Над Кривой речкой вновь звучала бардовская песня
Велико искушение начать рассказ о фестивале авторской песни традиционно: дескать, 15 — 17 августа на базе «Днепр» состоялся Международный фестиваль авторской песни «Славутич-2008». Прошло это действо уже в 14-й раз — и обещало случиться в 15-й…
И, собственно, можно так начать. И это будет правдой. Но какой-то уж очень… скомканной и скучной, что ли? И почти ничего не говорящей тому, кто ни разу не бывал на роскошной поляне на крутом (не очень и крутом, но для красного словца позволим себе гиперболу) берегу Кривой речки — старицы Днепра. А для тех, кто там бывал, такое начало наверняка покажется едва ли не оскорбительным: этот фестиваль — отдушина для многих смертельно уставших от заполонившей все и вся попсы. И многие ездят на него ежегодно, не считаясь ни со временем, ни со средствами, ни с погодой.
И поэтому начнем… с эмоций.
Эмоции
Хочется праздника. Яркого, запоминающегося, без рекламных пауз и расшаркиваний перед сильными мира сего. Хочется покоя — под мирный шум сосен, плеск небыстрой августовской реки и музыку —для души и ума, а не для ног. Хочется неспешных разговоров о вечном, хочется песен Окуджавы, Визбора, Дольского, хочется потрясающих днепровских рассветов. Хочется почувствовать себя молодой и свободомыслящей — почти студенткой-старшекурсницей.
Именно поэтому каждый год, в конце августа, я еду на базу отдыха «Днепр», которая на три фестивальных дня становится просто Поляной. Так ее называют участники-старожилы и организаторы. Так будем называть ее и мы — во всяком случае, в этой статье.
Я фестивальщик со стажем, и поэтому уже давно не задаю другим участникам вопрос, зачем им нужны эти не весьма удобные и достаточно затратные (если ехать не из близлежащего Славутича и даже не из соседнего Чернигова) поездки. Я ЗНАЮ, почему они рвутся сюда. Даже если и не осознают этого.
Факты
Ежегодно Поляна собирает не менее полутысячи гостей и участников. Последних можно посчитать — первых труднее, поскольку они не привыкли регистрироваться. Они останавливаются палаточными лагерями за оградой базы — за два часа здесь вырастает городок, который, если ходить от костра к костру, и за пару-тройку часов не обойдешь.
Если отпустят с работы, можно приехать еще до начала феста, в четверг, и выбрать место для лагеря неспешно, с учетом ветра, расстояния от сцены, возможности ходить в гости и самим принимать гостей. В это время здесь будет только группа непосредственных организаторов фестивального действа. Именно они позаботятся о том, чтобы у гостей и участников были дрова, вода, электричество. О них обычно принято вспоминать в самом конце фестиваля и статей о нем. Но, право, они стоят того, чтобы сказать им спасибо в самом начале.
Основная масса фестивальщиков обычно съезжается в пятницу, к открытию: бывалые знают, что именитых гостей (обычно это члены жюри) после торжественного открытия можно заманить к себе на костерок и, если повезет, получить полнометражный и эксклюзивный концерт «от знаменитости» в обмен на чашку чая (кофе, водки, коньяка – кто на что идет) или просто откровенное зрительское восхищение.
В субботу с утра начинают работать мастер-классы, в ходе которых отбираются претенденты на участие в вечернем конкурсном концерте. Одновременно с ними стартуют дневные блочные получасовые концерты, в которых могут принять участие как свободные от выполнения жюрейско-консультационных работ приглашенные на фестиваль метры авторской песни, так и никому не известный бардовский молодняк. Собственно, по мнению старожилов Поляны, дневные блоки как раз и показывают, кто есть кто: может молодой автор или исполнитель удержать положенное время аудиторию — значит, имеет определенный дар, а, следовательно, и перспективу. Нет — значит, не судьба.
Что всегда ставит на Поляне в тупик, приводит в отчаяние — это явная невозможность растроиться, а то и расчетвериться физически. Так хочется одновременно присутствовать везде — и на блочных концертах, и на мастер-классах, тем более что обычно их бывает несколько, и идут они по-разному. Молодые авторы и исполнители, жаждущие славы и признания, обычно не ленятся побродить с одного мастер-класса на другой — авось, там не понравился, а здесь в пору придусь?! И, кстати, приходятся — таки впору. Иногда.
