистанционно управляемые системы учета и регулирования любой конфигурации в масштабах района или города. Таким образом, отдел по энергосбережению, созданный при управлении экономики Черниговского городского совета мог бы дистанционно заниматься вопросами экономии тепла во всех 38 зданиях управления образования, в которых установлены приборы автоматического регулирования потребления тепла. Из увиденного можно сделать вывод, что дорогостоящие системы, установленные в системе образования, на сегодня  используются крайне неэффективно.

И в детском саду, и в лицее нам пытались рассказать о какой-то экономии тепла, хотя приводимые цифры ни о чем ровным счетом не говорят, поскольку одна зима, существенно отличается от другой, а держать температуру в помещениях ниже санитарной нормы руководители школ и садиков просто не имеют права.

 


Лицей №22 – один из образовательных заведений Чернигова, где реализуется проект по энергосбережению за кредитные средства корпорации НЕФКО. В частности, в помещении лицея завершаются работы по установке 53 современных окон и семи дверей общей стоимостью более 390 тыс. грн. И это, безусловно – позитивный момент в вопросе энергосбережения в лицее.







       
Итоги

В очередной раз, посмотрев со стороны  на вопросы энергосбережения в сфере образования города, мы можем констатировать, что говорить о том, что в Чернигове работы в этом направлении не ведутся – безосновательно. Но, с другой стороны, решение возложить вопросы энергосбережения на работников сферы образования – в корне не правильное. 

В меру своих возможностей педагоги, как могут – экономят. И в садике, и в лицее мы обратили внимание на жесткую экономию электроэнергии. В лицее в коридоре 2-го этажа горел всего один светильник. Да и в садиках свет в группах и коридорах без надобности не включали. Но, выключить свет – это одно, а заниматься регулировкой тепла в здании – совсем другое. И тут курсов по пользованию теплосчетчиком явно недостаточно. Мы просто уверены, что вопросом должны заниматься люди с профильным инженерным образованием.

В то же время, согласно требованию зарубежных участников проекта по энергосбережению и решению исполнительного комитета Черниговского городского совета от 25.04.2007 г. в составе управление экономики Черниговского городского совета был создан отдел энергосбережения, в котором должны работать специально обученные люди. И именно этот отдел, по нашему мнению должен взять на себя вопросы энергосбережения в бюджетной сфере. А экономить есть на чем: городской совет управляет не менее, чем 155 зданиями управления образования, медучреждений, заведений культуры и пр. И на их энергообеспечение ежегодно тратятся десятки миллионов гривен.

В то же время, если рассматривать вопрос экономии энергии в многоквартирных домах Чернигова, то нельзя не согласиться с автором статьи, о которой мы говорили выше. В городе практически не решены вопросы учета тепла, на низком уровне вопросы учета горячей и холодной воды, природного газа. А говорить о каком-то энергосбережении без организации качественного учета – в принципе невозможно.

Кроме того, в городе отсутствуют программы энергосбережения в многоквартирных домах Чернигова. Возможно, если бы в результате принятых программ жители города смогли бы получить льготное кредитование, вопросы с экономией ресурсов в Чернигове решались куда быстрее…

Игорь Грищенко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: энергосбережение, пресс-тур, Александр Соколов, Владимир Куприяненко, Игорь Грищенко