Еще совсем недавно никто не мог и подумать, что такое может случиться – ни ребята, которые сейчас находятся в отделении хирургии Черниговской областной детской больницы, ни их мамы. Если бы знали, что постигнет такое горе, в первый же день обратились бы за помощью. К сожалению, у народа нет особого доверия к сегодняшней медицине,- в этом весь трагизм ситуации . Но сейчас не время искать виновных. То, что случилось,- уже случилось. Благо, что закончилось все благополучно. Теперь остается лишь терпеливо ждать выздоровления.
«З якогось дива ніжка заболіла»
Четырехлетнего Андрюшу с его мамой я застала в палате. Мальчик уже улыбался.
- Как тебя зовут?,- спрашиваю.
- Андрюша.
- А что же с тобой случилось, ножку поранил?
- Та ось, з якогось дива ніжка заболіла - совсем по-взрослому отвечает Андрей.
- А почему же она заболела? Играл и ударил ножку?
- Бігали, гуляли. Я не сам гуляв. У мене сестричка є Валя, и Юля, і я, а ще Вова і Оля, і Серьожа. Ми гуляли- гуляли, а я тоді побачив і кажу: «нога болить».
Мама смеется, слушая, как сын рассказывает:
- Це він усіх, хто в нас є, перечисляє. Хіба ж дорослі з вами гуляли?
- Расскажите, как все было.
- Жалувався, що нога болить. Ми і в лікарню ходили. А одна бабушка у лікарні каже: «Це у вас рожа. Шептать надо». Ну ми і шептали. Ему полегшало, ножка оттухла, температура спала. А потім, через сутки, гною нагнало. Ми поїхали в Прилуки, нам ногу прорізали, а воно зараження далі пішло. Я стала просити направлення сюди, в Чернігів. А тоді температура піднялася, і ми визвали скорую и поїхали у лікарню.
- А теперь уже лучше?
- Зробили операцію, будемо виздоравлювати. Спасибі врачам. Хто б міг подумати, що так може статися. Стыльки переживань, тай медицина тепер дорогостояща. Я не роблю (роботи в нас в селі нема), у мене таких грошей немає, семеро детей – троє чоловікові, мої старші і общі. Анрюша найменьший. Чоловік робить трактористом, та хіба ж цього хватить. Добре, що старші діти вже роблять - своїх сімей поки немає, то нам помогають.
«Мама, мы все выдержим»
В соседней палате лежит и шестнадцатилетний Дима. У него ситуация гораздо сложнее. На руках и ногах остались следы от операций. Да и общее состояние еще слабое. Возле Димы сидит мама, переживает за сына:
- Когда все это случилось, Дима был в селе у бабушки. Говорит, и травмы вроде бы никакой не было, а нога стала опухать. «Наверное, прыгал где-то и сломал»,- причитала бабушка. Ночью мы приехали из села. А рано утром сразу же обратились в травмпункт второй городской больницы. Там сделали нам снимок ноги, посмотрели. Ничего страшного – перелома нет, наверное, растяжение связок. Как объяснили, для того, чтобы зафиксировать ногу, наложили гипс. А так как Дима пожаловался, что у него высокая температура, выписали лекарства от температуры. Приписали Кетанов и другие лекарства. Но направления в детскую больницу никто не давал, даже предположений по поводу таких осложнений не было. А я же не врач, откуда мне знать. Четыре дня мы сидели дома, пили антибиотики. А потом Дима говорит: «Мама, у меня так ногу прет». Ну думаю, это связки растянутые, поэтому и болит. Но спустя какое-то время не выдержали и сами сняли гипс. Соседка говорит – шептать надо. Нога была красно-синяя – я тоже подумала, что это рожа. Мы день пошептали. На второй с утра съездили к бабке, а под вечер уже Диме плохо стало. Привезли сюда в больницу, а оказывается уже и заражение пошло и остеомиелит, и воспаление, и все в кучу. Состояние было очень тяжелое. Спасибо докторам, которые помогли, оказав квалифицированную помощь. Самое тяжелое, откуда все и началось – это левая нога. Столько операций сделали!
Много людей помогли нам финансово, если бы не они, не знаем, где бы и брали такие деньги. 19 дней пролежал сын в реанимации. А теперь у него, как второй день рождения. Он у меня сильный мальчик, сказал: «Мама, мы все выдержим». В этом году он поступал в лицей военный – прошли комиссию, все было хорошо – мальчик полностью здоров. А тут такое произошло. Теперь, когда врачи говорят об улучшении, будем надеяться на лучшее.
Анатолий Николаевич Сивогорло – врач-хирург, заведующий гнойно-септическим хирургическим отделением Черниговской областной детской больницы, где сейчас находятся Дима и маленький Андрюша:
- Конечно, в том, что произошло с мальчиками нельзя винить их родителей, ведь они, бесспорно, хотели сделать как лучше. Но хотелось бы предостеречь всех тех, кто может оказаться в подобной ситуации, ведь от болезней не застрахован никто. Не надо, самостоятельно поставив диагноз, заниматься самолечением и обращаться к бабкам, когда необходима квалифицированная медицинская помощь. Ведь последствия могут быть самыми плачевными.