За десяток лет, что катаюсь на этот фест, с удовольствием прослушала мастер-классы поэта и исполнителя Александра Дольского, автора текстов к песням из кинофильма «Москва слезам не верит» и ряда других и сегодня популярных в народе картин Дмитрия Сухарева, киевлянина Аркадия Голубицкого, не менее почитаемого в авторской песне на территории СНГ москвича Виктора Попова, брестчанина Тараса Юревича, дончанина Владимира Завгороднего и москвички Татьяны Дрыгиной, гомельчан Вячеслава Климовича, Ольги Ясюкович, Анатолия Козловского, Анатолия Киреева, Марата Фхртдинова, — всех просто не перечислишь. Что особенно интересно: на Поляне принята ротация жюрейской коллегии — то есть никто из членов жюри, которые судили-консультировали в предыдущем году, не смогут принять участие в работе жюри на текущем фестивале. Гостем — пожалуйста, «жюрейцем» — нет. Это — норма, и она соблюдается свято.
При этом и на песенных получасовках поприсутствовать очень хочется! Помню, как несколько лет тому, буквально на бегу, меня сразила стихотворная строка, как стрела, брошенная со сцены в таком вот неформальном действе хрупкой девчушкой явно подросткового возраста. Помню, ждала, что это чудо (в прямом смысле этого слова!) появится в вечернем концерте, — увы, девочка, как потом выяснилось, даже не ходила на суд к мэтрам. Точно так же запала в душу услышанная у крымчанина Сергея Ятсуненко (ой, так ли пишется фамилия, столько лет прошло!) фраза: «…В юго-западной бухточке Крыма я работаю сторожем моря…» Так просто — и так здорово.
Поляну-2008 «судили» Владимир Туриянский и Александр Попов (Москва), Александр Супрун (Запорожье), Наталия Барабанщикова (Кишинев), Александр Апанович и Сергей Шпилевский (Минск), Елена Касьян (Львов). В числе гостей был неизменный автор и вдохновитель «Чайханы» Виктор Байрак. К слову, о «Чайхане». Тот, кто ни разу не был на Поляне, с трудом может себе представить это действо. Представьте себе чистый импровиз на тему, которая выбирается здесь же, во время дневных мастер-классов и концертов. Хозяин «Чайханы» смотрит, слушает гостей и конкурсантов, прикидывает, из чего бы можно собрать программку — и пишет сценарий. (В этом месте надо остановиться для ясности и сообщить по секрету: сценарий, по словам отдельных именитых гостей, обильно угощенных напитками крепче чая, а потому откровенных, на самом деле имеется далеко не всегда…)
В этом году предметом стёба был выбран нашумевший сюжет спектакля «День радио». Может, именно потому, что уж больно нашумевшим был исходный материал, сама «Чайхана», по мнению многочисленных пристрастно допрошенных зрителей, была … как-то не очень.
Впрочем, может быть еще одно пояснение прискорбному факту «неоченности». Может быть, мы просто превращаемся в требовательных зрителей? Если так, то это еще одна несомненно положительная общекультурная роль славутичской Поляны.
История
Откуда же возник этот праздник души? Много лет я приставала с этим вопросом к людям, которые его организовывали и продолжают это делать сейчас. Ответы были разные. Назывались разные инициаторы его учреждения и проведения — и каждый из рассказчиков был уверен, что прав. Честно говоря, давно уже прекратила попытки определить «автора» события — подозреваю, что славутичский фест родился потому, что… не мог не родиться: слишком много людей чувствовали его необходимость, слишком многие приложили усилия к его появлению на свет. Спасибо им всем — и им, и их сподвижникам. А еще извесной российской «Грушинке» — для многих именно она была толчком.
А теперь слово очевидцам.
Вячеслав Востряков, работник Чернобыльской АЭС:
— Идея фестиваля неоднократно обсуждалась, как говорят, на кухнях. Обсуждали семьями, обговаривали детали того, что еще только задумывалось. Участвовали в этом, кроме моей семьи, семьи Кондаковых, Шурша, Соколовых. Не хватало только толчка, чтобы начать выполнять идею на практике. Подтолкнуло нас к этому вот что. Тогда (зима 1995-го?) в Славутиче как раз выступил с концертом Леонид Сергеев. Вместе с ним и тогдашним директором ДК «Энергия» Людмилой Заикиной мы пошли на прием к директору станции Сергею Парашину. Рассказали о том, как видим наш фестиваль, напомнили о том, что Славутич — город технической интеллигенции, и фестиваль для нее просто необходим. Сергей Константинович идею поддержал. Помню, вышел забавный диалог. Он меня спрашивает, на сколько человек мы рассчитываем фестиваль в первый год. Я отвечаю: «Человек на триста». — «Людмила Алексеевна, давайте-ка рассчитывать на тысячу». Организация потребовала значительных сил. Специально, чтобы провести Поляну №1, я уволился с ЧАЭС (с должности начальника сектора технических средств АСУП) и проработал с марта по август в ДК «Энергия».