Остеомиелит - гнойное воспаление кости и костного мозга) – очень сложное заболевание. Впоследствии может развиться сепсис (заражение крови), а в тяжелых случаях не исключен даже летальный исход. На моей памяти несколько случаев, когда дети, страдавшие остеомиелитом, умерли: один - на операционном столе, а второй через сутки после операции.
- Как развивается это заболевание?
- У взрослых детей остеомиелит чаще всего возникает в результате какой-либо травмы (и не обязательно с повреждением кожных покровов). Вся причина в том, что любой удар, любая травма – это воспалительный процесс: сразу же тромбируются (закрываются) все Гаверсовы каналы (это каналы внутри кости, где проходят сосуды). А костный мозг – очень благоприятная питательная среда для микробов. Микробы там оседают (остеомиелит вызывают стафилококки и стрептококки (чаще стафилококки)) и начинают «бурлить» изнутри.
У новорожденных чаще всего происходит внутриутробное заражение через пупочные ранки и чаще поражаются тазобедренные суставы. Обычно поражаются суставы, но иногда и полностью кости.
- Насколько часто бывают случаи заражения новрожденных?
- Иногда привозят к нам новорожденных, страдающих остеомиелитом, прямо из роддома. В настоящее время в нашем отделение тоже находится такой ребенок, которому нет еще и месяца. Его направили к нам из Бахмачской больницы. Родители обратились к врачам по поводу абсцессов (гнойничков), которые пошли по всему телу ребенка. Скорее всего, процесс начался еще в роддоме, но поначалу как-то не обращали внимания. А теперь дошло до того, что одна ножка не двигалась и сделалась толще в бедре. Когда сделали операцию, удалили много гноя, который был и в костном канале. Но все обошлось благополучно, и завтра этого ребенка будут выписывать.
- Могут ли быть осложнения у детей, переболевших остеомиелитом?
- Самое опасное осложнение у маленьких детей – это когда поражаются ростковые зоны кости. Тогда кость не растет. Много бывает и таких случаев, когда пострадавшие кости остаются на том уровне, на каком они были в момент болезни, или же отстают в росте. Вследствие таких осложнений у детей, когда они вырастают, короче одно плечо или бедро - в зависимости от очага поражения.
Осложнение у взрослых детей – это разрушение кости, деструкция. Могут поражаться и суставы. Таким образом, это заболевание может привести к инвалидности. А это самое страшное. Поэтому, чем раньше начать лечение, тем лучше.
- Какие симптомы такого заболевания?
- Клиника заболевания следующая: боль в местах воспаления – рвущая, пульсирующая; конечность отекшая (с покраснением), резко болезненная; температура высокая, вынужденное положение в постели; кожные покровы бледные; большая жажда; хрипы в легких (как следствие - воспалительных процессов в легких); общая слабость. В случае вышеперечисленных признаков необходимо обращаться к врачам-хирургам, можно прямо в хирургию, в приемный покой.
- В двух случаях, с которыми мы познакомились, вместо остеомиелита лечили такое заболевание, как рожа. Чем это можно объяснить? Что общего у этих заболеваний?
- Дело в том, что рожистое воспаление – это попадание стрептокока через царапину кожного покрова, через укусы насекомых. И, как правило, обычно происходит воспаления кожи и подкожной клетчатки. В результате начинается яркое покраснение кожных покровов. Отек, зуд. И боли зудящего характера. В запущенной стадии образуются гнойники. Как видим, симптомы действительно несколько схожи. Но я подчеркиваю, что боли зудящего характера, а не рвущая (пульсирующая), как в случае остеомиелита. Температура также может быть, но не высокая.
- Что можете сказать о случаях с мальчиками, которые сейчас находятся в отделении?
- В этих случаях дело идет на поправку и думаем, что осложнений не будет. У Андрюши организм оказался сильнее, поэтому болезнь развивалась гораздо медленнее, чем у Димы. Диме повезло меньше. Его привезли в крайне тяжелом состоянии - почти без сознания. Сразу же была сделана операция, потом еще несколько – всего пять операций. Его диагноз - остеомиелит костей (верхних и нижних конечностей), некроз тканей, двухсторонняя пневмония (воспаление легких), эмпиема (гнойное заболевание плевры). Теперь его состояние уже гораздо лучше, вот из реанимации перевели в наше отделение. Самое страшное, чего нужно опасаться, - это чтобы в легких не образовывались абсцессы (гнойники) . Но пока видим только улучшение, воспалительный процесс отступает. Надеемся, что все обойдется благополучно.
Екатерина Приступа
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.