— В зарплате потерял?
— Значительно, но речь не об этом. Сама организация занимала бездну времени. Мы все время наталкивались на какие-то неожиданные препятствия. То вследствие какой-то поломки не пришел понтонный отряд, при помощи которого предполагалось наладить переправу с «большой земли» на остров Праведный, где тогда проходил фест. Пришлось все доставлять по воде. То пришлось почти переселиться на остров жить, чтобы не лишиться оборудования. В общем, хватало.
Были осложнения и позже. Всегда в последнюю минуту решался вопрос средств на проведение, как-то местные металлоискатели вырезали и утащили изрядный кусок кабеля, и Поляна, уже на Кривой, оказалась обесточенной, и пришлось доставать дизель и опять же сторожить его от любителей прихватить все, что плохо лежит или стоит.
— Переместить фестиваль на Кривую пришлось из-за дороговизны проведения его на острове?
— Да, а кроме того, сюда значительно удобнее добираться.
Людмила Козлова:
— Одиннадцать лет назад мы с мужем поехали на «Грушинку». Фестиваль был замечательным, но я, помнится, высказала сожаление, что в будущем году нам «Грушинки» уж точно не видать — в самом ближайшем будущем ожидалось рождение нашей дочери Катьки. Высказала я это, и как раз во время празднования моего дня рождения Женя (Евгений Козлов, председатель ПК ЧАЭС) вдруг говорит: а слабо и у нас такой фестиваль открыть?»
Оказалось — не слабо. Чернобыльская атомная электростанция в то время была предприятием богатым, и Семен Рыбчинский, которому были делегированы права организатора (он занимался этим вместе с уже упомянутой выше Людмилой Заикиной), пригласил на фест действительно звезд бардовского движения. Очевидцы тех событий вспоминают о них с придыханием и выразительными возгласами «О-о!..» Но поскольку возгласы — вещь не материальная, ограничимся более конкретным и лаконичным воспоминанием одного из участников первого феста — по его словам, звезд, которые приехали на Праведный, было не меньше, чем зрителей. В числе зрителей была и крошечная Катя Козлова — она слушала выступления, сидя в огромной, специально для этого привезенной на остров коляске, и была самой юной зрительницей.
(Сегодня фестивальные тусовки с детишками нежного возраста на Поляне — уже традиция. В прошлом, 2007 году, некое юное дарование в подгузниках просто кочевало с рук на руки, пока его мама боролась за звание дипломанта фестиваля. Была малышня и на нынешнем фесте).
Что удивительно: после останова последнего чернобыльского блока все предрекали Поляне скорую и бесславную кончину — а она жива, несмотря ни на что! И хотя «пряников сладких», как пел незабвенный Булат Окуджава, «всегда не хватает на всех», приятно видеть в спонсорах фестиваля уж который год подряд профком и группы управления проектами ГСП ЧАЭС. Их немного, спонсоров, но они есть — и им тоже огромное спасибо.
Итоги
На кольце царя Соломона, говорят, была надпись «Все проходит — и это пройдет…» Это к тому, что всему, в том числе и хорошему, обязательно приходит конец. Завершился и наш фестиваль. Гран-при завоевал дуэт из Гродно — Ольга Головня и Сергей Илюшенко. В числе лауреатов — ансамбль «Белые крылья» из Энергодара, дуэт из Днепропетровска в составе Дениса Пахомова и Ярослава Апросюхина, авторы стихотворных текстов Тимофей Скоренко (Минск) и Милана Коваленко (Киев). В число дипломантов во второй раз попала черниговчанка Елена Грицюк. Основная масса дипломантов — представители Республики Беларусь.
До завтра?
…Ведущие итогового концерта оговорились, назвав уходящий песенный праздник пятнадцатым.
Значит, он будет, пятнадцатый. И шестнадцатый, даст бог, тоже будет…
Майя Руденко, фото Вадима Ивкина,«Взгляд»
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.